Повышение экономической эффективности трудовых ресурсов

курсовая работа

1.5. Состояние проблемы трудообеспеченности и эффективного использования трудовых ресурсов в народном хозяйстве

В качестве ресурсной базы обеспечения развития народного хозяйства Республики Беларусь выступают трудовые ресурсы.

Беларусь обладает значительным трудовым потенциалом, формирование которого предопределяется динамикой численности трудоспособных граждан. Рост их численности обусловил увеличение трудовых ресурсов с 6004,6 тыс. в 2000 году до 6211 тыс. человек в 2005 году (по оценке). При этом в городах наблюдается устойчивая тенденция роста, в то время как село теряет свой трудоспособный потенциал вследствие миграционного оттока молодежи в города.

Численность занятых в экономике уменьшилась в 2005 году до 4303 тыс. человек, или на 3,1 процента от уровня 2000 года [12, 25].

Сокращение уровня занятости в общественном производстве сопровождается оптимизацией численности кадрового персонала, ростом производительности труда, ликвидацией морально устаревших и неэффективных рабочих мест, улучшением использования рабочего времени. Положительные изменения наметились в динамике отраслевой структуры занятости в сторону усиления ее социальной направленности. Устойчивая тенденция снижения численности кадрового персонала наблюдалась в промышленности и сельском хозяйстве, при наметившемся росте численности занятых в строительстве. Доля работающих в сфере услуг по сравнению с 2000 годом увеличилась с 49,6 процента до 53,7 процента в 2005 году (по оценке) [12, 26].

Ряд позитивных процессов отмечается на рынке труда. Уровень регистрируемой безработицы снизился с 3,1 процента в 2003 году до 1,5 процента в 2005 году от численности экономически активного населения [12, 27]. Наметилась тенденция увеличения спроса на рабочую силу. Улучшилась его конъюнктура, хотя она по-прежнему остается трудоизбыточной. На конец 2005 года предложение превышало спрос в 2,4 раза, в то время как в 2003 году  -  в 4,3 раза. Показатель напряженности на рынке труда составил 2 безработных в расчете на одну вакансию против 4 человек в 2003 году [12, 28].

В 2006 - 2010 годах формирование трудового потенциала будет происходить под влиянием прироста трудоспособного населения до 2006 года и его абсолютного сокращения в последующие годы в связи с вступлением в трудоспособный возраст малочисленного поколения родившихся в 90-х годах прошлого века. Данные тенденции обусловят уменьшение численности трудовых ресурсов до 6120 - 6150 тыс. человек в 2010 году (на 1,4 процента).

Намечается тенденция роста уровня занятости населения. С учетом активизации процессов реформирования производства и инвестиционной деятельности по созданию новых рабочих мест прогнозируется увеличение численности занятых в экономике до 4740 - 4775 тыс. человек в 2010 году [12, 29].

Динамика отраслевой структуры занятости будет характеризоваться дальнейшим расширением ее социальной направленности. По прогнозу, доля занятых в сфере услуг возрастет к 2010 году до 56 процентов против 53,7 процента в 2005 году.

Основной целью государственной политики в социально-трудовой сфере является повышение эффективности использования ресурсов труда и формирование кадрового потенциала с учетом реальных потребностей производства.

Главными приоритетами политики занятости должны стать формирование благоприятных условий для повышения ее эффективности, преодоление дефицита рабочих мест посредством расширения инвестиционной активности за счет всех источников, снижение напряженности и поддержание стабильности в сфере социально-трудовых отношений. Основные усилия будут направлены на реализацию активных мер по обеспечению занятости населения и удержание уровня регистрируемой безработицы в пределах 1,5 - 2 процентов к экономически активному населению.

Исходя из поставленных приоритетов, определены следующие основные направления совершенствования трудовых отношений и занятости населения:

1) создание новых рабочих мест с учетом реализации мероприятий ежегодной программы занятости;

2) повышение эффективности занятости и формирование ее постиндустриальной структуры;

3) достижение сбалансированности спроса и предложения рабочих мест на рынке труда по профессионально-квалификационным признакам и регионам;

4) проведение взвешенной миграционной политики, направленной на позитивное территориальное перемещение населения, защиту внутреннего рынка труда;

5) стимулирование развития самозанятости населения, расширение деловой и предпринимательской инициативы граждан;

6) содействие профессиональной ориентации молодежи в выборе профессии и получении профессионального образования до начала ее трудовой деятельности;

7) улучшение качества рабочей среды, включая условия труда и технику безопасности, повышение уровня заработной платы и эффективное использование рабочего времени;

8) усиление социальной защиты населения от безработицы, смягчение и минимизация ее негативных социально-экономических последствий.

Основными проблемами в сфере занятости являются:

1) содержание излишней численности персонала;

2) нерациональная отраслевая структура и дисбаланс спроса и предложения рабочей силы по профессионально-квалифика-ционным составляющим;

3) расширение масштабов неформальной занятости и нерегистрируемой безработицы.

Стратегической целью государственной политики на рынке труда является обеспечение свободно избранной, продуктивной занятости и создание условий для более рационального использования трудового потенциала общества в соответствии с профессиональными возможностями каждого человека. Повышение эффективности труда должно сопровождаться сокращением избыточной занятости на производстве и перераспределением рабочей силы в альтернативные сферы деятельности.

В ближайшие годы на фоне увеличения трудовых ресурсов прогнозируется сокращение численности работающих в общественном производстве - численность занятых в экономике может уменьшиться до 4210 тыс. чел.

В 2008-2010 гг. с учетом активизации структурной перестройки экономики ожидается более активное высвобождение работников из общественного производства. Численность занятых в экономике к 2010 г. может уменьшиться до 4125 тыс. чел. В структуре занятости произойдет переориентация на непроизводственные отрасли экономики за счет создания малых предприятий и расширения индивидуального предпринимательства в сфере услуг, где доля работающих увеличится до 58%. Сокращение уровня занятости ожидается в условиях уменьшения численности трудовых ресурсов, что обусловит снижение масштабов предложения рабочей силы на рынке труда. В результате уровень безработицы к концу 2010 г. сократится до 3,0-3,5% [12, 31].

Политика занятости населения в 2011-2020 гг. должна быть направлена на достижение наиболее полной сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, повышение качества и конкурентоспособности трудового потенциала страны. В этот период прогнозируются более высокие темпы сокращения уровня занятости, что будет обусловлено дальнейшей оптимизацией численности кадрового персонала исходя из потребностей структурной перестройки производства, а также уменьшением притока кадров вследствие сокращения численности населения в трудоспособном возрасте. По прогнозу, численность занятых в экономике к 2020 г. сократится до 3865 тыс. чел. Политика приоритетного развития социальных отраслей и переориентации экономики на наукоемкие производства будет способствовать постепенному переходу к постиндустриальной модели занятости. Доля работающих в сфере услуг, по расчетам, увеличится до 64%.

Предполагается создать эффективные механизмы кадровой политики в направлении роста образовательного и профессионального уровня работников, формирования действенных стимулов к высокопроизводительному труду. Приоритетное внимание будет уделено обеспечению рационализации структуры занятости по профессиональному составу, повышению качества рабочей силы соответственно требованиям к профессиональной квалификации, предъявляемым на национальном и международном рынках труда. Стратегия повышения конкурентоспособности рабочей силы предусматривает решение проблем внешней трудовой миграции, включая такие задачи как содействие в трудоустройстве граждан Беларуси за рубежом, контроль за использованием иностранной рабочей силы, предупреждение нелегальной трудовой миграции, защита национального рынка труда.

Делись добром ;)