Повышение эффективности управления издержками производства на предприятии

дипломная работа

1.3 Методические подходы к управлению издержками производства на предприятии

В системе управления издержками большое значение имеет анализ себестоимости продукции, работ и услуг. Он позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнение плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост, установить резервы и дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции [7. С.188].

Информационной базой для анализа себестоимости продукции являются данные статистической отчетности "Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия (организации)", плановые и отчетные калькуляции себестоимости продукции, данные синтетического и аналитического учета затрат по основным и вспомогательным производствам и т.д.

Г.В. Савицкая предлагает проводить анализ себестоимости проводится по следующим основным направлениям:

анализ динамики обобщающих показателей себестоимости и факторов ее изменения;

анализ себестоимости единицы продукции или себестоимости 1 руб. товарной продукции;

анализ структуры затрат, ее динамики;

анализ себестоимости продукции по статьям;

факторный анализ себестоимости по статьям;

выявление резервов снижения себестоимости [35. С.281].

Анализ себестоимости может проводиться как ретроспективный, так и оперативный, предварительный, прогнозный. Ретроспективный анализ проводится с целью накопления информации о динамике затрат, факторах их изменения. Результаты ретроспективного анализа используются для определения плановой себестоимости продукции, формирования ценовой политики, разработки управленческих решений, направленных на повышение конкурентоспособности продукции. Оперативный анализ себестоимости, который проводится ежедневно или по данным учета за 1, 5, 10 дней, направлен на своевременное выявление непроизводительных затрат и потерь. Результаты оперативного анализа используются для гибкого маневрирования ресурсами.

Предварительный анализ себестоимости конкретного вида изделия проводится на первой стадии жизненного цикла изделия - на этапе проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Перспективный (прогнозный) анализ призван оценить возможное увеличение или снижение себестоимости продукции в целом и отдельных изделий в связи с прогнозируемыми изменениями на рынке ресурсов. Для определения изменений в общих затратах на перспективу используется метод анализа соотношения "издержки - объем - прибыль".

Основным, обобщающим показателем, характеризующим себестоимость и уровень рентабельности продукции, являются затраты на 1 руб. производимой продукции, так как именно этот показатель обеспечивает увязку плана и отчета по себестоимости продукции с прибылью, но самое главное - позволяет устанавливать динамику снижения себестоимости продукции за несколько лет.

Ю.Г. Чернышева, Э.А. Чернышев отмечают, что анализ затрат на 1 руб. выпускаемой продукции имеет целью выявить и оценить резервы снижения производственных затрат и успешное выполнение установленного задания по предельному уровню затрат и лимиту материальных затрат.

Анализ себестоимости продукции начинается с оценки выполнения плана по затратам на 1 руб. товарной продукции, а затем анализируется себестоимость выпущенной продукции и себестоимость единицы важнейших изделий.

Непосредственное влияние на изменение уровня затрат на 1 рубль товарной продукции оказывают четыре фактора первого порядка, которые находятся с ним в прямой функциональной связи: структура выпущенной продукции предприятия; уровень затрат на производство отдельных изделий; цены и тарифы на потребленные материальные ресурсы; цены на продукцию [38. С.147].

Объем выпущенной продукции оказывает влияние на совокупную себестоимость всей товарной продукции, поэтому при изучении уровня затрат этот показатель не учитывается. Для оценки влияния структурных сдвигов на себестоимость единицы продукции проводится перерасчет себестоимости единицы продукции по плану на фактический выпуск по каждому наименованию продукции.

Анализ структуры затрат проводится по направлениям:

анализ состава себестоимости на основе сопоставления суммы и удельных весов каждой статьи и элементов расходов;

анализ затрат с группировкой по их функциональной роли в производственном процессе. Затраты группируются по калькуляционным статьям расходов в зависимости от связи с производством, организацией, обслуживанием, управлением и сбытом, т.е. по местам их возникновения;

анализ прямых материальных и трудовых затрат;

анализ косвенных затрат с подразделением на переменные и постоянные.

Анализ структуры себестоимости проводится сопоставлением удельных весов отдельных элементов с планом и в динамике.

При помощи показателей структуры рассматривается влияние каждой статьи на сумму абсолютной и относительной экономии или перерасхода затрат. Анализ структуры затрат позволяет оценить материалоемкость, трудоемкость, энергоемкость продукции, выяснить характер их изменений и влияние на себестоимость продукции. Для оценки влияния каждой статьи затрат на себестоимость 1 руб. товарной продукции рассчитывается уровень затрат по каждой статье, выявляется сумма экономии или перерасхода по каждой статье и элементу расходов, изучаются причины отклонений.

Анализ динамики и выполнения плана по структуре и уровню затрат позволяет своевременно реагировать на отклонения от плановых, нормативных показателей себестоимости, выявлять негативные тенденции изменения себестоимости, принимать конкретные управленческие решения по их устранению или согласованию. Итак, систематическое определение и анализ структуры затрат на предприятии имеют очень важное значение, в первую очередь для управления издержками на предприятии с целью их минимизации.

Структура затрат позволяет выявить основные резервы по их снижению и разработать конкретные мероприятия по их реализации на предприятии. Структура затрат на каждом предприятии также должна анализироваться как в поэлементном, так и в постатейном разрезе. Это необходимо, как уже отмечалось, для управления издержками на предприятии с целью их минимизации [36. С.181].

Затраты на один рубль произведенной продукции - очень важный обобщающий показатель, характеризующий уровень себестоимости продукции в целом по предприятию. Во-первых, он универсален: может рассчитываться в любой отрасли производства и, во-вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью.

Исчисляется данный показатель отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной продукции в действующих ценах:

УЗ = , (1.3.1)

где Зобщ - общая сумма затрат на производство и продажу продукции;

ВП - стоимость произведенной продукции в действующих ценах.

При его уровне ниже единицы производство продукции является рентабельным, при уровне выше единицы - убыточным.

Фактическое изменение уровня затрат на один рубль товарной продукции можно определить следующим образом:

(1.3.2)

где ?z0q0 - общая сумма затрат на производство и реализацию продукции предыдущего (базисного) года;

?z1q1 - общая сумма затрат на производство и реализацию продукции отчетного года;

?p0q0 - стоимость произведенной продукции предыдущего (базисного) года;

?p1q1 - стоимость произведенной продукции отчетного года.

На изменение уровня затрат на рубль товарной продукции оказывают влияние следующие факторы: себестоимость продукции, объем и ассортимент продукции, цены на производимую продукцию.

Влияние факторов определяется по следующим формулам:

а) за счет изменения себестоимости продукции:

(1.3.3)

где ?z0q1 - общая сумма затрат на производство и реализацию продукции отчетного года по ценам предыдущего (базисного) года;

?p0q1 - стоимость произведенной продукции отчетного года по ценам предыдущего (базисного) года.

б) за счет объема и ассортимента продукции:

(1.3.4)

в) за счет изменения цен на производимую продукцию:

(1.3.5)

Проверка: или.

Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, который называют еще анализом безубыточности или содействия доходу. Его методика базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей - издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью - и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.

Эта методика основана на делении производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема деятельности предприятия на переменные (пропорциональные) и постоянные (непропорциональные) и использовании категории маржинальной прибыли.

Маржинальный доход (маржинальный прибыль) представляет собой разность между выручкой от реализации и переменными затратами, или сумму постоянных расходов и прибыли от реализации:

МД = П + С пост; (1.3.6)

МД = N - Спер, (1.3.7)

где N - выручка от реализации;

Спер - переменные издержки;

Спост - постоянные издержки.

Кроме уровня маржинальной прибыли важным показателем для принятия управленческих решений является точка безубыточности. Точка безубыточности - это такой объем реализации продукции, который позволит предприятию покрыть все расходы и выйти на нулевой уровень прибыли.

Точку безубыточности можно найти следующим образом:

Q = , (1.3.8)

где р - цена реализации продукции;

z - удельные переменные затраты на единицу продукции.

Таким образом, анализ динамики и выполнения плана по структуре и уровню издержек позволяет своевременно реагировать на отклонения от плановых, нормативных показателей себестоимости, выявлять негативные тенденции изменения себестоимости, принимать конкретные управленческие решения по их устранению или согласованию.

Систематическое определение и анализ структуры затрат на предприятии имеют очень важное значение, в первую очередь для управления издержками на предприятии с целью их минимизации. Структура затрат позволяет выявить основные резервы по их снижению и разработать конкретные мероприятия по их реализации на предприятии. Структура затрат на каждом предприятии также должна анализироваться как в поэлементном, так и в постатейном разрезе. Это необходимо, как уже отмечалось, для управления издержками на предприятии с целью их минимизации.

Теоретические и методические основы управления издержками предприятия служат основой для проведения практического анализа и оценки эффективности управления издержками ОАО "Нефтекамскнефтехим".

Делись добром ;)