logo
Понятие и содержание макроэкономического планирования

1. Сущность прогнозирования и планирования

Под прогнозом следует понимать систему обоснованных научно предположений о возможных состояниях объекта в будущем, то есть, об альтернативных путях развития его. В сравнении с гипотезой, прогноз обладает в гораздо большей степени выраженной определенностью, потому как основывается не лишь на качественных, но также и на количественных показателях. Прогноз характеризует предвидение состояния объекта на основе конкретно-прикладной теории, а потому и является более достоверным. В это же время прогноз, как правило, является неоднозначным, имея вероятностный, многовариантный характер. Прогнозирование - это процесс разработки прогноза [4, с. 23].

Планирование представляет собой процесс научного обоснования приоритетов, вырабатывания путей, а также средств достижения целей. На практике планирование реализуется посредством разработки планов. Отличительной чертой планирования можно назвать конкретность показателей, определенность как по времени их, так и в количественном плане.

Планом является документ, в котором содержится система определенных показателей, а также комплекс разного рода мероприятий по решению различных задач социально-экономического развития. В плане отражены приоритеты, цели, ресурсы, источники их обеспечения, а также порядок и сроки выполнения данных задач.

План и прогноз в значительной мере взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комбинации сочетаний плана и прогноза бывают самыми различными: в большинстве случаев, к примеру, прогноз предшествует разработке плана, может следовать за ним (если это, например, прогнозирование последствий принятого решения). Также прогнозирование может проводиться и в процессе разработки плана, играть роль плана самостоятельно, в особенности в таких крупномасштабных экономических системах, как регион, государство (когда не представляется возможным обеспечение точного определения показателей, другими словами, когда план приобретает все более выраженный вероятностный характер, превращаясь, практически, в прогноз.

Планирование является всегда нацеленным на обоснование принятия и практической реализации управленческих решений. Целью прогнозирования выступает, в первую очередь, создание научных предпосылок для осуществления данных решений. Данные предпосылки включают в себя:

- научно обоснованный анализ тенденций развития экономической системы;

- вариантное предвидение предстоящего развития экономики (которое учитывает, как уже устоявшиеся тенденции, так и намеченные цели);

- оценку вероятных последствий и сценариев развития последствий принимаемых решений.

Обоснование направлений макроэкономического прогнозирования состоит в том, чтобы, в первую очередь, руководствуясь реальными экономическими процессами, сформировать цели развития, выяснив в исследуемой области перспективы отдаленного будущего, а с другой стороны - способствовать выработке оптимальных планов, опирающихся на корректно составленный прогноз, а также оценку последствий принятого решения в прогнозируемом периоде [5, с. 37].

Прогнозирование макроэкономических процессов реализуется в тесном единстве с иными видами прогнозирования, такими как социальное, политическое, демографическое, научно-техническое и др. Из этого следует, что при прогнозировании макроэкономических процессов активно применяются также: социально-экономические и демографические прогнозы, прогнозы освоения природных ресурсов, экологические прогнозы, прогнозы развития науки и техники и т. п.

Наукой и практикой непрерывно разрабатываются разнообразные формы планирования, из которых наиболее распространенными являются стратегическое, индикативное и директивное.

Стратегическое планирование является процессом значений экономических показателей и определения целей наиболее важным и основным направлениям социально-экономического развития государства (отрасли, предприятия и др.). Данный вид планирования ориентирован в основном на средне- и долгосрочный срок реализации, и при этом, непременно предполагает учет факторов внешней среды (то есть тех объективных факторов, на которые нельзя оказать непосредственное влияние).

Директивное планирование (жесткое, обязательное, которое непременно подлежит беспрекословному исполнению) предполагает применение, в первую очередь, административно-командных рычагов для обязательного воплощения в реальность поставленных задач и целей. Условие непременной обязательности исполнения реализуется посредством издания соответствующих нормативно-правовых документов, таких как законы, указы, приказы, распоряжения. После этого и осуществляются практическое претворение в жизнь поставленных задач, а также оперативный и тактический контроль степени выполнения с применением мер административного и иного воздействия к исполнителям [6, с. 74].

Что касается стратегического планирования, то оно подразумевает решение задач, определяющих сам характер экономических реформ (трансформаций, преобразований), устойчивость экономической системы, уровень благосостояния населения, обороноспособность государства и т.п. Конечный результат, при этом, не обязательно выступает как строго фиксированный, а чаще располагается в какой-то определенной зоне с заданными определенными границами как по времени, так и по величине.

Индикативное планирование выступает как основной рабочий инструмент по реализации целей, которые уже поставлены в стратегическом плане развития, с учетом конкретной экономической ситуации. Индикативный план-прогноз дополняет собой стратегический, выступая в качестве практического инструмента в реализации данной стратегии социально-экономического развития.

Индикативный план, в свою очередь, включает в себя следующие составные части:

- концептуальную;

- прогнозную;

- планово-регулирующую (включающую в себя систему экономических регуляторов, а также реализацию государственных целевых комплексных программ).

В наши дни именно индикативное планирование получило наиболее широкое распространение во всем мире. Данный вид планирования подразумевает отход от жестких шаблонов директивного планирования, предусматривая более мягкое воздействие на экономическую систему, основываясь на наборе определённых макроэкономических показателей-индикаторов. Данная форма планирования несет в себе большей частью рекомендательный характер [6]. При этом, не стоит забывать о том, что в руках государства всегда, в той или иной мере остаются такие действенные рычаги, как: система льгот, квот, лицензий, субсидий, дотаций, дотаций и субвенций (дотаций, носящих строго целевой характер).