Понятие и содержание макроэкономического планирования

контрольная работа

3. Государственное регулирование экономики в условиях рыночных отношений

Развитие большинства стран с эффективной рыночной экономикой свидетельствует о том, что есть прямая зависимость государственной экономической политики, а также уровнем развития рыночных отношений. Так, чем сильнее развиты рыночные отношения (на современном этапе развития), тем более интенсивным является государственное влияние на формирование рыночных механизмов и регуляторов. Именно государство и создает благоприятные условия для развития свободного предпринимательства и эффективной конкурентной среды. В современной рыночной экономике государство становится фактически мозговым центром, регулирующим формирование благоприятной рыночной среды, а также обеспечивающим динамичность и устойчивость экономического роста [3, с. 124].

Общеизвестно, что в современной макроэкономической теории сформировались две наиболее известные альтернативные концепции макроэкономического регулирования: кейнсианство и монетаризм.

Согласно кейнсианская теории, основной акцент приходится на совокупный спрос и его компоненты.

Основополагающее кейнсианское уравнение:

С + G +I +(Е - М) = Y (1.1)

где

С - внутреннее потребление частного сектора;

G - расходы государства;

I - инвестиции;

Е - экспорт товаров и услуг;

М - импорт товаров и услуг;

Y - объем товаров и услуг за вычетом промежуточного потребления.

В состоянии равновесия левая часть уравнения (то есть совокупные расходы) равняется правой части (совокупному объему производства товаров и услуг в стране). Таким образом, кейнсианская модель экономического роста основывается на спросе, который и обеспечивает сбалансированность и динамичность роста. На данной модели основывается методика расчета ВНП, инвестиционных потоков, а также экспорта и импорта товаров, и услуг.

Кейнсианцы отталкиваются от того, что при свободном рынке отсутствует внутренний механизм, который обеспечил бы макроэкономическое равновесие. Именно по этой причине они настаивали на активном государственном вмешательстве в экономику при помощи фискальной (налогово-бюджетной) политики.

Наиболее ярким представителем монетарной теории выступал М. Фридмен. Основным параметром стабилизационной политики, в контексте данной теории, выступает объем денежного предложения. Таким образом монетаризм делает акцент на объем денежного предложения [1].

Основополагающим в данной теории выступает уравнение обмена:

МдV = PQ, где

Мд - денежное предложение;

V - скорость обращения денежной масссы;

Р - уровень цен;

Q - физический объем произведенных товаров и услуг.

Монетарная политика является одним из основополагающих макроэкономических инструментов, опирающихся на способность денежно-кредитной системы оказывать влияние на объем денежной массы в обращении и, как следствие, на ставку процента.

Монетаристы смело провозгласили государственное вмешательство в экономику пагубным для нормального развития предпринимательской инициативы, а также фактором, изначально бюрократичным и дестабилизирующим экономику.

Основное в деятельности государства - это социальная защита населения, под которой следует понимать систему нормативно-правовых, социально-экономических и социально-психологических гарантий, которые предоставляются трудоспособным гражданам. Нетрудоспособным гражданам - создание и поддержание определенного уровня жизнеобеспечения.

Формирование социальной защиты предусматривает такие направления государственной деятельности:

- обеспечение всем членам общества достаточного прожиточного минимума, а также оказание материальной помощи тем, кому по объективным причин она является действительно необходимой;

- создание условий, которые позволяли бы гражданам зарабатывать себе средства для полноценной жизни любыми (законными) способами, которые обеспечивали бы также на высоком уровне удовлетворение потребностей граждан в медицинской помощи, образовании, и т. д.;

- непрерывное улучшение условий труда для наемных работников, а также совершенствование механизма защиты их от негативных факторов рыночной экономики (безработица, инфляция и т.д.);

- обеспечение экологической безопасности всех членов социума;

- защита гражданских, а также политических прав, и свобод (соответствующие основным принципам социального, правового государства);

- обеспечение защиты граждан от преступности, политических преследований, идеологического давления, административного произвола и т.д.;

- обеспечение благоприятного социально-психологического климата в социуме;

- обеспечение максимальной стабильности в обществе.

Государственное регулирование экономики - это целенаправленное влияние государства на макроэкономические процессы развития экономики с целью обеспечения ее стабильности, либо же структурной трансформации в нужном для общества направлении. В системе мероприятий государственного воздействия выделяют два различных аспекта - практический, а также научный. Практическим опытом выступает совокупность определенных мер по претворению в жизнь мероприятий государственного регулирования [1]. Теоретический аспект - это систематическое научно обоснованное исследование действий, мотивов, мер, которые нацелены на формирование наиболее эффективного развития национальной экономики. К научным подходам следует отнести описываемую ранее разработку моделей и прогнозов.

Экономика, как наука, рассматривает на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования, а также прикладные цели. В любой стране основной целью должно выступать достижение максимального благосостояния всего общества. Однако реализация данной цели возможна посредством достижения прикладных целей, к которым следует отнести:

· экономический рост;

· ценовую стабильность, а также устойчивость национальной валюты;

· максимально возможная занятость;

· внешнеторговый баланс.

Обеспечение экономического роста в системе экономических целей, по праву, считается доминирующей задачей, поскольку её разрешение связывается с ростом (как в абсолютном, так и относительном выражении) валового национального продукта.

С обеспечением экономического роста связана и другая, не менее важная цель - обеспечение максимально полной занятости. Данная задача решается созданием новых рабочих мест, а также различными методами борьбы с безработицей. Комплекс этих мер часто называют также политикой обеспечения занятости.

Стабильность уровня цен и национальной валюты также является одним из основных условий стабильного развития экономики. Именно потому достижение данной цели выступает одним из важнейших ориентиров в экономической политике государства [3, с. 155].

Решение трех вышеназванных задач означает достижение в рамках национальной экономики относительного макроэкономического равновесия, а также создание наиболее благоприятных условия для достижения внешнеэкономического равновесия. Последнее поддерживается системой государственных мероприятий в сфере международной торговли: движение капитала, рабочей силы, обеспечение сбалансированности платежного баланса.

Общепринятыми инструментами государственного регулирования также считается денежно-кредитная, финансовая, структурная, промышленная, а также научно-техническая политика. При помощи них обеспечивается достижение и дальнейшее стимулирование экономического роста и макроэкономической сбалансированности.

Социальная политика, а также внешнеэкономическое регулирование являются мерами государственного воздействия на экономическую систему, нисколько не уступающими по значимости вышеперечисленным инструментам. При помощи социальной политики обеспечивается достижение социальной безопасности, а также относительно справедливое распределение доходов широких слоев населения.

Делись добром ;)