Понятия и типология инноваций

контрольная работа

3. Институциональная типология инноваций

Долгосрочный экономический рост, к которому стремится любое государство, зависит от особых институциональных условий, создающих стимулы для инновационной деятельности экономических агентов. Поэтому необходимо понимать характеристики тех или иных типов инноваций и тех субъектов, которые могут их осуществить, с институциональной точки зрения.

В учебнике Олейника А.Н. инновации классифицированы с позиций стимулов к их осуществлению и с помощью теории общественного выбора как противопоставление частных и общественных благ. Также, по его мнению, в ряде случаев инновациям можно приписать характер клубных благ.

Общественное благо - это благо, которое потребляется всеми гражданами коллективно независимо от того, платят люди за него или нет. Оно имеет два характерных свойства: неизбирательность и неисключаемость в потреблении.

Частное благо - это благо, каждая часть которого может быть продана за отдельную плату, то есть в противоположность общественному благу оно обладает избирательностью и исключаемостью. [4, С. 430]

Клубное благо - это смешанное общественное благо, доступ к его потреблению ограничен, при этом его потребители, имеющие доступ, делят между собой выгоды и издержки от этого блага. Клубное благо производится без вмешательства государства. [10, С. 5]

Таким образом, классификацию инноваций с позиций теории общественного выбора можно представить схематично (рисунок 6).

Рисунок 6 - Типология инноваций по теории общественного выбора

Инновация в виде изменения институциональных рамок деятельности является общественным благом по отношению ко всем ее участникам.

Инновация в виде создания нового продукта - это по своей сути производство частного блага, особенно учитывая наличие патентов, защищающих права на изобретения. В первое время после своего выхода на рынок новый продукт находится в монопольном положении, его создатель получает монопольную сверхприбыль - так называемую "ренту инноватора", которая и призвана стимулировать инновационную деятельность.

Характер клубных благ инновации приобретают на уровне организаций. Число их пользователей ограничено членами организации - инсайдерами. Проконтролировать использование инновации инсайдерами затруднительно. Отсюда исходит характеристика инноваций как клубных благ. [5, С. 40]

Также необходимо типологизировать субъектов инноваций, то есть тех экономических агентов, которые производят (осуществляют) инновации. Каждый тип субъекта инноваций имеет свою мотивацию и действует по особым правилам или по особому типу соглашения (рисунок 7).

Рисунок 7 - Типы субъектов инноваций

В данной схеме два типа субъектов - предприниматели и фирмы - объединены в один блок по причине схожести целей и вида соглашения. Олейник А.Н. выделяет еще два типа субъектов инноваций: группы и социальные движения.

Под группой понимаются объединенные общей целью люди, между которыми властные отношения невозможны. Люди образуют группы для того, чтобы объединить свои усилия с единомышленниками, которые стремятся к достижению таких же целей. Существует три способа формирования групп (рисунок 8). [5, С. 40]

Рисунок 8 - Способы формирования групп

Группа отличается и от домашнего хозяйства, и от фирмы, и от государства, и действует на основе компромисса между тремя соглашениями - традиционным, рыночным и гражданским. Цель группы - максимизация совокупной полезности ее участников на основе использования социальных связей.

Социальное движение, по Алену Турэну (известному исследователю социальных движений), зарождается на основе конфликта действующего агента (преобразователя) и его противника в сфере управления культурными ресурсами и производительными силами. Социальное движение опирается на такие виды соглашений как традиционное, индустриальное, гражданское. Отличие социального движения от группы заключается в том, что оно защищает интересы не только своих непосредственных участников, но и всех имеющих сходные интересы людей. Пример: принцип женской солидарности. инновация типология институциональный благо

Для понимания того, как инновации влияют на долгосрочный рост социально-экономической системы, необходимо связать тип инновации с оценкой стимулов к ее осуществлению различных субъектов (рисунки 9, 10, 11). [5, С. 40]

Стрелка на рисунках показывает направление снижения интереса субъектов инноваций.

Рисунок 9 - Взаимосвязь инновации как частного блага с типами субъектов инноваций

Очевидно, что в отношении инновации, представляющей собой частное благо, максимально будет задействован потенциал предпринимателя. Группа, имея слабые стимулы к данному виду инноваций, могла бы повысить их, решив конфликт распределения прибыли достаточно легко путем использования социальных санкций и эффекта репутации, то есть собственных выработанных в группе мер воздействия на индивида. Фирмы и домашние хозяйства не заинтересованы в данном виде инноваций, социальные движения и государство относятся к нему отрицательно.

Наибольший интерес к клубным инновациям возникает у групп, так как они имеют наиболее подходящую для этого структуру. Предприниматель может повысить свои слабые стимулы, оперевшись на организационную структуру, фирму и передав часть полномочий, связанных с доступом к результатам инновации, другим лицам. Фирма и домашнее хозяйство, как и в случае частного блага, нейтральны к подобного рода инновациям. Отношение социальных движений и государства к клубным инновациям отрицательно.

Рисунок 10 - Взаимосвязь инновации как клубного блага с типами субъектов инноваций

В производстве общественных благ в большей степени заинтересовано государство, затем по шкале сокращения интереса находятся социальное движение, фирма и группа. При этом фирма может повысить свои стимулы за счет использования принуждения для финансирования инноваций, но в ограниченных по сравнению с государством масштабах.

Рисунок 11 - Взаимосвязь инновации как общественного блага с типами субъектов инноваций

Предприниматель нейтрален к общественным инновациям, а домашнее хозяйство имеет негативную оценку.

Так выглядят взаимосвязи трех типов инноваций и шести типов субъектов инноваций. Каждый из субъектов инноваций - предприниматель, группа, фирма, домашнее хозяйство, социальное движение, государство - имеет сравнительные преимущества в осуществлении одного из типов инноваций, носящих характер частных, клубных или общественных благ.

Делись добром ;)