logo
Порядок учреждения, реорганизация и ликвидация предприятий (организаций)

2.2 Реорганизация предприятий

Согласно ст.57 ГК РФ, процедура реорганизации предприятия (юридического лица) может проводиться в пяти формах, это:

· преобразование

· выделение

· разделение

· присоединение

· слияние

Согласно действующему законодательству, в том числе и в соответствии с ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей “ от 8 августа 2001 года № 129. Рассмотрим подробно формы реорганизации.

Преобразование - форма, при которой одно юридическое лицо прекращает свое существование, а на его базе возникает тоже одно новое юридическое лицо, только в другой организационно-правовой форме. Процедура считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица. Прежнее же юридическое лицо с этого момента считается прекратившим свою деятельность.

Однако не любое преобразование является реорганизацией предприятия. Так, например, если закрытое акционерное общество становится открытым (или наоборот) - то эта процедура, согласно сложившейся правоприменительной практики, не является реорганизацией.

Документы по преобразованию подаются в уполномоченный орган (соответствующую ИФНС) по месту нахождения юридического лица, которое прекращает свою деятельность. Регистрирующий орган совершает последовательно следующие действия:

· вносит в ЕГРЮЛ записи о вновь созданном юридическом лице и о прекращении деятельности преобразованного юридического лица;

· выдает (направляет) заявителю документы, подтверждающие внесение указанных записей в ЕГРЮЛ;

· сообщает о государственной регистрации вновь созданного юридического лица в

регистрирующий орган по месту его нахождения и направляет этому органу регистрационное дело с описью прилагаемых документов. При получении дела регистрирующий орган по месту нахождения вновь созданного юридического лица уведомляет об этом орган, направивший регистрационное дело.

Выделение или разделение - форма реорганизации предприятия, при которой из одного юридического лица выделяется его часть, из которой формируется новое юридическое лицо. При этом первоначальное юридическое лицо (из которого выделяется другое юридическое лицо) продолжает существовать в уменьшенном виде, ровно на сумму активов переданных выделившемуся, вновь созданному юридическому лицу. При этом, реорганизация предприятия считается завершенной с момента государственной регистрации, вновь созданного юридического лица. А прежнее юридическое лицо продолжает свою деятельность.

Документы, при данной форме реорганизации предприятий, подаются в уполномоченный орган (соответствующую ИФНС) по месту нахождения юридического лица, из которого выделяются юридические лица. Регистрирующий орган совершает последовательно следующие действия:

· вносит в ЕГРЮЛ записи о вновь созданном (или созданных) юридическом лице и о внесении изменений в сведения о реорганизуемом юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ;

· выдает (направляет) заявителю документы, подтверждающие внесение указанных записей в ЕГРЮЛ;

· сообщает о государственной регистрации вновь созданного юридического лица в регистрирующий орган по месту его нахождения и направляет этому органу регистрационное дело с описью прилагаемых документов. При получении дела регистрирующий орган по месту нахождения вновь созданного юридического лица уведомляет об этом орган, направивший регистрационное дело.

Присоединение - форма реорганизации предприятия, при которой одно юридическое лицо присоединяется к другому юридическому лицу. При этом присоединяемое юридическое лицо прекращает свою деятельность, а другое продолжает ее с учетом проведенной реорганизации предприятия в форме присоединения. Реорганизация предприятий считается завершенной с момента внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности последнего из присоединяемых юридических лиц.

Документы подаются в уполномоченный регистрирующий орган (соответствующую ИФНС) по месту нахождения юридического лица, к которому присоединяется юридическое лицо.
Регистрирующий орган совершает последовательно следующие действия:

· вносит в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица и об изменении содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, к которому присоединилось юридическое лицо.

· выдает (направляет) заявителю документы, подтверждающие внесение указанных записей в ЕГРЮЛ;

· сообщает о прекращении деятельности присоединенного юридического лица в регистрирующий орган по месту нахождения указанного юридического лица и направляет ему копии решения о государственной регистрации прекращения деятельности присоединенного юридического лица, заявления о прекращении его деятельности и выписки из ЕГРЮЛ.

Слияние - форма реорганизации предприятия, при которой два и более юридических лица прекращают свою деятельность в результате объединения и на их основе образуется новое юридическое лицо. Реорганизация предприятий считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица. Государственная регистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, осуществляется по месту нахождения одного из реорганизуемых юридических лиц.

Регистрирующий орган совершает последовательно следующие действия:

· вносит в ЕГРЮЛ записи о вновь созданном юридическом лице и о прекращении деятельности реорганизуемых юридических лиц;

· сообщает о прекращении деятельности реорганизуемых юридических лиц в регистрирующие органы по месту нахождения этих юридических лиц и направляет им копии решения о государственной регистрации прекращения деятельности юридических лиц, заявления о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, и выписки из ЕГРЮЛ.

· выдает заявителю документы, подтверждающие внесение указанных записей в ЕГРЮЛ;

· сообщает о государственной регистрации юридического лица, созданного путем реорганизации в форме слияния, в регистрирующий орган по месту нахождения вновь созданного юридического лица и направляет ему (заказным письмом) регистрационное дело с описью прилагаемых документов. По получению которых, направивший документы регистрирующий орган уведомляется регистрирующим органом получившим дело.

Для общей информации по данной проблематике, следует отметить, что реорганизация может быть добровольная, вынужденная и принудительная.

При добровольной реорганизации, собственники юридических лиц принимают решения самостоятельно, на основе добровольного волеизъявления, руководствуясь личными мотивами. Слияние и присоединение предприятий возможны только на добровольной основе, а вот остальные формы могут иметь и иной характер.

При вынужденной реорганизации решение также принимается собственниками предприятия, но к этому их обязывают нормы действующего законодательства.

Приведем некоторые типичные примеры:

· Так, в случае если число участников общества с ограниченной ответственностью станет более 50, то общество обязано в течение года преобразоваться в открытое акционерное общество или в производственный кооператив.(11)

А также пример по некоммерческим организациям:

· Если по решению участников на Ассоциацию или Союз возлагается обязанность вести предпринимательскую деятельность, то Ассоциация или Союз обязано преобразоваться в хозяйственное общество или товарищество (требование п.1 ст.121 ГК РФ).

На этом перечень обстоятельств, при которых наступает обязательство по вынужденной реорганизации, не ограничивается.

Принудительная реорганизация предприятий возможна при определенных случаях установленных законом, только в форме его разделения либо выделения, по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. Так например, Федеральная антимонопольная служба России (ФАС РФ) вправе выдать Предписание о принудительном разделении коммерческой организации или осуществляющей предпринимательскую деятельность некоммерческой организации, занимающих доминирующее положение, либо о выделении из их состава одной или нескольких организаций. (12)

Ниже рассмотрим обстоятельства, касающиеся аспектов добровольной реорганизации.

В качестве общей полезной информации можно отметить следующую особенность. Гражданское законодательство РФ содержит множество организационно-правовых форм, особенно некоммерческих. В связи с чем, в том же законодательстве имеется ряд ограничений, касающихся возможности реорганизации различных организационно-правовых форм.

Иными словами, далеко не все организационно-правовые формы совместимы между собой. Сама проблематика данного вопроса в законодательстве не имеет четкой регламентации, и как нам кажется это вызвано двумя обстоятельствами:

· во-первых, это довольно новое явление для российского законодательства (не будем забывать, что от эпохи "развитого социализма" нас отделяет всего один десяток лет и никакой реорганизации предприятий раньше, как явления, не существовало)

· во-вторых, правоприменительной практики явно не хватает. Нами замечено, что регламентация этого вопроса в законодательстве, напрямую зависит от развития правоприменительной практики и от ее качества.

Допустим, вы столкнулись с такой проблемой: прямого запрета на реорганизацию данных ОПФ законодательство не содержит, однако есть сомнения касательно того, оформит ли регистрирующий орган государственную регистрацию реорганизации нужной ОПФ. Можем посоветовать следующее:

· избегайте ситуации, когда предполагается объединить юридические лица с несовместимой

· структурой собственности, у которых принципиально разный порядок формирования имущества и уставного капитала, а также разная ответственность перед третьими лицами

· если все-таки этого сделать не удалось, для устранения сомнений в легитимности выбранной схемы, следует разделить данную процедуру на несколько этапов, с целью достижения оптимального результата.(13)