Потребительское поведение

курсовая работа

2.1 Потребительское поведение на Юге России

В 2014 г. валовой региональный продукт (ВРП) составляет почти 3 трлн руб. - за шесть лет он увеличился в 2,5 раза. В расчете на душу населения ВРП вырос в 4 раза и в 2014 г. равняется 218 млрд руб. против 52 млрд руб. в 2006 г. Если учесть, что цены в ЮФО остались почти такими же, как и в 2006 г., это значительное повышение уровня жизни населения. Тем более что среднемесячная зарплата за это время тоже заметно повысилась: с 7736 до 18 549 руб.

Численность экономически активного населения по данным выборочного обследования населения по проблемам занятости в 2014г. составила 7,0 млн.человек, или 50,2% общей численности населения округа. Не имели занятия, но активно его искали 438,5 тыс.человек, или 6,3% общей численности экономически активного населения (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные). В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных на конец декабря 2014г. было зарегистрировано 68,8 тыс.человек, или 1,0% экономически активного населения.

Уровень благосостояния населения определяется, прежде всего, денежными доходами населения, которые в расчете на душу населения) в целом по Южному федеральному округу составили 18384,3 рубля в месяц (в целом по России - 22810,7 рубля в месяц).

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в 2014г. составила 20208 рублей и возросла по сравнению с 2013г. на 16,2%, реальная заработная плата - на 10,6%.

Таблица 1 Денежные доходы и потребительские расходы за январь-ноябрь 2014 г.

Таблица 2 Заработная плата

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников по полному кругу предприятий и организаций республики в январе-ноябре 2014г. сложилась в сумме 16 097.4 руб., и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возросла на 10.8 %. По данному показателю республика находится на 5 месте среди регионов ЮФО.

На 1 января 2013 г. задолженности по заработной плате в республике не существовало.

Данные, представленные в таблицах 1 и 2 подтверждают приоритетность развития потребительского сегмента как залога дальнейшего интенсивного развития региона. Изменения в этой сфере происходят настолько активно, что те процессы, которые недавно были характерны, в основном, только для столичного потребления - глобализация и развитие торговых сетей как российских, так и зарубежных.

Потребительский рынок Ростовской области становится все более ориентированным на мировые стандарты потребления. Наибольшее влияние на его развитие на данном этапе оказывает приход крупных западных и столичных ритейлеров, которые имеют возможность строить и развивать концептуальные магазины, не рассчитанные на получение быстрой прибыли. Их конкурентными преимуществами перед автономными магазинами являются: возможность централизованной закупочной политики, эффективная ассортиментная политика, популярная торговая марка, единое информационное пространство. Малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям, работающим независимо и автономно, все труднее выдерживать натиск крупных операторов (доля крупных и средних предприятий в общем обороте розничной торговли в течение последних пяти лет увеличилась с 21,5 % в 2000 году до 27,5% в январе-июле 2005 года), так, в 2004 - 2005 г.г. в Ростове-на-Дону открылись гипермаркеты "Рамстор", "Рамэнка" и "ОКей" компании "Даринда Холдинг", центр мелкооптовой торговли "Метро", активно развивается Мегацентр "Горизонт", группой компаний "ААА" осуществляется строительство крупного торгового центра моды европейского уровня "АСтор Плаза". Помимо столичных и зарубежных операторов также активно действуют и региональные ростовские сети ("Империя продуктов", ТК "Мега-Дон" и др.), и операторы других регионов: в продовольственной торговле абсолютным лидером по количеству торговых объектов является краснодарская сеть магазинов "Магнит", которая на территории Ростовской области насчитывает уже свыше 120 магазинов.

Однако положительные процессы в области потребления сопровождаются рядом негативных проявлений (по оценкам экспертов Торгово-промышленной палаты):

- значительный объем теневого оборота (до 30%);

- неравномерное обеспечение населения области потребительскими товарами, связанное как с дифференциацией территории как по уровню урбанизации, так и с существенной дифференциацией населения по уровню дохода;

- недостаточная социальная направленность сферы торговли;

- "непрозрачность" потребления, связанная как с поведенческими установками населения (сокрытие доходов);

- низкая корпоративная этика предпринимателей, работающих в секторе (занижение прибыли, уход от налогов, отсутствие данных о реальных оборотах); индикатором и механизмом регуляции социально-экономических отношений;

- низкая производительность труда, связанная как с превалирующими архаичными формами организации технологических процессов.

Выше были обозначены факторы, определяющих поведение потребителей в социально-экономическом пространстве региона (экономические, географические (территориальные), социально-политические, психологические). Проявление их на территории Ростовской области имеет свою специфику.

Так, область обладает неплохим экономическим потенциалом: на фоне увеличения доходов населения, сокращения инфляции происходит очевидное изменение структуры потребительского спроса (соотношение непродовольственных товаров с продовольственными составляет 54/46) и потребительского поведения (покупки в организованном и неорганизованном секторе торговли соотносятся как 78/22). Высокие темпы товарооборота обеспечиваются, прежде всего, стремительным развитием крупноформатной и сетевой торговли: удельный вес в розничном товарообороте объема продаж, сформированного крупными и средними предприятиями, увеличился до 27,4% (в январе - июне 2004 года - 25,1%), что подтверждает факт выгодности экономических условий области для прихода на рынок крупных игроков. О месте Ростовской области в социально-экономическом развитии Российской Федерации красноречиво говорят цифры.

По данным Федеральной службы госстатистики по Ростовской области, в Южном федеральном округе в 2012 году рост индекса цен на потребительские товары составил 10,65%. Напомним, что рост цен и инфляция сегодня беспокоят почти половину (40,1%) молодых жителей Южного федерального округа. На первое место среди своих проблем молодежь ЮФО ставит вопросы экономического характера.

Наиболее низкий рост цен с января по август включительно отмечен в Северной Осетии-Алании (8,9%), Карачаево-Черкесии (9%), а также в Краснодарском крае и Волгоградской области - около 9,5%. В пресс-службе отметили, что один из самых высоких показателей роста цен на потребительские товары статистическая служба зафиксировала в Чеченской Республике, где за 8 месяцев цены на товары общего потребления выросли на 14,3%. Одновременно, по данным Ростовстата, по ЮФО и России в целом наблюдается снижение стоимости набора продуктов питания.

Минимальная цена "южной" потребительской корзины в августе оказалась в Республике Калмыкия - 1 713 руб. , что на 3,9% меньше чем в июле с.г. и на 8,4% больше чем в декабре прошлого года. Дороже всего в ЮФО потребительская корзина обходится жителям Республики Ингушетия - 2 020 руб. Здесь рост цен по сравнению декабрем с прошлого года составил 10,9%.

Лучшую динамику в августе показала стоимость потребительской корзины Волгоградской области. Стоимость минимального набора здесь составила 1 900 руб., что на 4,5% ниже чем в прошлом месяце и на 10,1% выше чем в декабре прошлого года. Следом за ним идут Ростовская (1918,58 руб - снижение на 2,9%) и Астраханская (1891 руб. - снижение 2,4%) области.

В регионах юга России значительно выросли отпускные цены на хлеб после истечения в начале марта срока соглашения с производителями о "заморозке" цен на социально значимые продукты питания и после прошедших выборов президента.

Уровень потребления населением области товаров и услуг является сегодня объективным условием не только существования и развития общества как единой социально-экономической системы, но и важнейшим условием конкурентоспособности области на национальном и мировом рынке. Динамика потребительского спроса в Ростовской области влияет на рост ее ВРП в не меньшей степени, чем рост промышленного производства и объема инвестиций. Кроме того, отсутствие альтернативы потреблению, низкая привлекательность инструментов накопления и сбережения, создает ситуацию при которой потребление в сознании населения выступает индикатором качества жизни и, как следствие, благоприятная ситуация в потребительском секторе способствует формированию благоприятного имиджа региона.

Делись добром ;)