Потребление рекреационных товаров и услуг в информационном обществе

курсовая работа

1.2.3 Экономические функции

Они связаны с ролью человека как основной производительной силы общества, со спецификой экономических форм удовлетворения рекреационных потребностей и с решением путем организации рекреационной деятельности некоторых хозяйственных проблем. К таким проблемам относятся повышение уровня занятости населения, развитие сферы обслуживания и благоустройства быта местного населения, сбалансирование денежных доходов и расходов населения на более высоком уровне и т.д. Эти экономические функции связаны с медико-биологическими и социально-культурным функциями, но они имеют в то же время самостоятельное значение. Экономические требования (развитие производительных сил, рост производительности труда, рост совокупного общественного продукта) во многом диктуют необходимость организации рекреационной деятельности и определяют структуру и приоритет медико-биологических и социально-культурных

функций.

Самыми существенными экономическими функциями являются: расширенное воспроизводство рабочей силы, формирование хозяйственных систем, обеспечивающих удовлетворение рекреационных потребностей, обеспечение соответствия товарных фондов и их структуры потребительскому спросу и, наконец, рекреационная деятельность - источник валютных поступлений1.

Рекреационная деятельность в отличие от трудовой деятельности человека протекает в сфере потребления. Есть три пути удовлетворения рекреационных потребностей:

· за счет рынка товаров и услуг;

· в форме непосредственного внерабочего приобретения продуктов и услуг, главным образом, в рамках общественных фондов потребления;

· в форме самообслуживания.

Удовлетворение рекреационных потребностей обеспечивается совокупностью услуг и товаров, связанных между собой. Здесь действуют принципы: взаимозаменяемости (субституции) и взаимодополняемости (комплементарности).

В организационном и экономическом плане существенны два аспекта взаимозаменяемости. Во-первых, взаимозаменяемость одинаковых по функции услуг, различаемых лишь по качеству (например, перемещение обеспечивается разными видами транспорта, с разной степенью комфортности и при разных скоростях движения). Во-вторых, взаимозаменяемость услуг, удовлетворяющих одну потребность (например, лыжная прогулка может быть заменена катанием на коньках, купание в море - купанием в реке или бассейне). Таким образом, при рассмотрении проблемы взаимозаменяемости необходимо учитывать особенности каждого канала удовлетворения потребностей.

Под взаимодополняемостью понимается такая экономическая связь, когда пользование одной услугой предполагает приобретение еще ряда единичных или комплексных услуг. Например, приобретение транспортных услуг для перемещения в район отдыха автоматически вызывает потребности в средствах размещения предприятий питания в месте отдыха. При этом удовлетворение потребностей, ради которых предпринимаются путешествия - главных в рекреационной деятельности - не принимают товарной формы. Пребывание в местах с благоприятным климатом, купание в море, прогулки по лесу, осмотр культурно-исторических достопримечательностей чаще всего не требуют от туриста прямых затрат денег. Услуги, обеспечивающие рекреационную деятельность, создаются при различных общественно-необходимых затратах труда. В связи с этим возникают предпосылки для образования «туристской ренты», которая с помощью системы цен может взиматься предприятиями, реализующими платные услуги и товары.

Одним из путей удовлетворения рекреационных потребностей выступает рынок рекреационных товаров и услуг, где последние являются товаром. В этом качестве они участвуют в удовлетворении платежеспособного спроса населения. Рекреационные услуги выступают как одна из активных статей платежеспособного спроса. Расширение объема предлагаемых рекреационных товаров и услуг способствуют расширению сферы предложений, возрастанию удельного веса удовлетворенного платежеспособного спроса.

Делись добром ;)