Предпринимательский риск: его сущность, виды и особенности в России

курсовая работа

2.1 Особенности предпринимательских рисков и их оценка в экономике США

Свойственная многим американским предприятиям склонность к высокой степени риска была привнесена в экономику США вследствие того факта, что среди иммигрантов было достаточно много людей авантюрного отношения к жизни. Они принуждали более консервативных и менее склонных к рискам колонистов идти на риск в своей коммерческой деятельности.

По американским понятиям, риск - это шансы на несение убытка или ущерба вследствие занятия какой-либо деятельностью. Безусловно, некоторые виды риска можно перенести на страховые организации путем заключения соответствующих страховых договоров. Однако большая часть рисков (изменения цен и спроса, ошибки менеджеров, неправильно выбранный фирмой проект и т.п.) всецело ложится на коммерсантов. Опыт многих стран с рыночной экономикой говорит нам о том, что занятие предпринимательской деятельностью невозможно без риска. Кто нe рискует - тот в конце концов терпит неудачу!

В США, риск применим к отдельным лицам, то есть каждый организатор предприятия рискует, но благодаря этому риску общество в целом остается в выигрыше. Несомненно, наличие многообразных и многочисленных видов риска практически повсеместно в системе предпринимательства США дает большую выгоду обществу и нац. экономике. Бизнесмен, исходя из предположений о степени риска, старается быть осторожным при принятии ответственных инкрементальных решений. Чем более досконально предварительная проработка была осуществлена перед началом важных и крупных проектов, тем меньше вероятность понести убытки, следовательно, меньше риск.

Наличие фактора риска для американских предпринимателей есть сильный стимул экономить средства и ресурсы. Все это в свою очередь вынуждает организации сверхтщательно анализировать прибыльность проектов, сверхответственно создавать инвестиционные планы (сметы), закупать ресурсы, нанимать кадры и т.п. Одной из главных причин расточительства, неэкономного отношения к ресурсам и средствам, как полагаю американские экономисты, является отсутствие учета фактора риска при принятии и разработке инкрементальных решений, что неразрывно связано с отчуждением от собственности. Скорее всего, законодательные изменения в области собственности у нас должно обусловить фактор риска, который должен занять законное место и в нашей деловой жизни, и тогда американский опыт в этой области нам пригодится в значительной степени.

В качестве показательного примера, - с какими неоднозначными и порой сложными решениями, с каким большим риском сталкивается предпринимательство, но какую при этом пользу обществу дает коммерческая организация, если ее решение оказалось действительно верно выбранным, приведем пример с разработкой нейлона известной фирмы "Дюпон".

В течение десяти лет упорной и зачастую разочаровывающей исследовательской работы, которая обошлась 36 млн. $, было много сомнений и упреков со стороны акционеров, ученых, прессы. Но в итоге фирма добилась успеха, и вместе с этим успехом человечество получило материал, который во многом изменил нашу сегодняшнюю жизнь, - нейлон.

Обычно в крупных коммерческих организациях выделяются большие суммы на исследования, которые заранее списываются в качестве убытков. Однако опыт говорит нам, что эти средства расходуются нe напрасно. Риск является неотъемлемой чертой предпринимательской деятельности, но он принимается лишь после доскональных расчетов.

Существуют вопросы предпринимательского риска, связанного с выбором плана/проекта. В США есть множество справочников и крупных исследований по проблемам предпринимательского риска. В каждом специализированном журнале типа "Fоrtune" или "Business Week" имеются специальные рубрики, которые посвящены проблемам учета риска в кредите, инвестициях, приобретении ценных бумаг и так далее. Существуют издания и для лиц, нe имеющих финансового образования, например, журнал "Mоney". Практически все крупные финансовые компании (например, "Merrill Lynсh") выпускают бесплатные методические рекомендации по различного рода вопросам предпринимательского риска.

Риск-менеджмент относят к высшему приоритету руководства 78% США в среднем бизнесе. 3/4 американских компаний признают сильную корреляцию (статистическую взаимосвязь) управления рисками и стоимости фирмы.

Но так или иначе, руководство 1/3 американских предприятий нe знает, несет ли их фирма существенные потери или нет! Например, только в 8% европейских компаний среднего размера работает хотя бы один профессиональный риск-менеджер. Это, прежде всего, обусловлено нехваткой кадров.

Делись добром ;)