logo
Предпринимательство как сфера деятельности в рыночной экономике

2.1 Государственная поддержка предпринимательства

В республике гарантируется:

· право граждан и юридических лиц заниматься предпринимательской деятельностью, создавать предприятия и приобретать необходимое для этой деятельности имущества;

· защита прав и законных интересов всех предпринимателей, действующих в соответствии с законодательством страны и договорами;

· научно-техническая и правовая поддержка предпринимательской деятельности;

· страхование предпринимательского риска; запрет вмешательства собственника и любого третьего лица в деятельность предпринимателя после заключения с ним контракта, кроме случаев, предусмотренных в контракте.

Для повышения эффективности и широкого распространения предпринимательской деятельности государство создаёт информационные, консультативные, исследовательские и другие центры, инновационные и другие фонды, оказывая тем самым помощь в становлении этого сектора экономики.

Причины, по которым небольшие предпринимательские коллективы (без специальных мер государственной поддержки) не могут быть равноправными и равносильными конкурентами крупных товаропроизводителей следующие:

Ш их производственная и техническая привязка к крупным предприятиям-производителям, которым они доставляют узлы, детали, или оказывают услуги;

Ш зависимость от кредитных банков, которые, не имея солидных гарантий от предпринимателей, могут ущемлять их в выделении финансовых ресурсов;

Ш неустойчивость получаемых доходов вследствие небольших объёмов производства и ориентации на изменчивую рыночную конъюнктуру и т.п.

Учитывая эти и другие обстоятельства, в Республике Беларусь разработана Государственная и региональные программы поддержки предпринимательства, образован Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей.

Программа включает:

Ш создание целостной системы правовых, экономических, финансовых, информационных, технологических и других условий для развития предпринимательства;

Ш организацию методического и кадрового обеспечения предпринимательской деятельности;

Ш меры по привлечению иностранных инвестиций в экономику республики.

Средства Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей формируются за счёт:

Ш отчислений (взносов) министерств, ведомств, предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей;

Ш средств министерств и ведомств, предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей, временно передаваемых фонду для осуществления уставных задач;

Ш ассигнований из республиканского бюджета;

Ш банковских процентов за использование временно свободных средств фонда;

Ш иных поступлений и доходов.

Фонд осуществляет:

Ш финансирование разработок и реализацию программ, связанных с развитием предпринимательской деятельности;

Ш финансовую поддержку территориальных программ развития предпринимательства, непосредственное инвестирование частной инициативы и другие виды финансовой поддержки предпринимательства;

Ш установление и развитие взаимовыгодных контактов с аналогичными фондами и другими организациями зарубежных стран.

Вмешательство государственных или иных органов либо их должностных лиц в деятельность предпринимателя не допускается, кроме как по установленным законодательством основаниям и в пределах компетенции указанных органов. Предприниматель имеет право обращаться в суд или хозяйственный суд с заявлением о признании недействительными и правомерными актов государственных и иных органов либо действий должностных лиц, касающихся его деятельности [10, c.11].

Убытки, причинённые предпринимателю в результате выполнения указаний государственных или иных органов возмещаются этими же органами. Споры о возмещении убытков решаются судом в соответствии с его компетенцией [17, c.47].

2.2 Анализ состояния предпринимательства в РБ

Каково оно, лицо частного бизнеса Беларуси? Уверенное и целеустремлённое, или испуганное и обречённое? Каковы его проблемы: сбыт, технологии, конкуренции, налоги, контролёры или бандиты? Кто ему друг: западный инвестор, предпринимательские союзы - независимые и пропрезидентские - или налоговик, местный чиновник и политик? [29, с.11]

Мировой опыт развития малого бизнеса показал большую эффективность микрокредитования, которое является особо актуальным для начинающих предпринимателей. Нормативная база и проект микрокредитования разрабатывались совместно с Программой ООН и правительства Республики Беларусь. Финансирование данной программы будет осуществляться как за счёт средств белорусской стороны, так и за счёт привлечения средств иностранных “доноров”. В настоящее время приступил к реализации микрокредитования Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей [3, с.21].

В Беларуси на 1 июля 2006г. насчитывалось 32,1 тыс. юридических лиц негосударственной собственности.

Президент отметил, что некоторые негосударственные предприятия работают эффективнее, чем государственные. Это касается таких показателей, как темпы роста прибыли, уровень рентабельности, темпы прироста инвестиций в основной капитал, темпы роста подрядных работ, доля убыточных предприятий. Результаты работы предпринимательского сектора в полтора раза лучше, чем в государственном секторе. И подобную положительную тенденцию надо развивать.

Среди факторов, удерживающих предпринимателей от желания заняться частным бизнесом, выделяется финансовое ограничение - отсутствие стартового капитала. Это вполне объяснимо, так как доходы всех социально-профессиональных групп, работающих на государственных предприятиях и учреждениях довольно низкие [10, c. 11].

По данным на 01.01.2008г. в республике работало 37660 малых предприятий негосударственной формой собственности, что на 71,1% больше, чем в 1998г. По итогам минувшего года 41,1% малых предприятий существовали в форме частных унитарных. Продолжается процесс формирования и развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства [29, c.11]

Удельный вес убыточных предприятий на 01.01.2000г. составил 17,1%, что на 0,9 процентного пункта больше, чем на 01.01.1999г. Это самая высокая доля убыточных предприятий за последние 4 года [29, c.12].

К разряду факторов непосредственного снижения жизнеспособности малых предприятий руководители относят неблагоприятный климат для бизнеса, отсутствие правовой защиты предпринимательства, несоблюдение действующего законодательства, произвол властей, высокие налоги, некомпетентность чиновников. Сказывается и наличие проблем, связанных с арендой помещений.

Негативное влияние на рост численности субъектов хозяйствования оказала приостановка регистрации (перерегистрации) субъектов хозяйствования в 1999г. и выход Декрета Президента РБ от 16.03.1999г. №11 “Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования”, исполнение которого было затруднено отсутствием механизма реализации. Значительно осложнилась деятельность предпринимательских структур, функционирующих в сфере предпринимательства, в связи с введением рентного сбора, при реализации внешнеторговых товарообменных операций, выплачиваемого по факту завоза сырья, материалов (продукции). При высокой инфляции это приводит к существенному сокращению оборотных средств предприятий.

Анализ структуры малого предпринимательства показывает ряд негативных тенденций. В структуре малого бизнеса в период с 1999 по 2007 сократилось количество предприятий, занятых в науке и научном обслуживании сельского хозяйства. Относительно стабильно увеличивалось число субъектов малого предпринимательства в торговле, посредничестве и сфере услуг - с 7,7% в 1999г. до 56% в 2007г., в то время как доля промышленных предприятий, возросшая по сравнению с 1998г. на 1,7 пункта, по прежнему остаётся в 3 раза меньше. Преимущественная специализация малых предприятий в области торговли и посреднических услуг является следствием невостребованности малых предпринимательских форм в качестве субподрядчиков крупных промышленных структур [33, с. 43].

Ш все мероприятия государственной программы, необходимой для осуществления задач поддержки малого предпринимательства, с учётом значимости и последовательности можно объединить в три блока:

Ш создание благоприятной для малого бизнеса внешней среды;

Ш содействие решению основных проблем малых предприятий;

Ш ориентация малых предприятий на решение приоритетных проблем конкретных территорий.