1.3 Условия развития предпринимательства в российской экономике
Развитие коммерции и предпринимательства в России можно условно разделить на несколько этапов. Реальные условия для мелкого, среднего и крупного предпринимательства появились в России уже в 17-18 вв. Реформа 1861 г. дала толчок и создала условия для формирования и развития частного предпринимательства.
Создавались АО, предприятия, финансово-кредитные структуры. Особенностью развития предпринимательства и рыночного хозяйства в России являлась пора не столько на экономические, сколько на административные методы. Это предполагало государственное вмешательство в экономику и государственное регулирование.
Отсюда жесткая подчиненность предпринимательской деятельности не только в погоне за прибылью, но и более общими задачами развития экономики. Российское предпринимательство развивалось в пореформенный период главным образом через выяснение крепостного вотчинно-дворянского хозяйства, кустарных и мануфактурных предприятий частной фирмой - фабрикой.
Основными организационными формами предпринимательства, согласно российскому законодательству, были единоличные (частно-индивидуальные) фирмы, торговые дома и акционерно-паевые общества (частно-групповые или частно-коллективные).
Участники торгового дома («товарищи») отвечали в случае несостоятельности предприятия всем своим имуществом, то есть несли полную, неограниченную солидарную ответственность, а участие АО («акционеры») и участники товарищества на паях («пайщики») несли полную, ограниченную ответственность в пределах своих вкладов в основной капитал предприятия.
Поэтому лицам, отдавшим предпочтение такой форме предпринимательства, как торговый дом, было достаточно простого засвидетельствования в купеческих или городских управах, и дело считалось открытым. Учреждения же АО и предприятий паевого типа, а также изменение главных условий их деятельности осуществлялось только с разрешения правительства на основе частных законодательных актов. Что касается АО и товариществ на паях, то они представляли собой два пути перехода от единоличного владения и предпринимательства к коллективному.
В первом случае решалась в основном задача мобилизации капитала широкого круга лиц и открытия на этой базе нового предприятия. Во втором - пайщики руководствовались главным образом мотивами расширения, развития и укрупнения «общественного» бизнеса.
В результате пореформенного учредительского бума к началу ХХ века предпринимательстве Российской империи ведущую роль стали играть АО и паевые фирмы предпринимательской деятельности. АО и паевые фирмы доминировали в отраслях, дававших вместе 2/3 всей промышленной продукции (включая также базовые отрасли дореволюционной России, как хлопчатобумажное производство, металлургия и металлообработка, добыча и переработка нефти), а их общее число достигло 1300.
В течении 1980-х годов престиж малого бизнеса в мире начал повышаться в немалой степени благодаря его способности изобретать новые товары и создавать новые рабочие места. Вследствие этого в последние годы все чаще стали обращать внимание на его достижения и возможности, перспективы и проблемы.
В российской истории малого бизнеса можно выделить ряд этапов.
Для первого этапа (1985 - 1987 гг.) характерно зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленность участников. Этот этап можно назвать экспериментальным.
Во время второго этапа (1987 - 1988 гг.) сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом "кооперативного движения". Он послужил акселератором в накоплении и перераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки работы малого предприятия.
Третий этап (1989 - 1990 гг.) связан с принятием законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности экономики. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство. Особую значимость в этот период имело арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.
Для четвертого этапа (1991 - 1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства.
Пятый этап (1993 - 1994 гг.) стал полосой широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательства, появления множества собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Однако на этом этапе ещё не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг.
Тем на менее заложенные основы рыночных отношений, сформировавшиеся капиталы, их способность к инвестиционной деятельности дают возможность предположить, что очередной - шестой этап (с 1995 г.) развития предпринимательства сможет изменить соотношение деятельных сил в пользу инновационных процессов.
Тогда предпринимательство сможет проявляться во всем многообразии и обнаруживать силы, способные двигать рынок, обеспечивать нормальное функционирование рыночной экономики, сосуществование различных субъектов, каждому из которых отведены свои сферы приложения деятельности и свои задачи. Государству же предстоит приложить усилия для всемирного развития и поддержания в долговременной перспективе конкурентной среды и её стабильности в качестве среды хозяйствования.
Ключевые показатели сектора малого и среднего предпринимательства в России приведены в табл. 2
Таблица 2- Ключевые показатели сектора малого и среднего предпринимательства по состоянию на начало 2013 года
Показатели |
Индивидуальные предприятия |
Микро-предприятия |
Малые предприятия |
Средние предприятия |
Итого |
|
Количество действующих, ед. |
2,5 млн. |
1,6 млн. |
242,7 тыс. |
15,9 тыс. |
4,4 млн. |
|
Средняя численность работников-всего, чел. |
нет данных |
4,4 млн. |
7,1 млн. |
2,1 млн. |
нет данных |
|
Выручка/оборот, руб. |
7,8 трлн. |
7,0 трлн. |
15,6 трлн. |
5,1 трлн. |
35,5 трлн. |
Процентное соотношение количества ИП, микро-, малых, средних предприятий в секторе МСП, в целом (% доля от общего числа МСП) за 2013-2010 гг. представлена в диаграмме 1.
Где внешний круг - 2013 г., второй круг - 2012 г., третий круг- 2011г., внутренний круг - 2010г. Данные Росстата (Рис. 1).
Рис. 1 - Диаграмма - Процентное соотношение количества ИП, микро-, малых, средних предприятий в секторе малого и среднего предпринимательства, от общей численности
Картина занятости в секторе малого и среднего предпринимательства в целом за последние годы стабильна, как показано на диаграмме 3. Почти 40% занятости в секторе МСП, в целом, обеспечивают малые предприятия, почти треть всех рабочих мест обеспечивают ИП, а примерно пятую часть - микропредприятия. Доля средних предприятий в общей занятости в секторе - более 10%. С учетом количества занятых на средних предприятиях - до 250 человек на одном предприятии - доля средних предприятий в общей занятости в секторе МСП хоть и заметно меньше остальных видов предприятий, но все же достаточно существенна. К тому же, средние предприятия, как правило, являются наиболее стабильно работающими предприятиями.
Численность занятых в секторе малого и среднего предпринимательства рассмотрено в диаграмме.
Внешний круг - 2013г., второй круг- 2012г., третий круг - 2011г., внутренний круг - 2010г. Данные Росстата (Рис.2).
Рис. 2 - Диаграмма - Численность занятых: процентное соотношение количества занятых на ИП, микро-, малых, средних предприятий в секторе МСП, в целом (% доля от общего числа МСП).2010-2013гг.
Если рассматривать долю оборота или выручки по предприятиям в секторе малого и среднего предпринимательства, то на долю малых предприятий приходится наибольший процент. В отчетном периоде он составил 38% .
Доля оборота/выручки ИП, микро-, малых, средних предприятий в секторе МСП,%. 2010-2013 гг. рассмотрена на рис. 3.
Внешний круг - 2013г., второй круг - 2012г., третий круг - 2011г., внутренний круг - 2010г. Данные Росстата (Рис. 3).
По данным диаграммы видно, что на малые предприятия приходится 44 % выручки за отчетный год, и этот показатель по годам имеет тенденцию роста. Наименьший удельный вес -14% занимают средние предприятия.
Рис. 3 - Диаграмма - Доля оборота/выручки ИП, микро-, малых, средних предприятий в секторе МСП
Для современной экономики характерна сложная комбинация производств, различных по масштабу - крупных, средних и мелких. В последние годы выявился небывалый рост числа предприятий малого и среднего бизнеса, особенно в сферах, где не требуется больших капиталовложений и кооперации множества работников.
Предпринимательство различают по видам и формам собственности. По виду (или назначению) предпринимательская деятельность делится на производственную, торговую, посредническую, консультационную, финансовую и др. Все они могут функционировать раздельно или вместе (например, торгово-посредническая деятельность, производственно-торговая и т.п.). Формами собственности являются частная, государственная, муниципальная, а также собственность общественных объединений
- Введение
- 1. Теоретические основы предпринимательской деятельности в России
- 1.1 Предпринимательство - специфический вид хозяйственной деятельности
- 1.2 Объекты и участники предпринимательской деятельности
- 1.3 Условия развития предпринимательства в российской экономике
- 2. Типы организации предприятий
- 2.1 Акционерные общества как форма организации крупного бизнеса
- 2.2 Индивидуальные предприятия и товарищества как форма организации малого бизнеса
- 3. Основные проблемы функционирования предприятий
- Заключение
- Тема 9. Предпринимательство в рыночной экономике. Предприятие.
- 2.2.Предпринимательство в россии.
- 3. Предпринимательство в России
- Предпринимательство и предприятие
- 2.1. Развитие предпринимательства – условие создания рыночной экономики.
- Предприятия и предпринимательства в рыночной среде
- §4. Предпринимательство в России и его особенности
- 1.2 Роль предпринимательства в современных условиях рыночных отношений
- Тема 4. Предприятие и предпринимательство в рыночных условиях россии