Предприятие как хозяйствующий субъект

курсовая работа

1.2 Структура предприятия и порядок его создания и ликвидации

Структура предприятия - это его внутреннее строение, характеризующее состав подразделений и систему связи, подчиненность и взаимодействие между ними. Различают понятия производственной, общей и организационной структур управления.

Совокупность производственных подразделений (цехов, участков, обслуживающих хозяйств и служб) прямо или косвенно участвующих в производственном процессе, их количество и состав определяют производственную структуру предприятия.

Факторы, которые влияют на производственную структуру предприятия, отражены на рисунке 1.3.

Рисунок 1.3 - Факторы, оказывающие влияние на производственную структуру предприятия

Примечание - Источник: [10].

В зависимости от того, какое подразделение является основной структурной производственной единицей предприятия, различают цеховую, без цеховую, корпусную и комбинатскую производственную структуру.

Цех - это обособленное в технологическом и административном отношении звено предприятия, в котором изготавливается полностью тот или иной продукт или выполняется определенная законченная стадия по выработке продукта.

По характеру деятельности цехи подразделяются на:

- основные, вырабатывающие продукцию, определяющую основное назначение предприятия;

- вспомогательные (энергетические, ремонтные, инструментальные и др.), обеспечивающие бесперебойную и эффективную работу основных цехов;

- обслуживающие цехи и хозяйства, выполняющие операции по транспортировке и хранению материально-технических ресурсов и готовой продукции;

- побочные цехи, изготавливающие продукцию из отходов основного производства или их утилизирующие;

- экспериментальные (исследовательские) цехи, занимающиеся подготовкой и испытанием новых изделий, разработкой новых технологий.

Основные цехи делятся на заготовительные (специализируются на производстве заготовок), обрабатывающие (механообрабатывающие, деревообрабатывающие, термические и др.) и сборочные (агрегатной и окончательной сборки изделий из деталей и узлов, изготовленных на других предприятиях).

Известны три типа производственной структуры предприятия: предметный, технологический и смешанный (предметно-технологический).

Признаком предметной структуры является специализация цехов на изготовлении определенного изделия или группы однотипных изделий, узлов, деталей (цехи по изготовлению двигателей, задних мостов, кузовов, коробок передач на автомобильном заводе).

На практике часто встречается смешанная производственная структура при которой часть цехов специализирована технологично, а остальная - предметно.

На предприятиях с простым производственным процессом применяется без цеховая производственная структура, основой построения которой является производственный участок - совокупность территориально обособленных рабочих мест, на которых выполняются технологически однородные работы или изготавливается однотипная продукция.

При корпусной производственной структуре основным производственным подразделением крупного предприятия является корпус, в который объединены несколько однотипных цехов.

На предприятиях с многостадийными процессами производства и комплексной переработкой сырья (металлургическая, химическая, текстильная промышленность) используется комбинатская производственная структура. Ее основу составляют подразделения, изготавливающие технологически завершенную часть готового изделия (чугун, сталь, прокат) [10, C. 112-115].

Общую структуру предприятия представляет совокупность всех производственных, непроизводственных (по обслуживанию работников и членов их семей) и управленческих подразделений предприятия.

Типовая общая структура промышленного предприятия приведена в Приложении А.

Организационная структура управления - это система управления, которая определяет состав, взаимодействие и подчиненность ее элементов. Между элементами системы управления существуют связи, которые можно подразделить на:

1) линейные связи возникают между подразделениями разных уровней управления, когда один руководитель административно подчинен другому (директор - начальных цеха - мастер);

2) функциональные связи характеризуют взаимодействие руководителей, выполняющих определенные функции на разных уровнях управления, между которыми не существует административного подчинения (начальник планового отдела - начальник цеха);

3) меж функциональные связи имеют место между подразделениями одного уровня управления (начальник основного цеха - начальник транспортного цеха).

Известны несколько типов организационных структур управления:

1 Линейное управление - наиболее упрощенная система, между элементами которой существуют только одноканальные взаимодействия. Каждый подчиненный имеет только одного руководителя, который единолично отдает распоряжения, контролирует и руководит работой исполнителей. Преимуществами линейного управления являются: оперативность, четкость взаимоотношений, непротиворечивость команд, повышение степени ответственности руководителей, снижение расходов на содержание управленческого персонала. Линейное управление используется на малых предприятиях с простейшей технологией производства и в нижнем звене крупных предприятий - на уровне бригады производственного участка.

2 Линейно-штабное управление используется в управлении цехами и отделами. Единоначалие сохраняется, однако руководитель подготавливает решение, приказы и задания для исполнителей с помощью штабных специалистов, осуществляющих сбор информации и ее анализ и разрабатывающих проекты необходимых распорядительных документов.

3 Функциональное управление предусматривает разделение функций управления между отдельными подразделениями аппарата управления, что позволяет рассредоточить административно-управленческую работу и поручить ее наиболее квалифицированным кадрам. Однако это приводит к необходимости сложных согласований между функциональными службами при подготовке важного документа, снижает оперативность работы, удлиняет сроки принятия решений.

4 Дивизиональное управление позволяет централизовать стратегические общекорпоративные функции управления (финансовую деятельность, разработку стратегии фирмы и др.), которые сосредоточиваются в высших звеньях администрации корпорации и децентрализовать оперативные функции управления, которые передаются производственным подразделения. Это приводит к гибкому реагированию на изменения во внешней среде, быстрому принятию управленческих решений и повышению их качества, но в тоже время - к увеличению численности аппарата управления и затрат на его содержание.

5 Матричное управление выделяет временные предметно-специализированные звенья - проектные группы, которые формируются из специалистов постоянных функциональных отделов. При этом они лишь временно подчинены руководителю проекта. Преимущества: исключительно высокая гибкость системы управления и ориентация на нововведения.

В хозяйственной практике часто встречается сложный вид управления - сочетание перечисленных типов организационных структур управления на разных уровнях управления предприятием [2, С. 104-107].

Порядок создания предприятия в Республике Беларусь.

Регистрация субъекта хозяйствования является одним из обязательных условий осуществления предпринимательской деятельности на территории Республики Беларусь. В ином случае осуществляемая предпринимательская деятельность будет являться незаконной.

До подачи в регистрирующий орган документов с целью государственной регистрации юридического лица собственник имущества, учредители (участники) создаваемой коммерческой организации должны:

1) согласовать с регистрирующим органом наименование коммерческой организации;

2) определить предполагаемое место размещения коммерческой организации;

3) принять решение о создании предприятия и подготовить ее устав (учредительный договор - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора);

4) сформировать уставный фонд - для коммерческих организаций, открыть временный счет в банке, небанковской кредитно-финансовой организации - при внесении денежного вклада в уставный фонд, провести оценку стоимости не денежного вклада - при внесении в уставный фонд не денежного вклада;

5) подготовить установленной формы заявление о государственной регистрации.

Так, при подготовке устава хозяйственного общества (ООО, ОДО, ЗАО, ОАО) существенное значение имеют такие главы, как: права и обязанности участников; структура, порядок избрания или образования, состав и компетенция его органов; порядок управления деятельностью хозяйственного общества; порядок принятия органами управления решений, включая перечень вопросов, решения по которым принимаются органами управления единогласно или квалифицированным большинством голосов; условия и порядок распределения прибыли и убытков [6].

Процесс создания предприятия можно условно разделить на три этапа:

1) подготовительный;

2) непосредственно регистрация фирмы;

3) пострегистрационные действия.

Подготовительный этап. Прежде чем начать процесс регистрации фирмы, предприятия необходимо определиться с организационно-правовой формой будущей организации.

После определения организационно-правовой формой организации, первым шагом по регистрации фирмы является согласование наименования. Согласование наименования производится бесплатно в регистрирующем органе. Наименование согласовывается при личном обращении одного из учредителей создаваемой организации (уполномоченного представителя) в его присутствии. Справка о согласовании наименования выдается на месте.

Необходимые для согласования наименования документы:

- заявление;

- паспорт;

- доверенность (для представителей).

Согласовав название, следует определиться с местом нахождения фирмы, т.к. оно указывается в Уставе и заявлении о регистрации.

Согласно пункту 25 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1, деятельность субъектов хозяйствования, государственная регистрация которых осуществлена на основании заведомо ложных сведений, представленных в регистрирующие органы, является незаконной и запрещается, а их государственная регистрация признается недействительной по решению хозяйственного суда. Доходы, полученные от такой деятельности, взыскиваются в местные бюджеты в судебном порядке.

Взыскание доходов, полученных субъектами хозяйствования, государственная регистрация которых признана недействительной в результате предоставления заведомо ложных сведений, осуществляется независимо от срока, прошедшего со дня такой регистрации, и за весь период осуществления деятельности.

Определившись с местом нахождения, необходимо выбрать основной вид деятельности предприятия. Достаточно указать в заявлении на государственную регистрацию лишь один, основной вид деятельности. Этот вид деятельности представляет собой 5-значный код из Классификатора «Виды экономической деятельности». Виды деятельности, на занятие которыми необходимо получить специальное разрешение (лицензию), также не обязательно указывать в учредительных документах создаваемой компании.

Далее подготавливаются учредительные документы, решение (протоколы) о создании юридического лица.

До подачи документов для государственной регистрации фирмы в полном объеме формируется уставный фонд (исключение: уставный фонд компаний со статусом организаций с иностранными инвестициями может формироваться в течение двух лет с даты государственной регистрации).

Вкладом в уставный фонд могут быть:

- деньги;

- вещи;

- ценные бумаги;

- имущественные права;

- иные отчуждаемые права, имеющие денежную оценку.

Наиболее распространенный способ формирования уставного фонда - деньгами. В этом случае в банке открывается временный счет для формирования уставного фонда, на который в полном объеме вносится вклад в уставный фонд создаваемого юридического лица.

В случае формирования уставного фонда имуществом учредителям необходимо сделать экспертизу достоверности оценки имущества, вносимого ими в качестве вклада в уставный фонд создаваемого юридического лица.

Нотариальное заверение учредительных документов в соответствии с законодательством не требуется, однако заверить документы у нотариуса можно по своему желанию.

Регистрация фирмы. После выполнения вышеуказанных действий можно обращаться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрацией фирмы. Для этого предоставляются:

- заявление;

- устав (учредительный договор - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) в двух экземплярах без нотариального засвидетельствования;

- электронная копия устава (учредительного договора);

- для учредителей, являющихся иностранными организациями -легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения (выписка должна быть датирована не позднее одного года до подачи заявления о государственной регистрации) с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется);

- для учредителей, являющихся иностранными физическими лицами - копия документа, удостоверяющего личность, с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика также удостоверяется нотариально);

- оригинал либо копия (с предоставлением оригинала) платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.

В день подачи документов, представленных для государственной регистрации, уполномоченный сотрудник регистрирующего органа:

1) ставит на уставе (учредительном договоре), штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации, выдает один экземпляр устава (учредительного договора) лицу, его представившему, и вносит в Единый государственный регистр (ЕГР) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей запись о государственной регистрации субъекта хозяйствования, изменений и (или) дополнений, вносимых в устав (учредительный договор) юридического лица, свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

2) представляет в Министерство юстиции необходимые сведения о субъектах хозяйствования для включения их в ЕГР юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Юридическое лицо считается зарегистрированным с даты проставления штампа на его уставе (учредительном договоре) и внесения записи о государственной регистрации юридического лица в ЕГР юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Свидетельство о государственной регистрации выдается не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи документов для государственной регистрации. В течение пяти рабочих дней со дня внесения записи о государственной регистрации субъекта хозяйствования в ЕГР юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регистрирующий орган выдает документы, подтверждающие постановку на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, регистрацию в Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах».

Пострегистрационные действия. До получения документов о постановке на учет из регистрирующего органа учредители могут назначить руководителя. Любой из учредителей либо руководитель на основании устава (учредительного договора) со штампом, свидетельствующим о проведении государственной регистрации, может обратиться за изготовлением печатей (штампов) в организацию-изготовитель. Получения каких-либо специальных разрешений на изготовление печатей (штампов) не требуется.

После изготовления печати можно обращаться в банк для открытия счетов. Для открытия счетов юридические лица представляют в банк следующие документы:

- заявление на открытие счета (оформляется на месте);

- копию (без нотариального засвидетельствования) устава (учредительного договора - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), имеющего штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации;

- карточку с образцами подписей должностных лиц юридического лица, имеющих право подписи документов для проведения расчетов, и оттиска печати (оформляется на месте).

Расходы в процессе регистрации фирмы следующие:

1) вклад в уставный фонд;

2) расходы, связанные с поиском юридического адреса;

3) госпошлина за регистрацию организации;

4) переводы документов на русский язык и их нотариальное заверение;

стоимость печати;

5) плата за открытие счетов [11].

Ликвидация предприятия в Республике Беларусь.

Предприятие может быть ликвидировано по решению:

- учредителей (участников) либо уполномоченного ими органа;

- хозяйственного суда;

- регистрирующего органа.

Ликвидация предприятия, в уставном фонде которого имеются акции (доли) иностранных юридических или физических лиц, осуществляется по решению учредителей (участников), собственника имущества или уполномоченного ими органа либо в судебном порядке.

Процесс ликвидации предприятия включает в себя следующие этапы:

1 Подготовка документов, необходимых в процессе ликвидации предприятия.

2 Размещение публикации о ликвидации.

3 Подача сведений в регистрирующий орган о том, что организация находится в стадии ликвидации.

4 Проведение ликвидационных проверок налоговыми органами, органами Фонда социальной защиты населения и страховой компанией Белгосстрах. На этом этапе понадобится участие лица, которое при необходимости может дать проверяющим пояснения относительно содержания представленных для проверки документов. Как правило, таким лицом является главный бухгалтер.

5 Получение справок для закрытия счетов в банке.

6 Закрытие счетов в банке.

7 Обработка документов для сдачи в архив, сдача документов в архив.

8 Подача документов в регистрирующий орган для исключения организации из ЕГР.

9 Принятие решения регистрирующим органом об исключении организации из ЕГР (ликвидации фирмы) и получение соответствующей выписки из решения.

Перечень документов и сведений необходимых для предприятия:

Документы:

- учредительные документы (устав, учредительный договор (при наличии), включая все редакции и изменения/дополнения);

- свидетельство о государственной регистрации;

- чековые книжки (только с неиспользованными чеками);

- удостоверение руководителя (при наличии);

- лицензии;

- свидетельство о регистрации акций (для акционерных обществ).

Копии:

- извещение о присвоении УНП (копия);

- извещение страхователю, выданное Фондом соцзащиты (копия);

- страховое свидетельство Белгосстрах (копия);

- копии паспортов учредителей.

В процессе ликвидации также потребуются:

1) приказы по личному составу, штатное расписание (о приеме на работу, об увольнении) - предоставляются при обращении в архив (при завершении процедуры ликвидации);

2) бухгалтерские документы (предоставляются по требованию налоговой инспекции и Фонда соцзащиты при проведении проверок);

3) печати и штампы.

Сведения:

- о кандидатуре ликвидатора (копия паспорта, телефон);

- о руководителе (копия паспорта, телефон);

- о главном бухгалтере (Ф.И.О., телефон);

- о налоговом инспекторе (Ф.И.О., телефон);

- об инспекторе в Фонде социальной защиты населения (Ф.И.О., телефон);

- о банках, в которых открыты счета, а также номера открытых счетов и их типы.

Процесс ликвидации - несколько длительная процедура и, как правило, даже с юридической помощью занимает 2-3 месяца. В любом случае срок ликвидации не может быть менее 2 месяцев со дня публикации о ликвидации в газете «Рэспублiка», т.к. в течение этого срока ликвидатор (ликвидационная комиссия) обязан принимать требования кредиторов.

Результатом всех действий является предоставление в регистрирующий орган пакета документов, на основании которых он принимает решение об исключении субъекта хозяйствования из ЕГР юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а именно:

1) печати и штампы организации либо заявление собственника имущества (учредителей, участников) об их не изготовлении или сведения о публикации объявлений об их утрате;

2) ликвидационный баланс, подписанный членами ликвидационной комиссии (ликвидатором) и утвержденный собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом коммерческой организации, уполномоченным на то уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора);

3) подлинник свидетельства о государственной регистрации юридического лица или заявление о его утрате с приложением сведений о публикации объявления об утрате.

Регистрирующий орган в пятидневный срок со дня вынесения решения о ликвидации субъекта хозяйствования представляет в Министерство юстиции сведения для включения их в ЕГР юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Министерство юстиции вносит запись об исключении субъектов хозяйствования из ЕГР юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Коммерческая организация считается ликвидированной с даты внесения записи о ликвидации (прекращении деятельности) в ЕГР юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [12, С. 46-52].

Делись добром ;)