Предприятие как хозяйствующий субъект регионального рынка
1.1. Понятие предприятия, признаки и порядок создания
Предприятие представляет собой хозяйственную единицу экономической системы страны [4, с. 3].
Предприятие - основное звено национальной экономики, самостоятельный хозяйствующий уставный субъект, обладающий правами юридического лица и осуществляющий производственную, научно - исследовательскую и коммерческую деятельность с целью получения соответствующей прибыли (доходов) [4,с. 3].
Согласно изложенным положениям предприятие представляет собой хозяйствующий субъект, имеющий в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающий по своим обязательствам этим имуществом [5, с. 28].
Характеристика предприятия предпологает определение его основных черт, выделяющих его в самостоятельный субъект рыночных отношений [1, с.25]. Такими чертами являются:
· производственно-техническое единство, предполагающее общность процессов производства, капитала, технологии;
· организационное единство. Предприятие - это определенным образом организованный коллектив со своей внутренней структурой и порядком управления;
· экономическое единство, выражающееся в общности материальных, финансовых, технических ресурсов, а также экономических результатов работы [2, с.25].
При характеристике понятия предприятия важен учет цели его деятельности. В статье 50 ГК РФ указано: «Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Каждое предприятие, как юридическое лицо, действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора [6, с.28].
В перечисленных документах указывается предмет и цели деятельности предприятия. Анализ этих документов свидетельствует о том, что особенностью современных предприятий является их многопрофильность. В этой связи на практике имеется необходимость определять основной вид деятельности по следующим критериям:
· удельному весу в выручке от реализации продукции (работ, услуг);
· удельному весу прибыли от реализации продукции (работ, услуг).
Важным признаком предприятия как юридического лица является способность выступать на рынке от своего имени. Оно в соответствии с законодательством может заключать все виды гражданско - правовых договоров с другими хозяйствующими субъектами (потребителями продукции, поставщиками всех фактором производства, с другими юридическими и физическими лицами [7, c. 29].
Любое юридическое лицо должно иметь свое наименование, содержащее указание на его организационно - правовую форму. В статье 54 ГК РФ указано, что наименование некоммерческих и коммерческих организаций должно содержать указание на характер деятельности юридического лица. Во всех случаях предприятия указывают в учредительных документах место своего нахождения [8, c. 30].