Прибыль и ее распределение. Расчет тарифов

контрольная работа

2. Основные недостатки действующих железнодорожных тарифов и основное направление совершенствования тарифов. Расчет тарифов с учетом основных направлений совершенствования тарифов.

Тарифы на железных дорогах представляют собой цены плат и сборов, взимаемые за перевозки грузов, пассажиров, почты, грузобагажа и другие услуги транспорта. Расходы железных дорог и транспортные издержки отраслей народного хозяйства и предприятий различных форм собственности покрываются тарифными поступлениями, составляющими доходы транспорта. Экономика железнодорожного транспорта. Учебник для вузов железнодорожного транспорта. Под ред. Терешиной Н. П., Лапидуса Б. М., Трихункова М. Ф. - М.: УНК МПС России, 2001. - 600с.

Действующие железнодорожные тарифы подразделяются на грузовые и пассажирские. По экономической сущности и принципам построения они имеют некоторое различие. Тарифы на грузовые перевозки являются частью системы оптовых цен, а на пассажирские перевозки - частью системы розничных цен, так как в основном эти перевозки оплачиваются из личных доходов населения. В основе построения тарифов, как и других оптовых и розничных цен, лежит стоимость перевозок. Это относится как к перевозкам грузов, так и пассажиров. Однако оптовые и розничные цены росли в ходе экономических реформ более быстрыми темпами, чем грузовые и пассажирские тарифы. Для преодоления отставания динамики тарифов от роста цен и заработной платы была разработана методика ежемесячной одновременной индексации цен, заработной платы и тарифов. Однако после некоторой стабилизации цен разрыв между уровнем тарифов и издержками усугубился спадом производства. К тому же, из-за относительно высокого уровня тарифов железная дорога стала терять своих клиентов, которые переходили на другие виды транспорта. Рогачева Л. Тарифные руководства №2 и №3: вопрос рассматривается//РЖД-Партнер, 2005, №1.

Существующий уровень пассажирских тарифов с учетом предоставляемых льгот различным слоям населения не обеспечивает компенсацию всех расходов отрасли, связанных с пассажирскими перевозками. Убытки от них хотя и сократились, но продолжают компенсироваться за счет грузовых тарифов.

В данный момент сфера железнодорожных перевозок сохраняет естественно-монопольный характер и поэтому, в соответствии с действующим законодательством, сохраняется государственное регулирование как в сфере железнодорожных перевозок, так и в сфере услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. Затраты, предоставляемые монополистом при обосновании тарифа, собираются на основе бухгалтерского, а не управленческого учёта. Детализация статей расходов не обеспечивает понимания фактически понесённых затрат на конкретную услугу. Например, расчёт железнодорожных тарифов на основе среднесетевых затрат и множественное перекрёстное субсидирование (по типам грузов, направлениям, видам и дальности перевозок, по регионам и т.д.) делает методически невозможным назначение цены на конкретную услугу, исходя из реально понесённых расходов перевозчика. Обоснование провозной платы фактически подменяется вынужденным признанием государством совокупных расходов, заявленных монополистом как общественно необходимых, с последующим их распределением по видам деятельности. Тарифный вектор, или как мы реформируем железную дорогу//Экономика и жизнь, 2005, №11.

В структуре железнодорожного тарифа сейчас нельзя выделить долю, перечисляемую в качестве возможного вознаграждения собственнику имущества, которое может использоваться монополистом в его деятельности. Это неизбежно ограничивает инвестиции в железные дороги только бюджетными и собственными средствами компании. Осуществленные на частные инвестиции улучшения транспортной инфраструктуры (вспомогательные пути, станции, эстакады и т.д.) могут использоваться и обслуживаться дорогами только в случае передачи объектов на баланс. Также нельзя выделять в едином железнодорожном тарифе вознаграждение третьим лицам, оказывающим услуги потребителям в комплекте транспортных железнодорожных услуг.

Если для обслуживания потребителя на железнодорожной станции необходимо оказать 26 видов услуг, которые может предоставить железная дорога, но в тариф входят 14, то остальные оказываются монополистом без ограничения по цене, либо аффилированными с ним компаниями. Невозможность выделить в едином железнодорожном тарифе структуру услуг объективно тиражирует монополизм по технологической цепочке и связанным хозяйственным действиям. Бабаев С., Мазо Л., Власов Г. и др. Тарифное регулирование на железнодорожном транспорте и проблема баланса интересов участников перевозочного процесса. III Международная конференция//РЖД-Партнер-Документы, 2006, том 2. - с. 185 - 207.

В соответствии с Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте одной из задач реформирования является совершенствование тарифной политики. Указанной программой предусматривается реформирование системы тарифов на железнодорожные перевозки и системы государственного тарифного регулирования.

Разработка нового прейскуранта является одной из важнейших задач реформирования системы железнодорожных тарифов, при этом следует обеспечить, в том числе, и проведение сравнительного анализа и оценки альтернативных моделей формирования и регулирования тарифов. Не менее важными направлениями работы в этой области являются:

- совершенствование общей схемы построения тарифов, включая разработку концепции новой тарифной системы, методологических принципов и методов формирования системы тарифов в соответствии с Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте, правил управления тарифной системой, тарифных руководств и системы тарифов и сборов за дополнительные операции; *

- разработка финансово-экономической модели, позволяющей оценить влияние тарифной системы на макроэкономические показатели и результаты хозяйственной деятельности различных отраслей народного хозяйства;

- организация дифференцированного тарифного регулирования в разных секторах железнодорожных перевозок, совершенствование механизма индексации регулируемых тарифов на основе формирования бюджетов субъектов естественных монополий. Лапидус Б. М., Беседин Н. С., Мазо Л. А. Основные направления экономических исследований на железнодорожном транспорте в условиях его кардинального реформирования//Вестник, 2004, №3.

Делись добром ;)