logo
Прибыль и рентабельность в торговле

1.2 Факторы, влияющие на прибыль

Факторы, влияющие на прибыль, делят на две основные группы:

Внутренние факторы -- факторы, которые осуществляют воздействие на размер прибыли предприятия через увеличение объема выпуска и реализации продукции, улучшение качества продукции, повышения отпускных цен и снижение издержек производства и реализации продукции.

Внутренние факторы увеличения прибыли предприятия:

ь уровень хозяйствования;

ь компетентность руководства и менеджеров;

ь конкурентоспособность продукции;

ь уровень организации производства и труда и др.;

ь производительность труда;

ь состояние и эффективность производственного и финансового планирования.

Внутренние факторы делятся на:

1. Производственные -- характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов;

2. Внепроизводственные -- связаны со снабженческо-сбытовой и природоохранительной деятельностью, социальными условиями труда и быта.

Производственные факторы подразделяются на:

1.Экстенсивные факторы - воздействуют на процесс получения прибыли через количественные изменения: объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени и др.

2.Интенсивные

Интенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через «качественные» изменения:

ь повышение производительности оборудования и его качества;

ь использование прогрессивных видов материалов и совершенствование технологии их обработки;

ь ускорение оборачиваемости оборотных средств;

ь повышение квалификации и производительности труда персонала;

ь снижение трудоемкости и материалоемкости продукции;

ь совершенствование организации труда и более эффективное использование финансовых ресурсов и др.

Внешние факторы -- эти факторы не зависят от деятельности предприятия, но могут оказывать значительное влияние на величину прибыли.

Внешние факторы увеличения прибыли предприятия

ь конъюнктура рынка;

ь уровень цен на потребляемые материально - сырьевые и топливно-энергетические ресурсы;

ь нормы амортизационных отчислений;

ь природные условия;

ь государственное регулирование цен, тарифов, процентных ставок, налоговых ставок и льгот, штрафных санкций и др.

Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость.

При осуществлении производственно -- хозяйственной деятельности предприятия все эти факторы находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. «Прямое» влияние на величину себестоимости продукции, а значит, и прибыли, связано с тем, насколько рационально и экономно расходуются материальные ресурсы -- ведь доля материальных затрат в составе себестоимости обычно колеблется от 60 до 90%.

Факторы, влияющие на изменение прибыли в Приложении А.