Прибыль предприятия, ее формирование и использование

курсовая работа

1.2 Факторы, влияющие на уровень и динамику прибыли. Пути увеличения прибыли на предприятии

прибыль динамика распределение формирование

Важнейшими факторами роста прибыли являются рост объема производства и реализации продукции, внедрение научно-технических разработок, а, следовательно, повышение производительности труда, снижение себестоимости, улучшение качества продукции. В условиях развития предпринимательской деятельности создаются объективные предпосылки реального претворения в жизнь указанных факторов.

Рост прибыли зависит, прежде всего, от снижения затрат на производство продукции, а также от увеличения объема реализованной продукции.

Затраты на производство и реализацию продукции, определяющие ее себестоимость, состоят из стоимости используемых в производстве продукции природных ресурсов, сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и прочих расходов по эксплуатации, а также внепроизводственных затрат.

Состав и структура затрат зависят от характера и условий производства при той или иной форме собственности, от соотношения материальных и трудовых затрат и других факторов.

Затраты на производство и реализацию продукции - один из важнейших качественных показателей коммерческой деятельности.

Реальный состав затрат по производству и реализации продукции регламентируется Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли [21, C.448].

Размер прибыли предприятия зависит и от второй, не менее важной величины - объема выручки от реализации продукции.

Размер выручки от реализации продукции и, соответственно, прибыли зависит не только от количества и качества произведенной и реализованной продукции, но и от уровня применяемых цен.

Исходя из выше указанного постановления, выручка от реализации продукции в соответствующих ценах может определяться различными методами в зависимости от рыночных условий хозяйствования, наличия или отсутствия договоров, путей внедрения товаров на рынок и т. д.

Традиционный метод определения выручки от реализации продукции состоит в том, что реализация считается совершенной по мере оплаты продукции и поступления денег либо на счета предприятий в банке, либо наличными в кассу предприятия. Наряду с этим выручка от реализации может быть исчислена и по мере отгрузки продукции покупателю и предъявления ему расчетных документов.

Тот или иной метод определения выручки от реализации продукции в зависимости от договорных условий, форм сбыта продукции и иных хозяйственных проблем устанавливается самим предприятием на длительный период для целей налогообложения.

Итак, виды и уровень применяемых цен определяют, в конечном счете, объем выручки от реализации продукции, а, следовательно, прибыли.

На уровень и динамику показателей рентабельности оказывает влияние вся совокупность производственно-хозяйственных факторов:

- уровень организации производства и управления;

- структура капитала и его источников;

- степень использования производственных ресурсов;

- объем, качество и структура продукции;

- затраты на производство и себестоимость изделий;

- прибыль по видам деятельности и направлениям использования.

На уровень себестоимости продукции большое влияние оказывает выручка от реализации продукции. Все затраты по отношению к объему выручки можно разделить на две группы: постоянные и переменные. В современных условиях предприятия имеют возможность организовать управленческий учет по международной системе, основным принципом которого является наличие раздельного учета этих затрат по видам изделия. Основное значение такой системы учета заключается в высокой степени интеграции учета, анализа и принятия управленческих решений, что в итоге позволяет гибко и оперативно принимать решения по нормализации финансового состояния предприятия.

Руководство предприятия заинтересовано в том, чтобы выжить в конкурентной борьбе и всегда стремиться получить максимум прибыли [4, С. 304].

Рассмотрим основные пути увеличения прибыли на предприятии.

На каждом предприятии должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли.

В общем плане эти мероприятия могут быть следующего характера:

- увеличение выпуска продукции;

- улучшение качества продукции;

- продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду;

- снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени;

- диверсификация производства;

- расширение рынка продаж;

- рациональное расходование экономических ресурсов;

- снижение затрат на производство;

- повышение производительности труда;

ликвидация непроизводственных расходов и потерь;

- повышение технического уровня производства.

В условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к ее получению ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Однако экономическая нестабильность, монопольное положение товаропроизводителей искажают формирование прибыли как чистого дохода, приводят к стремлению получения доходов, главным образом, в результате повышения цен.

Несмотря на то, что прибыль является важнейшим экономическим показателем деятельности предприятия, она не характеризует эффективность его работы. Для определения эффективности работы предприятия необходимо сопоставить результаты (в данном случае прибыль) с затратами или ресурсами, которые обеспечили эти результаты.

Как известно, прибыль от продаж -- это разница между выручкой от продаж и полной себестоимостью продукции, работ, услуг. Таким образом, существуют два пути воздействия (увеличения, уменьшения) прибыли предприятия:

- первый путь -- снижение себестоимости;

- второй путь -- увеличение выручки, т.е. объема продаж.

Рассмотрим пример взаимодействия этих путей на рисунке 1.5. Чтобы увеличить прибыль на 100 тыс. руб., необходимо или снизить затраты на 100 тыс. руб., или увеличить объем продаж на 594 тыс. руб. (2994 -- 2400).

Рисунок 1.5 - Пути увеличения прибыли*

1 -- начальный вариант; 2 -- первый путь, снижение затрат; 3 -- второй путь, увеличение объема продаж.

Очевидно, что наиболее выгодным является вариант по снижению затрат, так как:

- снизить затраты на 4,1% гораздо проще, чем увеличить объем продаж почти на 25%;

- увеличение объема производства требует дополнительных затрат, в том числе оборотных средств;

- увеличение объема продаж требует завоевания определенных сегментов рынка.

Следует отметить, что снижение затрат для предприятия -- объективный процесс. При этом не только по причине увеличения прибыли, но и в связи с конкурентной борьбой и необходимостью снижения цен на выпускаемую продукцию в определенных ситуациях. В этих случаях в целях сокращения или увеличения прибыли необходимо своевременно переходить на выпуск новой продукции.

Основные факторы, влияющие на снижение затрат предприятия:

I. Факторы -- требования менеджмента:

· Достижение соответствующего уровня производительности труда;

· Обеспечение соответствующей оборачиваемости средств предприятия и, прежде всего, оборотных средств и их источников;

· Оптимизация переменных затрат предприятия;

· Оптимизация постоянных затрат, т.е. общепроизводственных, общехозяйственных и коммерческих расходов;

· Оптимизация структуры капитала предприятия, собственных и заемных средств;

· Внедрение управленческого учета, совершенствование бюджетирования;

· Оптимизация затрат на снабжение;

· Управление затратами и др. факторы.

II. Факторы, связанные с возможными резервами.

· Снижение уровня запасов;

· Устранение всевозможных потерь и непроизводительных расходов.

Основные факторы увеличения объема продаж и выручки:

I. Факторы -- требования менеджмента:

· Гибкое производство, позволяющее постоянное увеличение его объема, своевременное обновление выпускаемой продукции, расширение ассортимента;

· Соблюдение заключенных договоров;

· Оптимизация цен и ценообразования;

· Обеспечение высшего качества продукции, работ, услуг;

· Периодический пересмотр политики коммерческого кредитования и др. факторы.

II. Факторы, связанные с возможными резервами:

· Завоевание и освоение новых рынков;

· Расширение дилерской сети;

· Эффективная деятельность предприятия по реализации продукции;

Цель управления прибылью предприятия: оптимизация планирования величины прибыли; получение, как минимум, запланированной прибыли; оптимизация распределения прибыли с точки зрения эффективности предпринимательской деятельности.

Следует отметить, что на реализацию цели управления прибылью, направлена вся деятельность предприятия. Часть этой деятельности сфокусирована на реализации другой, не менее важной цели -- обеспечение ликвидности и платежеспособности предприятия.

Прибыльная политика заключается в следующем.

Анализ фактических финансовых результатов:

- взаимосвязь доходов и расходов предприятия и его прибыли;

- финансовый анализ выручки, прибыли и рентабельности видов;

- прибыли -- от продаж, балансовой, налогооблагаемой, чистой;

- анализ и оптимизация затрат предприятия в процессе разработки себестоимости, в том числе себестоимости проданных товаров, коммерческих и управленческих расходов;

- маржинальный анализ и оценка маржинальных показателей;

- анализ структуры капитала и связанного с ней финансового рычага, его влияние на рентабельность собственных средств по формуле Дюпона;

- анализ показателей оборачиваемости средств предприятия и ее влияние на рентабельность собственных средств предприятия по формуле Дюпона;

- оценка прибыли, приходящейся на одну акцию в акционерных обществах.

- анализ и оценка роли и места прибыли во внутренних финансовых отношениях, в центрах финансовой ответственности.

- разработка и обоснование бизнес-плана (финансового плана), финансовых бюджетов предприятия, в том числе прогнозного отчета о прибылях и убытках на основании результатов анализа и других экономических расчетов. Виды документов и их содержание определяются предприятием.

Разработка прибыльной политики предприятия, связанной с распределением чистой прибыли, включает:

- дивидендную политику;

- инвестиционную политику;

- отношение к фонду потребления;

- отношение к резервному фонду за счет чистой прибыли;

- оценку прочих выплат из чистой прибыли.

Разработка организационного плана предприятия, своего рода регламента управления прибылью, включая принципы оперативной деятельности по реализации получения запланированной прибыли.

Таким образом, рассмотренные выше факторы, повышающие прибыль предприятия, должны являться предметом тщательного анализа, прежде всего, со стороны предприятия [3, С. 604].

Делись добром ;)