Приватизация в странах с развитой рыночной экономикой

курсовая работа

2.1 Приватизация в развитых капиталистических странах

Каковы же факторы, вызывающие разбалансированность экономики? К ним, прежде всего можно отнести новый виток научного прогресса, который в середине ХХ века перерос в научно-техническую революцию, ознаменовавшейся переходом к наукоёмким сложным технологиям - информационным и ресурсосберегающим, к биотехнологии, генной инженерии, новым композиционным материалам и т.п.

Вторым фактором, прямо вытекающим из первого можно назвать возникшее к этому времени в ведущих капиталистических странах несоответствие производительных сил и сложившихся производственных отношений. В послевоенные годы в ряде капиталистических стран - Австрии, Франции, Великобритании, Италии, а позже в США, Японии была реализована широкая национализация промышленности, банков, транспорта. Получило повсеместное распространение огосударствление экономики. На определённом этапе эти меры способствовали экономическому развитию, повышению уровня благосостояния народа, росту выпуска продукции.

Лидер приватизации - Великобритания - предложила следующие способы приватизации: распродажу и безвозмездное распределение акций; подряды на оказание услуг; продажу государственного жилья квартиросъёмщикам; отказ от государственной монополии в целях развития конкуренции. Всего мировой опыт насчитывает 22 различных способа частичной и полной передачи госсобственности и её функций частному сектору.

Николас Ридли - главный архитектор и проводник британской программы приватизации доказывал, что приватизация действительно является средством придания экономике большей эффективности потому, что госпредприятия работают на себя, а не на потребителя.

Основной причиной приватизации в Великобритании, как, впрочем, и в других странах, была действительная или кажущаяся неэффективности государственных предприятий - низкая производительность труда, высокая капиталоёмкость, малая прибыльность, завышенные издержки.

Основной декларированной задачей приватизации было повышение эффективности предприятий. Достичь этого фактически намечалось путём освобождения их от общественных обязательств и постановкой в конкурентные условия.

Второй важнейший целью приватизации было расширение числа индивидуальных акционеров, превращение британского общества в демократию собственников посредством участия в акциях, покупки собственного жилья и т.д. Кроме этих двух был целый ряд и относительно второстепенных задач - сокращение потребности государственного сектора в займах, ослабление экономической и политической мощи профсоюзов, получение политических выгод.

Долгое время понятие "приватизация" отождествлялось с продажей госпредприятий и имущества. Первое широковещательное декларирование концепции безвозмездной приватизации было осуществлено в 1968 году в передовице «Таймс». В ней, в частности, говорилось, что поскольку собственниками государственных предприятий являются граждане всей страны, что каждому избирателю принадлежит некий пай государственного имущества. Исходя из такого понимания, приватизация замышлялась как превращение каждого гражданина из формального в реального собственника путём наделения акциями.

Так в Великобритании в 80-х г. было распродано 16 из 51 государственной корпорации, в результате чего число занятых в государственном секторе сократилось с 2 млн. до 700 тыс. человек. Покупателями акций приватизируемых предприятий были в основном финансовые институты (банки, страховые компании). Индивидуальным вкладчикам досталось чуть больше 20% всех акций. Для работников приватизируемых предприятий были установлены некоторые привилегии. Например, при продаже акций «Бритиш ГЭС» каждому занятому в этой корпорации выдавалась по 52 бесплатных акций и, кроме того, на каждую купленную акцию выдавалось две бесплатных. В целом, число акционеров возросло в Великобритании до 11 миллионов человек - на 24% взрослого населения.

Несмотря на решимость по возможности быстрее провести компанию приватизации, консерваторы были полностью лишены шапкозакидательных настроений. Под давлением целого ряда обстоятельств они, вопреки своим устремлениям пошли на то, чтобы растянуть процесс приватизации во времени.

Спецификой приватизации Великобритании стала приватизация естественных монополий - отраслей общественного пользования. Естественная или неустранимая монополия предопределена технологией - экономией на масштабах и наличием сетевых структур - газопроводов, линией телефонной связи и электропередач, железных дорог.

Возможно, что значимость процесса приватизации применительно к таким странам, как Великобритания, была в значительной мере переоценена. Она не привела к сколь-нибудь кардинальным переменам в жизни британского общества. Рост экономического индивидуализма, споры на собственные силы, лишь в некоторой своей части стал продуктом приватизации. Наиболее зримый ее итог - рост числа индивидуальных акционеров.

Программа приватизации во Франции была рассчитана на пять лет и включала 65 компаний. Она начала реализовываться в 1986 году, сразу после перехода к власти правительства Ширака, и была прервана в 1988 году в результате возвращения социалистов после победы на президентских выборах и смены парламентского большинства.

В итоге за 14 месяцев 1986-1988 годов было приватизировано 15 крупных компаний. В их числе: обе главные финансовые компании-холдинги «Париба» и «Суэц»; крупнейшие банки; три банка среднего размера, страховая компания и др.

Чтобы понять масштаб проведенной акции приведем в сравнение с британской приватизацией, часто принимаемой за образец решимости и последовательности правительственной политики. В 1979-1985 годах Великобритании было передано в частную собственность 20 государственных компаний, общей стоимостью 7,5 миллиардов ф.ст., что эквивалентно немногим более 80 миллиардов франков.

Процедура приватизации происходила по следующей схеме: иностранным инвесторам - не более 20% капитала, так называемым стабильным акционерам - 15-30%, персоналу приватизированных компаний - 10% предложенного капитала; остальное приходилось на открытое рыночное предложение, т.е. дол, реализованную на французских финансовых рынках.

Важнейший урок французского опыта состоит в том, что приватизация - это процесс, организованный сверху. Иными словами, приватизация представляет собой экономическую политику государства. Это означает, что приоритетность целей приватизации в собственном смысле слова над более краткосрочными проблемами, какими бы важными эти последствия не казались, составляет ключевое условие успеха этой политики.

Делись добром ;)