Применение компьютерных технологий для определения эффективности инвестиционного проекта

курсовая работа

2.1 Инвестиционная характеристика Самарской области

В Самарской области активно проводится политика создания различных структур, ориентированных на поддержку и сопровождение инвестиционной деятельности.

Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области осуществляет мониторинг инвестиционного климата и конкурентных преимуществ Самарской области, информационное и организационное обслуживание потенциальных инвесторов по вопросам организации бизнеса в области.

К настоящему времени Самарская область имеет развитую финансовую систему, завершается формирование регионального фондового рынка, имеется сеть государственных и негосударственных учреждений поддержки малого бизнеса, таких как фонд "Содействие" и Нижневолжский Региональный Фонд ЕБРР поддержки малого бизнеса и предпринимательства. В области успешно работает Торгово-промышленная палата Самарской области, содействующая взаимным контактам самарских и зарубежных производителей.

Консалтинговые организации региона осуществляют исследования в области инвестиционной деятельности, занимаются разработкой инвестиционных проектов, проводят техническую, технологическую, правовую, финансовую экспертизы, маркетинговые исследования.

Отличительной чертой инвестиционного процесса в Самарской области в 2012 году явилась активизация предприятий области по привлечению инвестиций из-за рубежа с использованием такого финансового инструмента, как торговые кредиты. В результате использования данного инструмента было привлечено более 60% всех иностранных инвестиций.

Показателен тот факт, что портфельные инвестиции за 2012 год превышают общий объем портфельных инвестиций, осуществленных за десятилетний период, начиная с 2002 года (всего - 10,2 млн. долларов США).

Таблица 1. Поступление иностранных инвестиций в Самарскую область за 2012 год по видам экономической деятельности

За 2011 год произошли некоторые изменения и в страновой структуре поступивших прямых инвестиций из-за рубежа.

По объему привлеченных иностранных инвестиций Самарская область по итогам 2011 года занимает первое место в Приволжском Федеральном округе и 5 место в Российской Федерации.

Рис. 1. Динамика иностранных инвестиций в Самарской области и ряде регионов ПФО

Тенденции развития иностранных инвестиций. По данным Консультативного совета по иностранным инвестициям при Правительстве Российской Федерации, более 80% иностранных инвесторов, уже работающих в России, заявляют о намерении осуществить дополнительные инвестиции в свои проекты на территории Российской Федерации и, преимущественно, в регионах.

Рис. 2. География иностранных инвестиций в Самарскую область за 2011 год

В ближайшей перспективе прогнозируется рост проектов с иностранным участием в сфере страхования, информационных технологий, консультационных и управленческих услуг.

Рис. 3. Динамика инвестиций в основной капитал по двум вариантам развития, в % к 2005 году

Инерционный вариант развития предполагает закрепление позитивной динамики капитальных вложений с сохранением существующих тенденций в инвестиционной сфере и не предполагает реализации значительного числа новых масштабных стратегических проектов. Улучшение инвестиционного климата в регионе будет носить постепенный, эволюционный характер, предусматривающий осуществление действующими организациями Самарской области инвестиционных программ по модернизации и реконструкции действующих производств и обновлению основных фондов.

Согласно данному варианту основные объемы капитальных вложений будут осуществляться в индустриальном секторе экономики, который в настоящее время оказывает определяющее воздействие на развитие региона и составляет базу экономического роста области в целом - машиностроении, топливной промышленности, химии и нефтехимии, цветной металлургии.

Диверсификации экономики Самарской области будет способствовать развитие новых производств, в частности, черной металлургии.

Инвестиционная деятельность в регионе будет осуществляться, главным образом, за счет внутренних ресурсов организаций - прибыли и амортизации.

Тем не менее, развитие финансового сектора экономики, в том числе банковских и иных кредитных организаций, активизация деятельности компаний по привлечению дополнительных средств посредством выпуска облигационных займов, размещения кредитных нот и использования других механизмов заимствований приведут к расширению кредитования инвестиционных процессов в регионе. В развитии социально-значимых отраслей по-прежнему определяющую роль будут играть бюджетные инвестиции (как из федерального, так и областного бюджетов).

Инновационный вариант базируется на интенсивных структурных сдвигах в пользу высокотехнологичного и инфраструктурного секторов экономики и предполагает более значительные объемы капитальных вложений и более высокие темпы роста по сравнению с вариантом инерционного развития.

Инновационный вариант ориентирован на реализацию портфеля инвестиционных проектов общенационального и стратегического значения и реализацию национальных проектов в сфере жилищного строительства, здравоохранения, образования и сельского хозяйства и предусматривает активное участие федерального и областного бюджетов в их финансировании.

Использование механизмов частно-государственного партнерства приведет также к росту инвестиций из внебюджетных источников. В связи с этим будет осуществляться переход к более прогрессивной модели финансирования инвестиционного процесса, основанной на активном привлечении кредитных ресурсов.

Инновационный вариант стратегии основан на дирижистской модели кластерной экономической политики и ориентирован на развитие наиболее перспективных секторов экономики Самарской области, способных оказать мультипликативный эффект в смежных производствах. Для формирования кластерного инвестиционного портфеля региона проведен анализ кластеров, сложившихся в регионе, и определены привлекательность и конкурентные преимущества отдельных секторов экономики в целях формирования новых кластеров.

Кластерные инвестиционные портфели основываются на оценке темпов промышленного развития и необходимы для выбора приоритетных инвестиционных проектов и программ и принятия решений о регулировании инвестиционной деятельности в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Данная таблица 2: Секторальный (кластерный) инвестиционный портфель Самарской области, будет представлена в приложении.

В настоящее время в секторах экономики Самарской области, как и в России в целом, не выявлены кластеры-лидеры (по отношению к крупным региональным или мировым рынкам), которые находились бы на начальных фазах жизненного цикла (зарождение или рост). Большинство эффективных по российским меркам секторов, претендующих на кластер, ориентировано на внутренний рынок и находится между стадиями зрелости и стагнации. Исключение составляют быстро развивающиеся рынки информационных технологий, телекоммуникаций, логистики и инноваций, развитие которых будет иметь мультипликативный эффект для экономики региона. Это является основанием считать данные сектора экономики зарождающимися кластерами.

В соответствии с матрицами, характеризующими жизненный цикл, инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность региональных секторов (кластеров) экономики, для каждого из них предусматривается формирование индивидуальной инвестиционной политики.

Одним из механизмов достижения целей регионального развития выступают бюджетные инвестиции, направляемые, в первую очередь, на решение тех задач социального характера, которые не выполняются рынком в требуемом объеме и качестве.

Их объем в 2012 году составил 9560 млн. рублей или 14,2% в общем объеме капитальных вложений, осуществляемых за счет всех источников финансирования. Из общего объема бюджетных инвестиционных ресурсов 15% составляют средства федерального бюджета, 77% - средства областного бюджета и 8% - средства местных бюджетов.

Важной задачей инвестиционной политики является привлечение средств федерального бюджета на территорию области.

В перспективе предполагается увеличение притока инвестиций из федерального бюджета в регион. Этому будут способствовать:

· реализация национальных проектов в сфере жилищного строительства, образования, здравоохранения и сельского хозяйства;

· деятельность Правительства области по привлечению средств Инвестиционного фонда Российской Федерации для реализации стратегических инфраструктурных инвестиционных проектов, обладающих мультипликативным эффектом;

· активизация усилий по представлению интересов Самарской области на федеральном уровне и включению в федеральные целевые программы и федеральную адресную инвестиционную программу региональных строек и объектов.

Основной частью инвестиций областного бюджета (81%) являются капитальные вложения областной инвестиционной программы, объем которой в 2012 году составил 6,0 млрд. руб., увеличившись за последние 5 лет в 1,7 раза.

В долгосрочной перспективе при сохранении сложившихся пропорций по источникам финансирования бюджетные инвестиции будут расти темпом в 107 % и достигнут к 2014 году 14,2 млрд. руб., к 2020 году - 48,4 млрд. руб. Объем областной инвестиционной программы составит, соответственно, 8,8 и 31,8 млрд. руб.

Основными стратегическими направлениями повышения эффективности капитальных вложений, осуществляемых за счет бюджетных средств, как механизма реализации стратегии социально-экономического развития Самарской области, будет внедрение программно-целевого метода, а также бюджетирования, ориентированного на результат.

Внебюджетные инвестиционные ресурсы являются основным источником воспроизводственных процессов в экономике Самарской области.

Для Самарской области характерна преобладающая (выше средней по Российской Федерации и Приволжскому федеральному округу) доля внебюджетных средств в общем объеме инвестиций, несмотря на наличие в регионе крупных организаций, находящихся в федеральной собственности. Это свидетельствует о значительных инвестиционных возможностях частного сектора экономики.

Рис. 4. Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования в 2012 году

В качестве важнейших источников внебюджетных инвестиционных ресурсов, которые будут определять масштабы инвестиционной деятельности в регионе, в рамках настоящей Стратегии рассматриваются:

1. Собственные средства организаций. Собственные средства организаций являются основным источником финансирования инвестиций в основной капитал в Самарской области - за последние несколько лет их доля колеблется в пределах от 58 до 69% от общего объема капитальных вложений.

Возможность привлечения и использования на цели развития собственных средств организаций Самарской области будет зависеть от системы налогообложения, экономического положения организаций, условий для деловой активности в регионе, механизмов стимулирования в рамках инвестиционного законодательства.

2. Кредиты банков и заемные средства других организаций. Структурные преобразования в экономике области предполагают активное привлечение, концентрацию и перераспределение финансовых ресурсов. Процесс трансформации сбережений в инвестиции, межотраслевой перелив капитала, рост инвестиционной привлекательности и экономической безопасности региона в значительной степени обеспечиваются рациональным использованием всех рычагов и инструментов финансово-кредитного механизма. В последние годы наблюдается тенденция возрастания роли кредитных ресурсов в финансировании инвестиционной деятельности организаций Самарской области. Это является следствием снижения кредитных рисков в экономике региона, обусловленного, в частности, стабильными макроэкономическими условиями как в стране в целом, так и Самарской области, устойчивым финансовым положением кредитуемых организаций региона. В 2012 году за счет кредитов банков и заемных средств других организаций было профинансировано 11,6% капитальных вложений крупных и средних организаций региона, что на 3,8 процентных пункта превышает соответствующий показатель 2011 года.

Финансовые и страховые компании, банки и другие кредитные организации являются одним из наиболее перспективных источников внебюджетных инвестиций. Однако, региональный финансовый рынок пока не является достаточно эффективным, о чем свидетельствует, с одной стороны, большая масса финансовых ресурсов, сконцентрированных на рынке, и растущая неудовлетворенная потребность экономики региона в инвестиционных ресурсах, с другой стороны.

3. Средства естественных монополистов и крупных российских финансово-промышленных групп. Важным аспектом развития инвестиционного процесса в регионе является его достаточно большая зависимость от инвестиционных решений финансово-промышленных групп (далее - ФПГ), принимаемых в рамках корпоративной стратегии.

Наличие крупных ФПГ создает возможности для области потенциально позитивного и негативного характера. ФПГ в состоянии профинансировать крупные проекты на территории Самарской области. Но также способны перебросить свои финансовые средства как через трансфертные цены, так и простой централизацией прибыли в Москву или другие регионы.

Поэтому главной задачей Правительства Самарской области по данному направлению является организация взаимодействия с ФПГ с целью достижения сбалансированности государственных и частных интересов, закрепления социальной ответственности ФПГ по созданию новых или сохранению существующих рабочих мест и обязательств по проведению мероприятий, направленных на оздоровление и развитие территории.

4. Средства населения. Перспективным источником, которому должно быть уделено большое внимание, являются средства населения. На счетах в банках области сосредоточены значительные средства населения - на 1 января 2013 г. размер вкладов составил 65,8 млрд. рублей. Однако в настоящее время этот источник слабо используется в инвестиционных целях.

5. Выпуск в обращение ценных бумаг организаций. Выпуск в обращение ценных бумаг организации - размещение облигационных займов, векселей организаций или выпуск акций - является одним из перспективных источников привлечения инвестиционных ресурсов.

Для реализации этого механизма необходимы определенные условия - развитие рыночной инфраструктуры, наличие надежных участников рынка, обеспечивающих хранение и обращение ценных бумаг.

Основным направлением работы здесь является создание условий для развития фондового рынка Самарской области как одного из мощнейших инвестиционных механизмов и в качестве первого шага к этому - достижение реальной открытости и прозрачности компаний для партнеров и инвесторов.

Правительство Самарской области планирует применение следующих механизмов инвестиционной политики, воздействующих на приток внебюджетных инвестиционных ресурсов.

Рис. 5. Механизмы привлечения инвестиционных ресурсов

Стратегической целью развития инвестиционной сферы Самарской области является сохранение и укрепление позитивного имиджа Самарской области, обеспечивающего успешное привлечение инвестиций в основной капитал в целях устойчивого социально-экономического развития и повышения конкурентоспособности региона.

Укрепление позиций Самарской области на рынке инвестиционных ресурсов будет зависеть от мер, предпринимаемых Правительством Самарской области по улучшению инвестиционного климата региона.

Текущее состояние инвестиционного климата в Самарской области характеризуется:

· устойчивой позитивной динамикой инвестиций в основной капитал на протяжении 2008-2012 гг.;

· высокими объемами поступления иностранных инвестиций в экономику региона;

· реализацией значительного числа крупных инвестиционных проектов, в том числе с участием иностранного капитала, оказывающих существенное влияние на экономическое и социальное развитие Самарской области;

· высокими значениями рейтингов инвестиционной привлекательности Самарской области среди субъектов Российской Федерации - 7 место по инвестиционному потенциалу и 20 инвестиционному риску (по оценке рейтингового агентства "Эксперт РА" за 2011-2012 годы);

· наличием у Самарской области международных кредитных рейтингов прединвестиционного уровня - "BB-" (прогноз "позитивный") по шкале "Standard & Poors" и "Bа 2" (прогноз "стабильный") по шкале "Moodys" (по состоянию на 27.05.2012);

· наличием прогрессивного инвестиционного законодательства с широким спектром форм государственной поддержки.

Делись добром ;)