logo
Применение методов ценовой дискриминации в современных рыночных условиях

2.3 Анализ рынка сотовой связи на основании расчетов индексов концентрации и других показателей

1. Индекс концентрации.

CRk - показатель концентрации, yi - доля продаж i-й фирмы (qi) в общем объеме выпуска (количестве абонентов) Q.

- CR3 < 45% - рынок не концентрированный;

- CR3 = 45-70 % - умеренно концентрированный;

- CR3 > 70% - высококонцентрированный.

Рассчитаем индекс концентрации за 2008 год по первым трем сотовым компаниям.

Рынок является умеренно концентрированным с наличием низкой конкуренции, высокая рыночная власть крупных фирм.

Далее рассчитаем данный показатель за 2013 год:

Рынок по-прежнему остается умеренно концентрированным.

2. Индекс Херфиндаля-Хиршмана.

Чем меньшие значения принимает данный индекс, тем сильнее конкуренция на рынке и наоборот (таблица 2.2).

Таблица 2.2 Оценка уровня концентрации. Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности: В 2 т. - СПб.: Эконом. шк. 2002. - 780 c.

Показатель

Концентрация

низкая

средняя

высокая

Индекс Херфиндаля-Хиршмана

менее 1000

1000-2000

2000-10000

Полученное число показывает, что рынок имеет концентрацию больше средней, он неравномерный, значит рыночная власть сосредоточена в руках нескольких крупных фирм.

Ситуация на рынке практически не изменилась, рынок по-прежнему концентрированный, но не монопольный.

3. Дисперсия рыночных долей.

? - средняя рыночная доля, N - число фирм в отрасли.

- та часть рынка, которую в идеале занимала бы каждая компания при чистой конкуренции.

И в 2008 и в 2013 году рынок остается достаточно неравномерным.

4. Индекс Линда.

K - число крупных продавцов, Qi - отношение между средней долей рынка i-тых продавцов и долей K-i-тых продавцов, i - число ведущих продавцов среди К крупных продавцов, Ai - общая доля, приходящаяся на i-тых продавцов, Ak - доля рынка, приходящаяся на k крупных продавцов.

4.1. Индекс Линда за 2008 г.

Таблица 2.3 Значения индекса Линда за 2008 г.

i

1

2

3

4

5

6

7

8

L

k

2

1,35

0,68

3

1,42

1,30

1,81

4

1,91

2,09

4,98

6,74

5

2,41

2,84

6,46

7,34

15,23

6

2,92

3,57

7,95

9,06

9,80

27,75

7

3,46

4,36

9,85

11,68

13,74

19,54

53,68

8

3,99

5,13

11,63

13,97

16,54

21,45

20,56

81,62

1. k=2, i=1;

2. k=3, i=1;

3. k=3, i=2;

4. k=4, i=1;

5. k=4, i=2;

6. k=4, i=3;

7. k=5, i=1;

8. k=5, i=2;

9. k=5, i=3;

10. k=5, i=4;

11. k=6, i=1;

12. k=6, i=2;

13. k=6, i=3;

14. k=6, i=4;

15. k=6, i=5;

16. k=7, i=1;

17. k=7, i=2;

18. k=7, i=3;

19. k=7, i=4;

20. k=7, i=5;

21. k=7, i=6;

22. k=8, i=1;

23. k=8, i=2;

24. k=8, i=3;

25. k=8, i=4;

26. k=8, i=5;

27. k=8, i=6;

28. k=8, i=7;

Из вычислений видно, что индекс Линда не нарушал непрерывности, т.е. постоянно возрастал, значит, рынок не является олигопольным, следовательно, это - рынок монополистической конкуренции.

4.2. Индекс Линда за 2013 г.

Таблица 2.4 Значения индекса Линда за 2013 г.

i

1

2

3

4

5

6

7

8

L

k

2

1,26

0,63

3

1,18

1,00

1,46

4

1,49

1,48

2,77

4,30

5

1,81

1,91

3,47

3,92

8,89

6

2,24

2,50

4,96

6,92

25,07

34,75

7

3,15

3,06

6,24

9,01

21,85

16,26

51,06

8

3,07

3,63

7,60

11,35

26,19

22,50

31,60

92,70

1. k=2, i=1;

2. k=3, i=1;

3. k=3, i=2;

4. k=4, i=1;

5. k=4, i=2;

6. k=4, i=3;

7. k=5, i=1;

8. k=5, i=2;

9. k=5, i=3;

10. k=5, i=4;

11. k=6, i=1;

12. k=6, i=2;

13. k=6, i=3;

14. k=6, i=4;

15. k=6, i=5;

16. k=7, i=1;

17. k=7, i=2;

18. k=7, i=3;

19. k=7, i=4;

20. k=7, i=5;

21. k=7, i=6;

22. k=8, i=1;

23. k=8, i=2;

24. k=8, i=3;

25. k=8, i=4;

26. k=8, i=5;

27. k=8, i=6;

28. k=8, i=7;

В 2013 году индекс Линда также не нарушал непрерывности, т.е. постоянно возрастал, значит, рынок не является олигопольным, следовательно, он также является рынком монополистической конкуренции.

5. Индекс Холла-Тайдмана.

В обоих годах индекс практически одинаковый, и, так как 0,125<0,28488<1 и 0,125<0,2604<1, то это рынок монополистической конкуренции с 3-мя крупными фирмами («МТС», «Вымпелком» и «Билайн»).