Приобретение оборудования, лизинг

дипломная работа

1.3 Особенности лизинговых операций в России

Законодательная база лизинга в РФ

Началом правового регулирования лизинга в России можно считать 1994 год, когда был принят Указ Президента РФ 07 17.09.94г. № 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности»[5], несмотря на то, что Оттавская конвенция о международном финансовом лизинге 1988 года (Конвенция УНИДРУА) [6] разрабатывалась с участием представителей СССР. И хотя данный указ не содержит норм, направленных на непосредственное урегулирование правоотношений, связанных с лизингом имущества, а лишь поручает Правительству РФ разработать и в месячный срок утвердить Временное положение о лизинге, нужно отдать ему должное как первому правовому акту в области лизинга в России, имеющему важное значение в правовом регулировании отношений в сфере лизинга имущества, а также присоединении России к Конвенции УНИДРУА.

Следующим значительным шагом в развитии правового регулирования лизинга явилось Постановление Правительства РФ от 29 июня 1995 г. № 633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» и утверждённое им «Временное положение о лизинге», в котором была несколько скорректирована позиция, содержащаяся в Указе от 17 сентября 1994г. № 1929, относительно понятия «лизинг» в сторону договорной природы лизинговых отношений. Также во Временном положении были определены объекты и субъекты лизинга, основные признаки договора лизинга. Временным положением было скорректировано и другое положение Указа № 1929, согласно которому лизинговые организации могли создаваться только как акционерные общества. Временное положение разрешило лизинговым организациям создаваться и в других организационно-правовых формах.

Следующим шагом Правительства РФ в деле регулирования лизинговых правоотношений было утверждение «Положения о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации (Постановление правительства РФ от 26 февраля 1996г. № 167). В отличие от ранее действовавшего Положения, во вновь утверждённом Положении существовали некоторые различия в порядке лицензирования резидентов - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица и нерезидентов. Осуществляло лицензирование лизинговой деятельности Министерство экономического развития и торговли РФ. Лицензионными требованиями являлось соблюдение законодательства и осуществление деятельности в качестве лизингодателя на основании договора лизинга. Положение содержало перечень необходимых документов, порядок оформления и переоформления лицензии, указывало срок действия лицензии - не более 5 лет, основания аннулирования лицензии, приостановления её действия, другие положения.

После введения в действие с 01 марта 1996г. Части II Гражданского кодекса РФ [1], содержащую в Главе 34 параграф 6 «Финансовая аренда (лизинг)» вышеназванные нормативные акты о лизинге сохранили своё действие лишь в части, не противоречащей параграфам 1 и 6 Главы 34 ГК РФ.

Постановления правительства РФ по различным вопросам лизинговой деятельности продолжали издаваться и после принятия Части II Гражданского кодекса РФ, однако они носили организационный характер и не содержали положений, направленных на позитивное регулирование договора лизинга. Иллюстрацией к сказанному могут служить, в частности, Постановление Правительства от 21 июля 1996г. № 915 «О мероприятиях по развитию лизинга в РФ на 1997-2000 годы» [3]. Данным Постановлением предусмотрены: подготовка предложений о снижении ставок таможенных пошлин; разработка методических указаний по проведению международных лизинговых операций; решение вопросов, связанных с созданием ассоциаций лизинговых компаний, инвестиционного лизингового консорциума коммерческих банков и т.п.

Несколько иной характер носило Постановление Правительства РФ от 03 сентября 1998г. № 1020, которым утверждён «Порядок предоставления государственных гарантий на осуществление лизинговых операций» [4]. Основной целью предоставления государственных гарантий является стимулирование, более широкое привлечение частных инвестиций в сфере финансового лизинга как формы инвестиционной деятельности.

Хотя ГК РФ не предусматривает принятие каких-либо иных федеральных законов и других правовых актов, направленных на регулирование договора лизинга, однако Государственной Думой Федерального Собрания РФ 11 сентября 1998г. был принят Федеральный закон «О лизинге», который впоследствии был одобрен Советом Федерации 14 октября 1998г. и подписан Президентом РФ 29 октября 1998г.[2].

Целями настоящего Федерального закона являются:

* развитие форм инвестиций в средства производства на основе финансовой аренды (лизинга) (далее - лизинг);

* защита прав собственности участников инвестиционного процесса;

* обеспечение эффективности инвестирования.

В настоящем Федеральном законе определены правовые и организационно-экономические особенности лизинга. Сферой применения данного Федерального закона является лизинг имущества, относящегося к не потребляемым вещам (кроме земельных участков и других природных объектов), передаваемым во временное владение и пользование физическим и юридическим лицам.

Многие практики и особенно теоретики права сходились во мнении, что первоначальная редакция Закона содержала множество недостатков и вносила юридическую неразбериху при осуществлении лизинговых операций. Складывается впечатление, что его разработчики при подготовке законопроекта и законодатель в процессе принятия Закона исходили из того, что в российском и международном праве отсутствуют какие-либо нормы, регулирующие договор лизинга. Только этим можно объяснить наличие в данном Федеральном законе большого числа положений, противоречащих не только нормам ГК РФ, но и Конвенции о международном финансовом лизинге. Вносимые изменения в указанный закон несколько устранили имеющиеся его недостатки.

Работа над совершенствованием закона «О лизинге» велась на протяжении нескольких лет и 26 декабря 2001 г. Государственная Дума проголосовала за принятие закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон о лизинге», 16 января 2002 г. он был одобрен Советом Федерации, а 29 января 2002 г. закон был подписан Президентом.

Поправки к закону «О лизинге» устраняют недостатки закона «О лизинге» 1998 года, а также добавляют в него новые гражданско-правовые нормы, призванные способствовать развитию лизинга. В целом внесение поправок в закон «О лизинге» - это важный шаг на пути к созданию стабильной и однозначно понимаемой всеми законодательной базы. Стабильность нормативно-правовой базы очень важна для инвесторов, заинтересованных во вложениях в лизинговый сектор России, ведь они должны быть уверены, что «правила игры» не будут произвольно меняться в ходе осуществления проекта. Новая редакция закона «О лизинге», учитывающая вышеназванные принципы, будет стимулировать развитие лизинга в России и способствовать привлечению как российских, так и иностранных инвестиций в этот сектор.

Также Федеральным законом Российской Федерации от 8 августа 2001 года № 128 - ФЗ отменено лицензирование лизинговой деятельности. Указанный закон вступил в действие по истечении шести месяцев со дня официального опубликования - 11 февраля 2002 года. Учитывая, что процедура лицензирования носила исключительно формальный характер (никаких специальных требований к соискателям лицензии не предъявлялось), отмена лицензирования, безусловно, позитивно повлияет на развитие лизингового бизнеса.

Развитие лизинга в России

Рассматривая развитие отечественного рынка лизинговых услуг, можно выделить пять основных его периодов становления в зависимости от наиболее распространенных схем проведения лизинговой сделки.

1) На первом этапе (1994 - 1996гг.) использовались в основном следующие схемы проведения лизинговых сделок:

а) Схема финансового лизинга с совмещением обязательств лизингодателя и лизингополучателя (см. Приложение, Рис. 1.3.1);

б) Схема финансового лизинга с совмещением обязательств кредитора и лизингополучателя (см. Приложение, Рис. 1.3.2).

Данные схемы проведения лизинговых сделок позволяли лизингодателю, кредитору и лизингополучателю и их дочерним, зависимым компаниям экономить собственные средства при покупке основных средств.

2) На втором этапе, с конца 1996 года и до кризиса 17 августа 1998 года, на 80% использовалась схема раздельного финансового лизинга (см. Приложение, Рис. 1.3.3).

Использование данной схемы лизинга, принятой за основную в ряде крупнейших лизинговых стран, отражало некоторую политическую и экономическую стабильность того периода нашей страны, а именно:

* прошедшие накануне выборы в Государственную Думу и выборы Президента РФ обозначили расстановку сил на политической арене и курс развития страны на ближайшие 4-е года;

* ставка рефинансирования была относительно не высока и постепенно снижалась до лета 1998 года;

* курс доллара не имел резких скачков, его быстрый рост ограничивался введенным валютным коридором и соответствующей политикой ЦБ РФ;

3) На третьем этапе функционирования лизинга в РФ, после кризиса 1998 года, на 80% используются схемы финансового лизинга с совмещением обязательств лизингодателя и лизингополучателя, а также с совмещением обязательств кредитора и лизингополучателя (см. Приложение, Рис. 1.3.1 и Рис. 1.3.2).

Несмотря на то, что по закону о лизинге в данный период не допускалось совмещение обязательств: лизингодателем и лизингополучателем по договору лизинга; кредитором и лизингополучателем предмета лизинга, данные схемы реализуются на дочерних и зависимых компаниях, принадлежащим субъектам лизинговой сделки. Таким образом, лизингодатель, кредитор и лизингополучатель экономят оборотные средства дочерних и зависимых компаний.

Однако с октября 1999 года замечается незначительный, но тем не менее заметный рост числа лизинговых сделок по г. Москве, заключенных по классической схеме финансового лизинга.

4) На четвертом этапе (со 2-й половины 2000г. и до января 2002г.) отмечается постепенное возвращение к схеме использования раздельного финансового лизинга, наиболее популярного в большинстве стран мира (см. Приложение, Рис. 1.3.3). Данный факт свидетельствует о некотором потеплении инвестиционного климата в России и увеличении кредитного рейтинга страны в целом.

5) На пятом этапе (с 01 января 2002г.) начинается новейшая история российского лизинга как одного из наиболее прогрессивных методов обновления основных фондов предприятий. В первую очередь это связано с относительной стабилизацией российской экономики, началом роста промышленного производства и изменениями в законодательных актах, регулирующих лизинговую деятельность на территории Российской Федерации.

Рынок лизинга по итогам 2010 года в России [24, стр.8-15]

Стремительный рост рынка лизинга в 2010 году уже трудно назвать просто восстановлением. Прирост новых сделок за год продемонстрировал предкризисную динамику, сопоставимую с 2007 годом, - сумма контрактов выросла в 2,3 раза по сравнению с 2009 годом (см. Приложение, рис.1.3.4).

Объем нового бизнеса в 2010 году составил 725 млрд. рублей (см. Приложение, табл. 1.3.1,), совокупный лизинговый портфель на 01.01.2011 увеличился до 1 180 млрд. рублей. Сумма стоимости оборудования по новым сделкам без учета НДС (методика Leaseurope) составила 450 млрд. рублей (11,11 млрд. евро).

Увеличение активности на рынке превзошло все прогнозы. В конце 2009 года участники рынка предполагали прирост на уровне 10-20%, по итогам 9 месяцев 2010 прогнозировалось увеличение нового бизнеса на 75-85%. Фактически же рынок вырос на 130%. Быстрый рост, был обусловлен стабилизацией финансового состояния лизингополучателей (что позволило лизингодателям точнее оценивать риски финансирования клиентов), смягчением критериев риск-менеджмента лизинговыми компаниями, а также агрессивной политикой лизингодателей с госучастием.

Можно предположить, что на увеличение объемов сделок повлияли и ожидания лизинговыми компаниями негативных законодательных новаций: возможно, некоторые компании стремились сформировать более значительный портфель, надеясь, что планируемые изменения налогового регулирования (в частности возможная отмена ускоренной амортизации) не будут иметь обратной силы.

Заметными событиями 2010 года стали расширение лизингодателями филиальных сетей (в частности, значительное число филиалов было открыто компаниями «Сбербанк Лизинг» и «ВЭБ-Лизинг»), а также сделки слияний и поглощений. Среди крупнейших сделок M&A - покупка ЗАО «Сбербанк Лизинг» компании «Лайн Лизинг Групп» и приобретение концерном Сименс компании «ДельтаЛизинг».

Тройка лидеров рынка по объему новых сделок в 2010 году: «ВЭБ-Лизинг», «Сбербанк Лизинг» и «ВТБ-Лизинг». В сумме на данные компании пришлось 41,1% объема новых сделок.

Наибольший объем контрактов (106,3 млрд рублей) был заключен ОАО «ВЭБ-Лизинг». Компания продемонстрировала более чем трехкратный рост объема нового бизнеса по сравнению с прошлым годом. Следуя стратегическим целям, утвержденным акционером, компания успешно развивает как корпоративное, так и розничное направление. В 2010 году ОАО «ВЭБ-лизинг» заключило одну из самых крупных сделок на российском лизинговом рынке - контракт в пользу ОАО «Совкомфлот» на предоставление в лизинг арктических танкеров для перевозки нефти. Танкеры проекта Р-70046 являются крупнейшими судами, которые когда-либо строились на «Адмиралтейских верфях», и одними из крупнейших в мире строящихся на наклонном стапеле. В сфере малого и среднего бизнеса компания провела масштабную работу по организации и расширению филиальной сети: в 2010 году были открыты 53 подразделения практически во всех крупных региональных центрах России.

«Сбербанк Лизинг» также активно развивал филиальную сеть во всех федеральных округах РФ и, кроме того, создал дочерние компании в Казахстане, Украине и Белоруссии. Наиболее крупными сделками компании стали инвестиционный проект с ОАО «Щекиноазот» по строительству водородной установки (сумма инвестиций «Сбербанк Лизинг» - 39,5 млн. евро); контракты по авиатехнике с авиакомпаниями: «ЮТэйр», «Якутия», «Полет», «Трансаэро»; поставка автосамосвалов БелАЗ для ОАО «Мечел» (более 2 млрд. рублей). Собственный парк грузового подвижного состава компании составил более 34 тыс. единиц железнодорожной техники.

Наиболее заметными сделками ОАО «ВТБ-Лизинг» в 2010 году стали поставка ОАО «ИСС» им. М. Ф. Решетнева оборудования для производства космических аппаратов (поставщик - SORALUCE S.Coop.), поставка ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания» партии вагонов в оперативный лизинг.

Среди наиболее быстрорастущих компаний стоит отметить «Вектор-Лизинг», портфель которой увеличился почти в 7 раз (в частности, в результате покупки «НОМОС-Лизинга»). Также быстро росли ЛК «Феост» (+597%), «Гознак-лизинг» (+325%), Неолизинг (+256%), Соллерс-Финанс (+162%). На высокие темпы увеличения портфеля этих компаний оказал влияние и «эффект низкой базы». Среди крупных компаний высокие темпы роста портфеля продемонстрировали «ВЭБ-Лизинг» (+200%), «ТрансКредитЛизинг» (+150%), «ТрансФин-М» (+133%), Газпромбанк Лизинг (+102%), «Сбербанк Лизинг» (+98%).

Концентрация на рынке в прошедшем году снова усилилась: доля сделок крупнейшего лизингодателя в объеме нового бизнеса составила 14,66% (в 2009 году - 10,2%, в 2008 году - 6,48%), на 10 крупнейших компаний пришлось 62,4% новых сделок (в 2009 году - 50%).

Делись добром ;)