Причины неравенства доходов и богатства и способы его смягчения

курсовая работа

2.2 Государственное регулирование неравенства в распределении доходов и богатства

Государство непосредственно вмешивается в первичное распределение денежных доходов и обычно устанавливает минимальный размер оплаты труда и реже верхний предел увеличения номинальной заработной платы. Экономическое значение государственного регулирования заработной платы определяется тем, что ее изменение оказывает влияние на совокупный спрос и издержки производства. Политика доходов используется государством для регулирования заработной платы в целях снижения издержек производства.

Повышения конкурентоспособности национальной продукции, поощрения инвестирования, сдерживания инфляции. Государство, проводя антиинфляционную политику, может временно централизованным путем устанавливать долгосрочный предел роста заработной платы с учетом общих потребностей экономического и социального развития.

Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами.

В России с 1991 года действует периодически пересматриваемый минимальный размер оплаты труда (МРОТ) [1, стр. 566-569].

В настоящий момент, прожиточный минимум вычисляется исходя из размера потребительской корзины (стоимость минимально-необходимого набора товаров и услуг), но в большинстве стран Европы величина прожиточного минимума находится в зависимости от доходов различных слоев населения. Предполагается, что величина прожиточного минимума в 2013 году станет более адресной. Но, на сегодняшний день, для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии на 2013 год, размер прожиточного минимума определен точно и составил 6131 рубль (разница по сравнению с 2012 годом составила 570 рублей). Так же, определены плановые (планируемые) размеры прожиточного минимума на 2014 год (6462 рублей), и на 2015 год (6778 рублей).

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) с 1 января 2013 года увеличится с 4611 рублей до 5205 рублей, что составляет 76% от текущей величины прожиточного минимума (в процентом отношении +13%).

Повышение Минимального размера оплаты труда в 2013 году стало возможным, потому что не требует дополнительных расходов бюджета, а отражает уже произведенные расходы на индексацию зарплат. В России, минимальный размер оплаты труда, повышается ежегодно, но до сих пор не достиг текущего прожиточного минимума. На первый квартал 2012 года около 13,5% населения России получали доходы ниже величины прожиточного минимума[1].

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации в 2012 году за первый квартал составило - 13,5%, за второй - 11,5%,за первое полугодие -12,5% [3].

Беспристрастный аналитик, Д. Рикардо считал, что основная проблема экономической науки заключается в нахождении закона, регулирующего распределение доходов. “Продукт земли -- все, что получается с ее поверхности путем соединенного приложения труда, машин и капитала,-- делится между тремя классами общества, а именно:

владельцами земли, собственниками денег или капитала, необходимого для ее обработки, и рабочими, трудом которых она обрабатывается.

Но доли всего продукта земли, достающиеся каждому из этих классов под именем “ренты”, “прибыли” и “заработной платы”, весьма различны на разных стадиях общественного развития… [10]

Перераспределение доходов от богатых к бедным американский экономист Артур Оукен (1928-1980) сравнил с «дырявым ведром», т.е. этот процесс неизбежно ведет к снижению экономической эффективности. Масштабы «утечки» из «ведра Оукена» определяется тем, в какой мере повышение налогов и рост социальных трансфертов уменьшают объемы предложения труда. В случае, если эластичность предложения труда по заработной плате высока, повышение налогов с целью увеличения социальных трансфертов приводит к значительному сокращению предложения труда в легальном секторе экономики и перетеканию его в теневой сектор( где оплата труда не облагается государственными налогами.

Это и произошло в России в 90-х гг., когда чрезмерно высокий, по мнению предпринимателей, уровень налогообложения повлек за собой широкое распространение выплаты значительной части заработной платы в «конверте», т.е. неофициально [1, стр.568].

Во многих странах государственные программы перераспределения доходов делятся на две основные категории.

· Программы по увеличению дохода: социальное страхование, пенсионные программы, государственные пособия, продовольственные талоны и страхование по безработице являются примерами таких программ;

· Программы, направленные на устранение причин бедности и экономически неблагоприятных условий. Целью данных программ является обеспечение социальных и экономических условий для развития образования, здравоохранения и инвестиций в человеческий капитал.

Рыночный механизм не в состоянии гарантировать всем членам общества достаточное количество пищи и одежды, крышу над головой, образование и медицинскую помощь. Рыночная экономика вознаграждает тех, чей более производительный труд создает больший «кусок экономического пирога». Люди, обладающие большим количеством ресурсов или более производительными ресурсами, как правило, больше зарабатывают, потому что больше производят. Это значит, что рыночная экономика распределяет малую часть прибыли (если вообще распределяет) среди людей, неспособных внести в национальное производство. В результате такие категории населения, как пенсионеры, инвалиды, сироты, и другие категории населения оказываются без достаточных социально-экономических гарантий.

Объектами социальной защиты являются основные показатели уровня жизни человека - доходы, жилье, услуги, образование, здравоохранение и т.п. Конкретные формы социальной защищенности многообразны. К основным социальным гарантиям, которые государство предоставляет населению, относятся:

· Минимальная оплата труда;

· Пенсии по старости, пенсии по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии инвалидам;

· Пособия при рождении ребенка, на период отпуска по уходу за ребенком, ежемесячные пособия на детей одиноких матерей, пособия детям-сиротам;

· Стипендии студентам и учащимся в сфере профессионального образования, аспирантам и докторантам, обучающимся с отрывом от производства;

· Индексация доходов в условиях инфляции;

· Компенсация потерь от стихийных бедствий, частичная компенсация потерь сбережений населения;

· Пособия по безработице, а также компенсационные выплаты работникам, находящимся в отпусках без сохранения содержания в связи с вынужденным прекращением работы предприятий и организаций;

· Медицинское страхование;

· Защита условий труда;

· Социальное обслуживание лиц пожилого возраста и инвалидов, оказание медицинских услуг.

Многие (но не все) экономисты считают, что участие государства в перераспределении доходов позволяет добиться большей справедливости. Однако реализация политики, направленной на более справедливое распределение доходов, порой приводит к искажению стимулов к труду, изменению поведения людей и снижению эффективности использования ресурсов.

Одним из наиболее известных способов измерения неравенства является построение кривой Лоренца, названной так по имени американского экономиста и статистика Макса Лоренса. Речь идет о персональном распределении доходов. Если разделить все население страны на 5 частей, т.е. по 20%, и совокупные доходы общества также по 20%, то можно увидеть, что линия, исходящая из начала осей координат (биссектриса) дает нам представление о равном распределении доходов (рис.1).

Кривая Лоренца основана на расчете кумулятивных долей, и соответственно, построение кумулятивной кривой.

Еще одним показателем, используемым в экономической науке для определения степени дифференциации доходов, является коэффициент Джини или индекс концентрации доходов. Этот коэффициент тесно связан с кривой Лоренца.

Дифференциация доходов -- разница в уровне денежных доходов различных слоев и групп населения. Обычно распределение доходов характеризуется разностью средних годовых доходов 10%-ной (децильной) группы наиболее низкодоходных граждан и 10%-ной группы наиболее высокодоходных граждан. Используется также отношение условно максимального и минимального доходов или соотношение между минимальным и максимальным уровнями оплаты труда [4].

Подводя итог, можно сказать, что государство применяет различные меры, для предотвращения неравенства доходов и богатства, проводит такие программы, как социальная политика, социальное страхование.

Делись добром ;)