logo
Анализ антиинфляционной политики Республики Казахстан на современном этапе

3.1 Совершенствование антиинфляционной политики

Вышеизложенный анализ причин инфляции в Казахстане позволяет выработать соответствующую антиинфляционную политику, а также механизм реализации, т.е. методы, способы, приемы противодействия инфляции, комплексно и целенаправленно действовать на очаги ее возникновения.

Комплекс мероприятий по преодолению инфляции включает воздействие на разные стороны производственно-экономической, социальной, правовой, институциональной, морально-нравственной сфер функционирования общества, хотя решающей из них является базовая, производственно-экономическая. Именно потребности ее саморазвития, закономерности функционирования отображаются в зависимых сферах и вызывают в них изменения, объективно диктуемые характером адекватного обслуживания производственной сферы.

Преодоление инфляции спроса достигается относительно рядовыми макроэкономическими методами использования денежной и фискальной политики.

Антиинфляционная политика включает различные методы ограничения денежного предложения:

1) уменьшение объема денежной массы в обращении через сокращение налично-денежной эмиссии Национальным банком;

2) увеличение учетных ставок за централизованные кредиты в целях удорожания кредитных ресурсов и снижения их доступности;

3) увеличение резервных требований центрального банка к коммерческим банкам для достижения сжатия кредитного мультипликатора и ограничения кредитной экспансии коммерческих банков;

4) прямое сокращение кредитов центрального банка в тех же целях.

Национальный банк РК принимает меры по снижению размеров денежного предложения посредством регулирования ликвидности банковской системы. Основными инструментами регулирования доходности на финансовом рынке, а также стерилизации избыточной ликвидности банков останутся депозиты банков второго уровня в Нацбанке РК. Национальный банк РК не будет ограничивать объем их привлечения, однако будет регулировать ставки по ним.

Нацбанк с целью удержания инфляции в заданном интервале будет принимать меры по ужесточению денежно-кредитной политики, в том числе:

ограничение внешнего заимствования банковского сектора путем

- ужесточения резервных требований;

- усиление контроля за денежными агрегатами;

- увеличение объемов стерилизации денежной эмиссии.

Кроме того, развитие новых инструментов фондового рынка позволит обеспечить связывание временно свободных денежных средств.

Комплексная антиинфляционная политика Правительства Республики Казахстан и Национального банка Республики Казахстан будет направлена на:

- стимулирование экономического роста в стране преимущественно за счет повышения производительности труда;

- стимулирование опережающего роста производительности труда по сравнению с ростом реальных доходов населения;

- соблюдение предприятиями-монополистами утверждаемых предельных значений роста цен на их товары и услуги;

- создание условий, обеспечивающих развитие конкуренции на внутренних рынках страны, в частности на рынках нефтепродуктов, зерна, электроэнергии, услуг транспорта и связи;

- соблюдение заданного уровня дефицита государственного бюджета;

- обеспечение уровня денежного предложения, совместимого с заданными параметрами по инфляции и ростом экономики.

В целях стабилизации цен на рынках стратегически важных товаров, таких как нефтепродукты, зерно, будет введен механизм обязательной торговли ими через товарные биржи.

Правительством Республики Казахстан будут осуществляться мероприятия по пресечению ценового сговора, выявлению и пресечению недобросовестной конкуренции, злоупотреблений субъектами рынка своим доминирующим положением, а также мероприятия по содействию в создании сети оптовых и розничных рынков, развитию торговой инфраструктуры и конкурентной среды на товарных рынках.

Национальный банк РК будет усиливать меры воздействия по операциям денежно-кредитной политики, и способствовать дальнейшему повышению регулирующей роли своих основных ставок. Для усиления регулирующих возможностей официальной ставки рефинансирования намечено продолжить практику ее ежеквартального пересмотра. Политика Правительства и Национального банка Республики Казахстан по недопущению «перегрева» экономики и повышению ее конкурентоспособности будет направлена на:

· определение оптимальных темпов добычи нефти и газа;

· усиление контроля за ростом денежных агрегатов;

· повышение эффективности воздействия на денежный рынок посредством изменения процентных ставок;

· усиление контроля за ростом внешнего заимствования банками второго уровня;

· проведение более сдержанной фискальной политики, не предполагающей превышение темпов номинального роста расходов государственного бюджета над темпами роста номинального валового внутреннего продукта.

Дальнейшая либерализация валютного режима также будет способствовать снижению давления со стороны избытка ликвидности путем создания условий для более активной экспансии казахстанского капитала на зарубежные рынки.

В целях своевременного принятия мер по профилактике «перегрева» экономики Национальный банк Республики Казахстан будет отслеживать ситуацию по притоку иностранной валюты в страну и в случае необходимости рассмотрит возможность принятия совместно с другими государственными органами мер по снижению возникающих рисков.

3.2 Сбалансированный экономический рост как фактор снижения инфляции

Об одобрении основных направлений социально-экономической политики по обеспечению семипроцентного роста экономики в 2011 - 2015 годах

В соответствии с поручением главы государства перед Правительством поставлена задача войти в группу стран с высоким уровнем доходов, для чего необходимо обеспечить ежегодные темпы роста экономики не менее 7 %. Правительство и Акимы должны обеспечить ежегодный прирост экономики за счет развития всех секторов экономики.

При формировании прогноза развития страны на среднесрочный период для обеспечения поставленных задач были учтены как внутренние, так и внешние условия развития.

Первостепенной задачей по обеспечению макроэкономической стабильности является недопущение значительного роста инфляции в стране.

Национальному банку и МЭРТ необходимо провести анализ влияния на инфляцию монетарных и немонетарных факторов.

Для того чтобы не допустить роста цен выше однозначной цифры (9%), необходимо обеспечить удержание роста цен на продовольствие до конца текущего года в пределах 9,5 - 10%, удержание цен на газ, ГСМ, уголь и мазут для субъектов естественных монополий и регулируемого рынка в коммунальном секторе.

Учитывая значительный вклад в инфляцию роста цен на продовольственные товары, необходимо принять действенные меры по обеспечению стабильности цен на внутреннем рынке, в первую очередь, на социально-значимые продовольственные товары. Необходимо продолжить работу по насыщению рынка плодоовощной продукцией с вовлечением в процесс социально-предпринимательских корпораций.

В целях стабилизации, а также прогнозирования розничных цен на социально значимые продовольственные товары и определения предсказуемого коридора цен разработан проект постановления правительства республики Казахстан по установлению пороговых значений розничных цен на социально значимые продовольственные товары и размера предельно допустимых розничных цен на них.

За каждым местным исполнительным органом будут закреплены пороговые значения инфляции, в первую очередь, прирост цен на продовольственные товары.

Ежегодно должна проводиться работа по определению предельного уровня вклада тарифов на регулируемые услуги в инфляцию с тем, чтобы не допустить значительного роста инфляции.