Проблемы государственной поддержки и развития малого бизнеса

курсовая работа

2.1 Финансовое обеспечение малого предпринимательства в России

Одним из важных инструментов государственного содействия развитию мелкого бизнеса является прямая финансовая помощь, которая осуществляется посредством льготного субсидирования малых фирм, предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и льготного налогообложения.

Основным источником финансирования текущей деятельности предприятия и средствами на развитие, по прежнему, остаются личные сбережения предпринимателей (31%) и собственная прибыль предприятия (54%). Средства учредителей, заемные и кредитные средства привлекаются в менее, чем 20% случаев. Финансовая поддержка специализированных фондов и организаций привлекается крайне редко - менее 3%.

Как показало время, малое предпринимательство постепенно (хотя и не настолько быстро, как предполагалось) начинает занимать определенное место в хозяйстве страны. По состоянию на 1 января 2009 г. в России действовало 868 тыс. малых предприятий (по сравнению с их количеством на 1 января 2000 г. прирост составил лишь 6,9 тыс. малых предприятий, или 0,8%).

Вместе с тем следует отметить стабильный рост числа предприятий в таких отраслях, как здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение (на 39,8% - в 2000 г., на 12,1% - в 2009 г.), операции с недвижимым имуществом (на 19,9% и на 26,8% соответственно), торговля и общественное питание (на 3,8% и на 3,6%). Продолжало сокращаться число малых предприятий, работающих в отрасли "наука и научное обслуживание" (на 6,2% и на 11,4%).

Отраслевая структура малого бизнеса постепенно меняется в сторону увеличения доли предприятий торговли и общественного питания и уменьшения доли строительных организаций, предприятий, занимающихся общей коммерческой деятельностью по обеспечению функционирования рынка, наукой и научным обслуживанием.

В 2009 г. малыми предприятиями было произведено продукции, работ, услуг по всем видам деятельности на 261,9 млрд. рублей, это по оценке, составило около 7% выпуска продукции, работ и услуг всех отраслей экономики России, занимающихся производством товаров и оказывающих рыночные услуги. Объём произведенной малыми предприятиями продукции в фактических ценах уменьшился по сравнению с 1997 г. на 13,6%.

По основному виду деятельности предприятий было произведено продукции, работ, услуг на 231,8 млрд. рублей, три четверти этого объема приходиться на валовой доход предприятий торговли и общественного питания (26,1%), выпуск промышленной продукции (24,2%) и объем произведенных строительных работ (26,1%).

Инвестиции малых предприятий в основной капитал в 2009 г. составили 22,5 млрд. рублей, или 5,6% всех инвестиций на развитие экономики и социальной сферы России. По сравнению с 1999 г. в сопоставимых ценах они уменьшились на 3,5%.

В большинстве экономических районов имеет место несоответствие долей объемов прибыли и платежей. Действие указанных факторов снижает объем поступлений в доходную часть бюджетов всех уровней.

Многие характерные особенности становления малого предпринимательства в России напрямую связаны с основными проблемами, мешающими развитию нормальных рыночных отношений и частного предпринимательства в целом.

Кризис в России показал, что в нашей стране средний класс, класс собственников, существует как реальность. И наша беда, что мы поняли это такой ценой.

Если затронуть проблему финансирования, то до октября 1995 года проблемой финансирования малого бизнеса никто официально не занимался. Многие банки, не проявляя особого желания вкладывать инвестиции в малые предприятия, объясняют это тем, что количество затрачиваемого времени и усилий на оформление кредита размером 100 тыс.долл. и 10 млн.долл. одинаково, а получаемый доход разнится во много раз. Кстати, здесь наши проблемы не отличаются от западных, и там финансовые структуры неохотно занимаются этим родом деятельности.

Большинство кредитных организаций, имеющих связи с малым бизнесом, находятся в регионах и не имеют достаточного оборотного капитала. В первую очередь кредиты получают те производства, продукция которых пользуется наибольшим спросом: переработка продуктов питания, деревообработка, разлив напитков, складские и транспортные услуги, легкая промышленность. И очень немногие занимаются финансированием инновационного бизнеса - новых наукоемких технологий, которые определяют будущее технологического прогресса.

Успешное развитие малого бизнеса, в значительной степени, зависит от обеспеченности предпринимателей финансовыми ресурсами как долгосрочного, так и краткосрочного характера. Мобилизация серьезных денежных средств невозможна без государственных мер развития инфраструктуры рынка финансовых услуг, расширения номенклатуры используемых финансовых инструментов, а также интенсификации конкуренции среди участников финансового рынка.

Вопреки существующим мифам о высокой рискованности вложений в малый бизнес опыт прошедших лет показал, что кредитование малых предприятий, при умелой организации работы, является менее рисковым, чем кредитование крупных предприятий. Все клиенты-заемщики малых предприятий Фонда поддержки бизнеса возвращают средства полностью и в срок.

Программа микрофинансирования малых предприятий показала свою жизненность и безусловную полезность. Используя механизмы микрокредитования, многие организации, располагая небольшими средствами, позволили начать свое дело большому количеству малых предприятий и предпринимателей.

Однако, по-прежнему, большинство субъектов малого бизнеса не имеет доступа к финансово-кредитным ресурсам. Это связано с отсутствием механизмов, учитывающих специфику российского малого бизнеса.

Опыт привлечения внешних инвестиций для развития предприятия имеет каждое четвертое малое предприятие. И только треть из них получили инвестиции. Чаще всего, в половине случаев, предприниматели обращались в коммерческие банки. При сложном механизме получения кредита в банке СМБ обращаются к частным инвестициям, подвергая свой бизнес дополнительным рискам. Каждое пятое предприятие занимало средства на развитие или текущую деятельность у таких же малых фирм и предпринимателей. Процент получения государственных инвестиций крайне низок - не более 3% в целом по выборке и не более 12% среди тех, кто обращался за внешними инвестициями.

Россия должна жить по принципу, что государство обслуживает потребности и запросы общества, а не наоборот.

Сравнительный анализ состояния малых предприятий показывает, что с IV квартала 2008 г. фиксируется абсолютное уменьшение объемов оборота, численности занятых и инвестиций в основной капитал у этих субъектов предпринимательской деятельности. Принятые и реализуемые во II квартале 2009 г. меры поддержки малого и среднего предпринимательства были преимущественно ориентированы на стимулирование роста числа субъектов хозяйствования в российской экономике и повышение доступности для них финансовых ресурсов. В то же время практически отсутствовали меры по содействию модернизации производственных мощностей действующих малых и средних предприятий, что идет вразрез с решением задачи по формированию современной инновационно-производственной структуры российской экономики (таблица 2).

На фоне резкого изменения условий функционирования российской экономики под влиянием мирового финансового кризиса и его распространения на реальный сектор экономики с IV квартала 2008 г. фиксируется постепенное сокращение числа рабочих мест на малых предприятиях.

Таблица 2.- Динамика числа предприятий и численности занятых на малых предприятиях в I квартале 2009г., без микропредприятий

Число предприятий, тыс. единиц

Численность работников (без совместителей), тыс. человек

1.01.2009

1.04.2009

1.01.2009

1.04.2009

Российская Федерация

282,7

227,6

6217,1

5741,7

Центральный ФО

82,1

73,1

1678,4

1674,5

Северо-Западный ФО

31,4

31,1

812,7

668,8

Южный ФО

39,9

27,1

872,5

707,7

Приволжский ФО

58,8

47,1

1406,5

1295,3

Уральский ФО

11,2

13,8

360,8

402,1

Сибирский ФО

45,4

25,6

842,4

736,3

Дальневосточный ФО

13,9

9,5

243,8

256,9

Численность занятых с начала года уменьшилась на 475,4 тыс. человек и на 1 апреля 2009 г. составила 5,7 млн. человек. Уровень занятости в малом бизнесе существенно дифференцирован по территории России и оказывает серьезное влияние на ситуацию на региональных рынках труда. Наиболее значительное сокращение занятости на малых предприятиях по итогам I квартала 2009 г. зафиксировано в Южном (164,4 тыс. человек), Северо-Западном (143,9 тыс. человек), Приволжском (111,2 тыс. человек) и Сибирском (106,1 тыс. человек) федеральных округах. В Уральском и Дальневосточном федеральных округах, для которых характерны более высокие показатели уровня занятости в малом бизнесе, численность занятых увеличилась, соответственно, на 41,3 и 13,1 тыс. человек.

В российской экономике структура оборота малых предприятий почти на 55% формировалась предприятиями оптовой и розничной торговли, и изменение ситуации на внутреннем потребительском и оптовом рынках оказывало доминирующее влияние на позиции малого бизнеса. В наиболее острой форме сокращение масштабов деятельности предприятий малого бизнеса отмечается в Центральном, Северо-Западном, федеральных округах, на которые приходится почти половина абсолютного уменьшения объемов оборота малых предприятий в целом по России (рисунок 1).

Рисунок 1. Изменение объемов оборота малых предприятий к предыдущему кварталу по федеральным округам в 2008-2009гг., в действующих ценах, в млрд.руб

Свертывание масштабов экономической деятельности изменило ситуацию в инвестиционном секторе. По итогам I квартала 2009 г. объем инвестиций в основной капитал в целом по экономике сократился на 15,6%, в том числе по крупным и средним предприятиям - на 5%. Наиболее существенное снижение инвестиций в основной капитал - более чем на 40% - зафиксировано в сегменте малых предприятий (таблица 3).

Таблица 3.- Объем инвестиций в основной капитал малых предприятий в 2008-2009гг., в действующих ценах, без микропредприятий

2008 год

2009г.

I

квартал

всего

В том числе

I квартал

II квартал

III квартал

I V квартал

Российская Федерация

317,4

47,9

73,0

91,5

105,0

41,4

Центральный ФО

55,2

11,8

11,1

14,9

17,3

11,6

Северо-Западный ФО

20,9

4,2

5,4

6,4

4,9

2,6

Южный ФО

67,2

7,0

14,4

23,6

22,2

8,3

Приволжский ФО

84,9

12,9

17,0

24,8

30,2

8,9

Уральский ФО

23,3

2,7

6,3

7,2

7,2

3,4

Сибирский ФО

60,1

8,2

17,2

12,8

22,0

5,7

Дальневосточный ФО

5,8

1,2

1,6

1,8

1,2

0,9

Изменение структуры инвестиций в основной капитал малых предприятий в территориальном разрезе в I квартале 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года определялось повышением доли Центрального, Южного и Уральского федеральных округов при значительном сокращении инвестиционной поддержки малого бизнеса в Приволжском и Сибирском федеральных округах (рис. 2).

Рисунок 2. Структура инвестиций в основной капитал малых предприятий по федеральным округам, в % к итогу

В структуре инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности в январе-марте 2009 г. более 3/5 приходилось на строительство, операции с недвижимым имуществом и оптовую и розничную торговлю. Инвестиции в основной капитал МП в промышленности составляли 18,0%, а сельского хозяйства - 8,2% Ключевым направлением Программы антикризисных мер является поддержка малого и среднего предпринимательства. На эти цели в 2009 г. будет направлено 40,5 млрд руб., что в 11 раз больше, чем в 2008 г. В текущем году расходы федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого предпринимательства будут увеличены до 10,5 млрд руб., т.е. в дополнение к ранее запланированным средствам будет выделено 6,2 млрд руб. [17]

Таблица 4.-Инвестиции в основной капитал малых предприятий по видам экономической деятельности, в действующих ценах, без микропредприятий

2008 год

2009г.

I

квартал

всего

В том числе

I квартал

II квартал

III квартал

I V квартал

Всего

10093,5

2072,9

2550,1

2751,9

2718,6

1832,5

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

170,7

32,8

35,2

50,7

52

37,7

Рыболовство, рыбоводство

23,1

4,8

6,1

6,5

5,7

5,1

Промышленность

1418,7

280,6

365,8

403

369,3

242,2

Добыча полезных ископаемых

59,8

10,5

13,9

19,7

15,7

7,9

Обрабатывающее производство

1311,3

258,7

340,9

372,1

339,6

219,1

Производство и распределение электроэнергии, газ, вода

47,6

11,4

11

11,2

14

15,4

Строительство

1228,4

183

300,1

353,6

391,7

161,7

Оптовая и розничная торговля: ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования

6095,5

1332,5

1551,3

1615,8

1595,9

1120,6

Гостиницы и рестораны

106,7

23,1

28,4

27,9

27,3

32,0

Транспорт и связь

306,7

61,7

75,1

94,4

75,5

61,9

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

627,4

131

157,9

168,3

170,2

142,8

В 2009 г. впервые предоставляется возможность авансового перечисления регионам субсидий из федерального бюджета на развитие малого и среднего бизнеса - до 60% в течение I-III кварталов текущего года. Распределение субсидий федерального бюджета на развитие малого и среднего предпринимательства будет осуществляться пропорционально доле малых и средних компаний, действующих на территории региона. При определении уровня софинансирования будет учитываться расчетная бюджетная обеспеченность субъекта Российской Федерации. Это означает, что для 78 субъектов за счет федерального бюджета будет финансироваться ориентировочно до 80% расходов на поддержку малого и среднего предпринимательства Требование об обязательной квоте (до 20%) для малого предпринимательства в государственных закупках распространено не только на государственных, но и на муниципальных заказчиков. Это позволит, по оценкам, увеличить спрос на продукцию МП на 25 млрд руб.

Новый курс государственной поддержки малого предпринимательства в части повышения инвестиционной активности базируется на следующих принципах:

- привлечение частных, в том числе иностранных, кредитов под государственные гарантии, а также трансформация сбережений граждан в инвестиции при условии корректировки налогового законодательства (уменьшение ставки налога на доходы физических лиц на сумму средств, направляемых в инвестиции);

- отмена всех существующих налоговых льгот, которые потворствуют нецелевому использованию средств и снижают ответственность за результаты хозяйственной деятельности, и увеличение за счет этого бюджетных фондов инвестиционной поддержки малых предприятий;

- переход к экономическим (коммерческим) механизмам распределения средств федерального бюджета путем создания гарантийных фондов кредитования и финансового лизинга.

В настоящее время в 76 регионах РФ проекты программ поддержки малого бизнеса находятся в разных стадиях проработки, а более чем в 40 регионах они утверждены и проводятся в жизнь. Анализ этих документов и в первую очередь федеральной программы позволяет вскрыть ряд существенных недостатков, таких как:

- несогласованность, «нестыковка» элементов программ, в частности аналитических разделов и блока практических мер;

- декларативность, расплывчатость поставленных задач;

- чрезмерная широта спектра планируемых мер, ведущая к распылению средств[17].

Успешное развитие малого предпринимательства в России в значительной степени зависит от обеспечения субъектов малого предпринимательства финансовыми ресурсами как краткосрочного, так и долгосрочного характера. В целях упрощения доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам ведется постоянная работа по совершенствованию механизмов кредитования субъектов малого предпринимательства, развитию негосударственных небанковских организаций финансирования малого предпринимательства, совершенствованию системы лизинга как механизма поддержки субъектов малого предпринимательства, развитию государственных и муниципальных механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства. Одним из эффективных способов развития бизнеса для фирм, уже добившихся успеха и желающих развиваться дальше, является франчайзинг. Это наилучшая возможность организовать надежное собственное дело для предпринимателей, даже для тех, кто никогда не занимался бизнесом. Развитие международного франчайзинга влечет за собой привлечение значительных иностранных капиталов в российскую экономику. В дальнейшем необходимо продолжить работу в данных направлениях, а также создать сеть специализированных инновационных фондов и фондов венчурного капитала для малых предприятий, использующих в своей работе высокотехнологичные инновационные разработки и ноу-хау на базе действующей инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Одним из наиболее востребованных направлений финансово-кредитной поддержки субъектов малого предпринимательства является микрофинансирование. В настоящее время ряд регионов реализуют программы микрокредитования субъектов малого предпринимательства. В некоторых регионах создана сеть кредитных кооперативов, оказывающих финансовые услуги субъектам малого предпринимательства, а также сельским товаропроизводителям. Другое важное направление финансово-кредитной поддержки субъектов малого предпринимательства - реализация программ кредитования. Чтобы упростить доступ субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам, необходимо разработать общегосударственную многоуровневую систему для предоставления поручительств (гарантий) финансово-кредитным организациям по кредитам и займам, выдаваемым субъектам малого предпринимательства, пригодную для действующих малых предприятий и для малых предприятий, только начинающих свою деятельность. Для установления конструктивного диалога бизнеса и власти огромное значение имеет организация и проведение региональных съездов предпринимателей, конференций, региональных совещаний структур поддержки малого предпринимательства, «круглых столов», выставок и др. Для успешного развития малого бизнеса нужно не только «брать» с малых предприятий, но и помогать им встать на ноги. Опыт поддержки и развития малого предпринимательства в большинстве регионов России свидетельствует о важности разработки и реализации в субъектах Федерации программ поддержки малого предпринимательства. Практически во всех регионах России сегодня разрабатываются и реализуются собственные программы государственной поддержки предпринимательства.

Делись добром ;)