Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России

курсовая работа

1.1 Исторические этапы развития и становления малого бизнеса

В работах западных ученых и экономистов само понятие малого бизнеса появилось в 30-х годах ХХ века. Британский министр М.Миллан в докладе о промышленном и финансовом состоянии Великобритании в 1931 году впервые использовал термин «малые и средние предприятия»; первое определение малого предприятия появилось в США в Законе об определенных видах обслуживания (1948 г.) и Законе о малом бизнесе (1953 г.) [9. С. 12].

Эволюция малого бизнеса в России, как и всего предпринимательства в целом, была достаточно сложной. За последние 100 с лишним лет, начиная с 1900 года, многие ученые выделяют следующие основные этапы развития малого бизнеса [2. С. 65]:

I этап - стабильное развитие. В 90-е годы XIX века окончательно сложилась индустриальная база предпринимательства, и к началу ХХ века оно стало массовым явлением в России. В этот период предприниматель сформировался как собственник, и получила развитие акционерно-паевая форма предпринимательства.

II этап - ликвидация. Начиная с 1917 года в России ликвидировались рыночные экономические связи, осуществлялась национализация предприятий, экспроприация имущества и средств производства.

III этап - оживление. В период новой экономической политики 1921-1926 годов (НЭП) в экономике страны наблюдалась оттепель, а вместе с ней и оживление предпринимательской деятельности.

IV этап - повторная ликвидация. К 30-м годам ХХ века предпринимательство, а вместе с ним и малый бизнес, были свернуты.

V этап - реанимации. В 90-е годы ХХ века с выходом законов РФ «О собственности в РСФСР» (1990) и «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1990) начинается новое развитие предпринимательства и построение новых экономических отношений.

VI этап (1993-1994 гг.) стал полосой широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательства, появления множества собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Однако на этом этапе еще не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг.

VII этап. К 1995 г. оказались практически исчерпаны ниши и возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности. Многие из возникших ранее МП преимущественно торгово-посреднической или, например, научно-консультационной ориентации либо прекратили свое существование, либо меняли направление своей деятельности. Такая ситуация закономерно должна была генерировать новые тенденции в развитии российского малого предпринимательства. Обозначился очередной этап качественных изменений в динамике и структуре малого предпринимательства, сопровождавшийся значительным сокращением прироста числа МП.

Три основных этапа развития [19. С. 65]:

I этап - становление или экстенсивный рост (1987-1991 гг.) - активное создание малых предприятий на базе кооперативов и вспомогательных подразделений госпредприятий;

II этап - созревание или интенсивный рост (1991-1995 гг.) - сверхвысокие темпы создания новых малых структур (фактически бум малого предпринимательства) на фоне либерализации цен, галопирующей инфляции, приватизации и обвального спада производства;

III этап - зрелость или стабилизация (2000 г. - н/вр.) - падение темпов роста числа малых предприятий, известная структурная (отраслевая и региональная) устойчивость тенденций развития малого бизнеса. Выявляются и окончательно формируются доминирующие отрасли сектора малого бизнеса: сфера услуг, гостиничный и туристический бизнес, торговля, строительство, промышленность (в том числе - легкая, пищевая, лесная и деревообрабатывающая, а также производство строительных материалов), обеспечивающие около 70% валовой выручки сектора и около 90% его занятых.

1.2 Условия и факторы развития малого бизнеса

Для осуществления малого бизнеса необходимы определенные условия: экономические, социальные, правовые и др.

Экономические условия - это предложения товаров и спрос на них; виды товаров, которые могут приобрести покупатели; объемы денежных средств, которые покупатели могут истратить на эти покупки; избыток или недостаточность рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников, т.е. на их возможности приобретения товаров.

На экономическую обстановку значительно влияют наличие и доступность денежных ресурсов, уровень доходов на инвестированный капитал, а также сумма заемных средств, к которым готовы обратиться предприниматели для финансирования своих деловых операций и которые готовы предоставить им кредитные учреждения.

Всем этим занимается множество организаций, составляющих инфраструктуру рынка, с помощью которой предприниматели могут устанавливать деловые взаимоотношения и вести коммерческие операции: банки, занимающиеся оказанием финансовых услуг; поставщики, снабжающие сырьем, материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, топливом, энергией, машинами и оборудованием, инструментом; оптовые и розничные продавцы, предоставляющие услуги по доведению товаров до потребителя; специализированные фирмы и учреждения, оказывающие профессиональные, юридические, бухгалтерские, посреднические услуги; агентства по трудоустройству, помогающие в подборе рабочей силы; учебные заведения, обучающие рабочих и специалистов-служащих; прочие агентства - рекламные, транспортные, страховые и др.; средства связи и передачи информации [7. С. 86].

Вплотную к экономическим примыкают социальные условия формирования малого бизнеса. Прежде всего, это стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде. На разных этапах потребности могут меняться. Существенную роль играют нравственные и религиозные нормы, зависящие от социально-культурной среды. Они оказывают прямое воздействие на образ жизни потребителей и на его спрос на товары. Социальные условия влияют на отношение отдельного индивидуума к работе, что в свою очередь определяет его отношение к размеру заработной платы и к условиям труда, предлагаемым бизнесом [2. С. 16].

Любая предпринимательская деятельность осуществляется в рамках соответствующей правовой среды. Поэтому большое значение имеет создание необходимых правовых условий, т.е. законов, регулирующих предпринимательскую деятельность и создающих наиболее благоприятные условия для развития предпринимательства: упрощенная и ускоренная процедура открытия и регистрации предприятий; защита предпринимателя от государственного бюрократизма; совершенствование налогового законодательства в направлении мотивации производственной предпринимательской деятельности, развития совместной деятельности отечественных предпринимателей с зарубежными. Сюда входят и создание региональных центров поддержки малого предпринимательства, усовершенствование методов учета и форм статистической отчетности. Важную роль играет подготовка законодательных инициатив по вопросам правовых гарантий предпринимательской деятельности, включая в первую очередь, право на собственность и соблюдение договорных обязательств [3. С. 117].

К числу факторов развития малого бизнеса относят следующие факторы [17. С. 20]:

1. Возможность значительно повысить свой личный доход. Разброс доходов граждан измеряется отношением суммарных доходов 10% наиболее богатых налогоплательщиков к суммарным доходам 10% беднейшего населения. Необходимо отметить, что если в большинстве промышленно развитых стран этот показатель находится в пределах 5-10, то в США он достигает 17, что приближает Россию к показателю США. Объясняется это тем, что группы населения с высоким уровнем доходов обеспечивают необходимые накопления для первоначального инвестирования в стартовые компании. Кроме того, эти группы населения служат хорошим примером для тех предпринимателей, которые имеют большое желание повысить свой уровень доходов. К сожалению, в России слабо обеспечиваются накопления в первоначальные инвестирования этой группы населения. Что же касается примера, то здесь нередко возникает зависть, доходящая до ненависти и криминального посягательства. Поэтому такая высокая разница в доходах не приемлема для большинства населения не только России, но и многих стран Европы, а также Японии.

2. Политика государства в сфере экономики, в частности общий уровень налогообложения и размер так называемого социального налога. В США, а также в других странах, где предпринимательство хорошо развито, доход государства от налогов превышает 21% ВВП. Если же налоги превышают 39-40% ВВП, то предприниматели теряют всякий стимул к своей деятельности. Кроме того, в странах с высоким уровнем предпринимательства размер так называемого социального налога не превышает 12% ВВП. В США он составляет всего 7,5%. В большинстве промышленно развитых стран он достигает 22%, в то время как при уровне в 37% и выше предпринимательство замирает [9.С.37].

В России в 2011 г. доход от налогов составил 11489,8 млрд. руб., или 21% ВВП [3.С.110]. Таким образом, видно, что в России общий уровень налогообложения и размер социального налога не мешают, а способствуют развитию предпринимательства.

2. Отношение общества к предпринимательству. В этом смысле США выгодно отличаются от большинства других промышленно развитых стран.

Американское общество не осуждает предпринимателя, потерпевшего неудачу. Наоборот, считается что такой «неудачник» после тщательного анализа причин своих неудач будет лучше подготовлен к новому бизнесу. Поэтому нередко венчурные капиталисты предпочитают выделять инвестиции в проекты предпринимателей, ранее потерпевших определенный провал, неудачу. Провал одного из предпринимателей рассматривается как нормальные издержки бизнеса.

Высоким уровнем развития предпринимательства в США является хорошо развитая деловая инфраструктура услуг - юридических, бухгалтерских, консультативных, специализирующихся на предпринимательстве.

В России отношение общества, отдельных лиц к успешным предпринимателям нередко - негативное, зачастую - завистливое. С развитием предпринимательства в нашей стране, особенно малого и среднего, вовлечения в этот процесс все большего числа трудоспособного населения, отношение общества к успешным предпринимателям будет меняться.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что предприятия малого бизнеса являются самостоятельной частью современной экономической системы общества, обеспечивают его социальную и политическую стабильность и способствуют смягчению последствий структурных преобразований в обществе, так как быстрее приспосабливаются к меняющимся изменениям рыночной системы.

Делись добром ;)