logo
Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь

3.2 Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в Республике Беларусь

Согласно законодательству Республики Беларусь в стране предоставляется:

· защита прав и законных интересов абсолютно всех предпринимателей, которые действуют в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

· страхование предпринимательского риска;

· запрет вмешательства собственника и любого третьего лица в деятельность предпринимателя после заключения с ним договора, за исключением тех случаев, которые предусмотрены в договоре;

· право граждан и юридических лиц вести предпринимательскую деятельностью, создавать предприятия и получать имущества, которые необходимы для этой деятельности;

· научно-техническая и правовая поддержка предпринимательской деятельности.

Для увеличения эффективности и дальнейшего распространения предпринимательской деятельности государство создаёт информационные, консультативные, исследовательские и другие центры, инновационные и другие фонды, таким образом помогая в формировании этого сектора экономики. [12]

В общем помощь субъектов малого и среднего бизнеса имеет свои эффективные формы, которые часто используются не только в Республике Беларусь, но и во многих зарубежных странах. В первую очередь, это - Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства.

Субъектами инфраструктуры являются:

1. центры поддержки предпринимательства (юридические лица, осуществляющие деятельность по обеспечению экономической и организационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства). Главными задачами которых оказание субъектам малого и среднего предпринимательства поддержке в получении: финансовых и материально-технических ресурсов; информационных, методических и консультационных услуг; подготовке, переподготовке и привлечении квалифицированных кадров; проведении маркетинговых исследований.

2. инкубаторы малого предпринимательства (юридические лица, имеющие на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или на ином законном основании специально оборудованные под офисы и производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) помещения и находящееся в них имущество и предоставляющее их в соответствии с законодательством в пользование начинающим свою деятельность субъектам малого предпринимательства в целях оказания им помощи в развитии и приобретении финансовой самостоятельности). Основными задачами инкубатора малого предпринимательства являются создание организационно-экономических условий для развития субъектов малого предпринимательства путем предоставления: помещений и имущества; информационных и консультационных услуг; оказание содействия в поиске партнеров; в получении финансовых ресурсов.

Финансовое обеспечение государственной политики поддержки малого предпринимательства исполняется Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей (БФФПП), который является юридическим лицом.

Средства Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей формируются за счёт:

· отчислений (взносов) министерств, ведомств, предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей;

· средств министерств и ведомств, предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей, временно передаваемых фонду для осуществления уставных задач;

· ассигнований из республиканского бюджета;

· банковских процентов за использование временно свободных средств фонда;

· иных поступлений и доходов.

Фонд осуществляет:

· финансирование разработок и реализацию программ, связанных с развитием предпринимательской деятельности;

· финансовую поддержку территориальных программ развития предпринимательства, непосредственное инвестирование частной инициативы и другие виды финансовой поддержки предпринимательства;

· установление и развитие взаимовыгодных контактов с аналогичными фондами и другими организациями зарубежных стран.

Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей предоставляет субъектам малого предпринимательства:

· финансовые средства на возвратной возмездной или безвозмездной основе;

· имущество на условиях лизинга;

· гарантии по льготным кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь.

Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей не рассматривается как серьезный источник развития малого бизнеса. Маленький объем располагаемых ресурсов и незначительное количество профинансированных проектов не оказывают сушественного влияния на динамику данного сектора экономики и реализацию приоритетных направлений его развития. [13]

В значительной мере фонд дублирует банковскую деятельность (кредиты предоставляются на платной основе, с соблюдением принципов материальной обеспеченности, целевой направленности, срочности и возвратности), но при этом круг оказываемых клиентам услуг является крайне узким. При этом имеют место ограничения по сумме поддержки (объем финансовой помощи - до 2 500 минимальных заработных плат при первом обращении и до 5 000 минимальных заработных плат - при повторном) и срокам ее предоставления (срок предоставления кредита/микрокредита - от 30 дней до 12 месяцев, лизинга - от 12 месяцев до 18 месяцев), которые не всегда корреспондируют со сроками реализации инвестиционных проектов. В связи с этим популярность услуг БФФПП в среде предпринимателей была достаточно невысокая.

Начиная с 2010 года, БФФПП предоставляет гарантии для исполнения обязательств по льготным кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь субъектам малого предпринимательства в соответствии с Положением об оказании государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства и субъектам инфраструктуры поддержки малого предпринимательства за счет средств, предусмотренных в программах государственной поддержки малого предпринимательства.

Размер гарантий составляет не более 70 % размера кредита. За предоставление гарантии взимается плата в размере 5 % от размера гарантии. Срок действия гарантии - до 3 лет.

Наделение БФФПП функциями гарантийного фонда является перспективным шагом в направлении развития механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства и повышения эффективности использования бюджетных средств. [14]

Информации о состоянии развития предпринимательства за 2012 год свидетельствует о сохранении положительной динамики деловой активности в Республике Беларусь.

По данным Министерства по налогам и сборам по состоянию на 1 января 2013 г. на учете в налоговых органах состояло 403 294 субъекта хозяйствования, из которых 334 326 относятся к сектору малого и среднего предпринимательства (индивидуальных предпринимателей - 232 851, микроорганизаций - 88 607, малых организаций - 10 531, субъектов среднего предпринимательства - 2337).

По сравнению с началом 2012 года количество субъектов малого и среднего предпринимательства увеличилось на 20 933 единицы или 6,7 %.

Такая же ситуация прослеживается и у субъектов хозяйствования, которые осуществляют свою деятельность на территории средних, малых городских поселений, сельской местности.

На 1 января 2013 г. в налоговых органах состояло 96 956 субъектов хозяйствования (без учета плательщиков, находящихся в процессе ликвидации (прекращения деятельности), организовавших свое дело вне пределов крупных городов. При этом, 96 943 из них являются субъектами малого и среднего предпринимательства (индивидуальные предприниматели - 67 995, микроорганизации - 24 887, малые организации - 2934, субъекты среднего предпринимательства - 1127).

Примечательным является и то, что если темп роста численности субъектов предпринимательства с 1 июля до 1 января 2013 г. в целом по стране составил 102,5%, то применительно к территории средних, малых городских поселений, сельской местности данный показатель равен 105%.

Всё перечисленное выше дает шанс рассчитывать на достижение поставленных при подготовке Декрета Президента Республики Беларусь от 7 мая 2012 г. № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» задач по активизации предпринимательской инициативы, изменению сложившейся географической структуры бизнеса, устранению существующего дисбаланса сил между индустриальными центрами и периферией, созданию дополнительных возможностей для эффективной занятости населения, повышению экономического потенциала регионов и страны в целом. [15]