Проблемы развития малого предпринимательства в России на современном этапе

курсовая работа

3.3 Государственная политика в сфере малого предпринимательства

Для предотвращения негативного влияния кризисных явлений на деятельность субъектов малого предпринимательства должны быть приняты меры, направленные на создание финансовой базы малого бизнеса и снижение издержек.

Прежде всего необходимо увеличишь финансовую поддержку малого предпринимательства. Так, можно повысить объемы кредитования малого предпринимательства по программам государственных банков (например, Внешэкономбанка), а также провести специальный конкурс по размещению средств государственного бюджета в негосударственных банках (кредитование частных банков), при этом данные ресурсы негосударственные банки должны будут потратить на расширение кредитования малых предприятий.

Кризис может привести к значительному количественному сужению малого бизнеса, т.е. к уходу с рынка (прежде всего «в тень») части малых предприятий, вынужденных временно свернуть или полностью прекратить свою легальную хозяйственную деятельность, а также к сокращению численности занятых на малых предприятиях, снижению объемов оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях.

Анализ специфики кризисных явлений и малого бизнеса позволил определить основные проблемы субъектов малого предпринимательства (см. таблицу 3).

Таблица 3

Категория субъектов малого предпринимательства (МП)

Проблемы

Субъекты МП, которые активно используют заемные средства для производства, оказания услуг

Отсутствие доступа к банковскому финансированию, переоценка залогового обеспечения, ухудшение условий кредитования, трудности с оборотными средствами, переход к теневому кредитованию в форме нелегальных кредитных услуг

Субъекты МП, производящие продукцию для средних и крупных предприятий

Снижение спроса на продукцию, риск неплатежей со стороны контрагентов

Субъекты МП, оказывающие производственные, маркетинговые, кадровые, информационные, консультационные и прочие услуги

Снижение спроса на услуги, риск неплатежей

Субъекты МП, действующие в сфере строительства (производство строительных материалов, выполнение строительных и ремонтных работ)

Снижение спроса на продукцию и услуги, стоимости продукции, тогда как материалы могли быть закуплены по высоким ценам начала -- середины года

Субъекты МП, действующие в оптовой и розничной торговле

Повышение стоимости импортной продукции, трудности с оборотными средствами, в среднесрочной перспективе -снижение спроса на продукцию

Субъекты МП, действующие в сфере общественного питания и ресторанном бизнесе

Снижение спроса на продукцию и услуги, рентабельности и ликвидация отдельных предприятий

Субъекты МП, оказывающие услуги в сфере транспорта

Снижение спроса на продукцию и услуги, рентабельности и ликвидация отдельных предприятий

Субъекты МП, работающие по государственному и муниципальному заказу

Снижение объемов заказов в 2009 г., неоплата работ, произведенных в 2008 г., повышение конкуренции за государственный и муниципальный заказы

Субъекты МП, реализующие инвестиционные проекты, направленные на модернизацию и расширение производства

Отсутствие финансовых средств для развития, замораживание проектов развития

Все субъекты МП

Административное давление на бизнес, увеличение числа проверок, снижение оборачиваемости капитала, увольнение наемных работников

Еще одной мерой в области финансовой поддержки может стать увеличение финансирования программ поддержки малого предпринимательства, осуществляемого по результатам конкурса по отбору субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2008 г. предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, выполняемых в рамках оказания государственной поддержки малого предпринимательства субъектами Российской Федерации. При этом дополнительные средства, выделяемые из государственного бюджета, можно пропорционально разделить между субъектами Российской Федерации -- победителями данного конкурса, а основное внимание уделить увеличению объемов прямой финансовой поддержки малых предприятий и организаций, образующих финансовую инфраструктуру поддержки малых предприятий, в том числе субсидированию их расходов, выделению фантов начинающим предпринимателям, созданию и развитию микрофинансовых организаций, гарантийных фондов, фондов инвестиций.

Другой действенной мерой в области финансовой поддержки выступает создание новых и расширение действующих гарантийных фондов (фондов поручительств) - специальных некоммерческих фондов, предоставляющих поручительства и залоги за субъектов малого предпринимательства, у которых недостаточно собственного имущества для полноценного обеспечения обязательств по банковским кредитам. Формирование и использование гарантийных фондов направлены на упрощение доступа субъектов малого предпринимательства к кредитным услугам наиболее надежных кредитных организаций, предъявляющих высокие требования к финансовой прозрачности заемщиков и экономической надежности финансируемых проектов. Опыт создания гарантийных фондов имеется в Москве, Санкт-Петербурге, Ленинградской, Воронежской, Свердловской областях, Республике Удмуртия, Ханты-Мансийском АО и других субъектах Российской Федерации. За счет средств федерального бюджета в 2006-2007 гг. поддержано создание 23 региональных гарантийных фондов с общей капитализацией 3,3 млрд руб. Обеспечены гарантиями кредиты предпринимателей на сумму свыше 5 млрд руб. Необходимо и дальше создавать гарантийные фонды, а также условия для развития действующих фондов.

Второй группой мер являются меры в области имущественной поддержки. В условиях вынужденного сокращения издержек арендные ставки и цена недвижимости будут оставаться значительным фактором, влияющим на себестоимость продукции и услуг малых предприятий. Соответственно мерой, направленной на облегчение доступа к имуществу, а также на сокращение издержек малых предприятий, может стать снижение ставок по аренде нежилых помещений и земельных участков, находящихся в федеральной, региональной и муниципальной собственности.

Отдельной группой мер выступают специальные меры, направленные на стимулирование спроса на товары и услуги малых предприятий и замещение импорта. Здесь нужно обратить внимание на недопустимость снижения объемов федеральных, региональных, муниципальных заказов, предназначенных для малых предприятий. В соответствии с законодательством о размещении государственных и муниципальных заказов государственный заказчик обязан размещать 10--20% государственного заказа исключительно на торгах, проводимых для субъектов малого предпринимательства по отдельной номенклатуре товаров, работ, услуг, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации. При этом стоимость заказа, который размещается на таких торгах, не должна превышать 3 млн руб. на работы и товары и 2 млн руб. на услуги. В целях привлечения малых предприятий к выполнению государственного заказа можно увеличить верхнюю границу, установленную для размера начальной (максимальной) цены заказов. Это позволит малым предприятиям, работающим по государственным контрактам, получить доступ к дополнительным средствам, которые они могли бы использовать на поддержание и расширение своей деятельности, а также повысить интерес к участию в государственных закупках у малых предприятий -- потенциальных участников заказа. Кроме того, с целью расширения доступа малых предприятий к государственному заказу можно создавать специальные электронные площадки, которые объединяли бы заказы, предназначенные для малых предприятий и размещаемые различными государственными заказчиками, а также служили бы средством широкого информирования субъектов малого предпринимательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, в которых участниками размещения заказа являются такие субъекты.

Делись добром ;)