Проблемы собственности и управления в акционерных обществах

курсовая работа

3.3 Проблемы управления AO: мировая и российская практика

Говоря о корпоративном управлении, следует обратить внимание на следующие моменты, которые волнуют российских и зарубежных экономистов и в наши дни:

- период крайней недооцененности российских акций - в прошлом;

- инвесторы заявляют о готовности платить существенную премию за хорошее корпоративное управление в российских компаниях - до 35%;

- корпоративное управление - важнейший элемент защиты прав акционеров, учитывая традиционно настороженное отношение к российской судебной системе;

- следовательно, корпоративное управление в компании должно быть отстроено еще до продажи, a не после.

Считается, что одним из основных элементов корпоративного управления (КУ) с точки зрения акционеров является эффективный и сбалансированный совет директоров, наделенный существенными полномочиями. Только при наличии независимых директоров (по духу, a не только по форме) возможен расширенный контроль за сделками общества. Следует рассмотреть еще несколько ключевых элементов КУ:

- содержательная и эффективная работа различных комитетов, причем важнейшие из них (аудит, кадры) должны иметь бюджет и возможность привлечения экспертов;

- четкая дивидендная политика. Дивидендов может и не быть, но политика обязательна (так же как должны существовать обоснованность инвестиционных программ и привязка дивидендной политики к четко сформулированной стратегии развития);

- прозрачная и понятная структура бизнеса: жизнь показала, что многоуровневые непрозрачные холдинговые схемы отпугивают инвесторов, контроль за деятельностью ДЗО (дочерние и зависимые общества) должен быть понятен и доступен акционерам материнской компании (через СД, a также систему внутреннего контроля);

- раскрытие прибыльной собственности контролирующего акционера: инвестор должен понимать, кто контролирует компанию (туманные следы, ведущие в офшор, вызывают излишнюю нервозность);

- эффективная служба Investor Relations: данное подразделение - важнейший элемент формирования имиджа компании, особенно в глазах иностранных акционеров, - должно работать непрерывно весь год, a не только перед годовым общим собранием акционеров;

- эффективная система внутреннего контроля: предусматривает наличие отдельной соответствующей службы, независимой от исполнительного руководства, и ее подчинение комитету по аудиту, a также четко прописанные процедуры вместо "понятийно-телефонного" контроля;

- процедуры общего собрания акционеров (ОСА). Многие акционеры "видят" компанию раз в году. Иностранным акционерам требуется больше времени на реализацию прав на участие в ОСА, поэтому важное значение имеют качество подготовки ОСА и доступность материалов;

- внятная информационная политика: акционеры должны иметь доступ к важнейшим сведениям о деятельности общества; информационная политика призвана отражать активную позицию общества (в данном случае поговорка "Нет новостей - хорошие новости", по сути, не работает), тем более что среди сведений, важных для инвесторов, не так уж много тех, что составляют коммерческую тайну.

Ключевые принципы раскрытия информации - одновременность, своевременность и адекватность. Кроме того, важен информативный и удобный сайт.

Итак, можно сделать вывод о том, что в управлении АО непременно есть ряд проблем, которые нужно решать. Для этого нужно вести честную и ясную политику организации.

Делись добром ;)