Прогнозирование и планирование экономики

контрольная работа

2. Методы прогнозирования социальной инфраструктуры

Ведущие страны рыночной экономики большое внимание уделяют эффективному функционированию таких отраслей, как образование, культура, здравоохранение, туризм и отдых, жилищно-коммунальное хозяйство, экология. Совокупность этих отраслей обычно определяется как социальная сфера. По мере развития рыночной экономики значение социальной сферы постоянно возрастает.

Обоснование направлений социально-экономического прогнозирования заключается в том, что бы, с одной стороны, выяснить перспективы ближайшего или более отдаленного будущего в исследуемой области, руководствуясь реальными экономическими процессами, сформировать цели развития, а с другой - способствовать выработке оптимальных планов, опираясь на составленный прогноз и оценку принятого решения с позиций его последствий в прогнозируемом периоде.

Современные условия хозяйствования требуют максимального расширения сферы и совершенствования методов прогнозирования и планирования. Чем выше качество прогнозов и планов, тем более весомым будет их вклад в общественное развитие.

Важными задачами, которые обычно ставятся перед исполнителями при прогнозировании и планировании, разработке соответствующей концепции, программы, мероприятия, является сохранение и развитие высокоэффективной структуры экономики, достаточного уровня доходов и социальной защищенности населения, поддержание имеющихся и налаживание новых многообразных экономических связей в масштабах региона, государства и с внешним миром.

Социальная инфраструктура. - совокупность объектов отраслей сферы обслуживания (транспорта и связи по обслуживанию населения; образование, здравоохранения) деятельность которых направлена на удовлетворение личных потребностей, обеспечение жизнедеятельности и интеллектуального развития населения.

Социальная инфраструктура не является механизмом, обслуживающим вспомогательным и предаточным для некой основной структуры. Ведь объект социального обслуживания - население - состоит с непроизводственной сферой в отношениях, не имеющих ничего общего с отношениями производства, экономики и инфраструктуры, обслуживающей производство.

Однако необходимо отметить сходство производственной и социальной инфраструктуры, которое состоит в том, что изменение стоимости товара происходит как оказание услуг в производственной сфере транспортирование узлов из одного предприятия на другое), так и в социальной сфере (ремонт обуви, одежды).

Функции социальной инфраструктуры:

1. Воспитание подрастающего поколения, получение квалификации, переквалификации (просвещение, образование);

2. Увеличение продолжительности периода работоспособности (здравоохранение);

3. Предотвращение снижения производительности труда в течении рабочего дня. (общественное питание, пассажирский транспорт);

Обеспечение условий для отдыха работников, повышение их культурного уровня (жилищное хозяйство, культура, искусство).

Социальная сфера - это совокупность отраслей национального хозяйства, создающая социальные блага в виде услуг образования, здравоохранения, культуры, туризма и т. д. Отрасли социальной сферы приобретают все большее значение в развитии общественного производства. Они оказывают непосредственное влияние на уровень благосостояния, качество жизни населения.

В странах с социальной рыночной экономикой в социальную сферу ежегодно осуществляются огромные инвестиции. В ней сосредоточены значительные материальные, трудовые и финансовые ресурсы.

Услуги населению оказывают отрасли сферы обслуживания: народное образование, культура и средства массовой информации, здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение, жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения. Кроме того, в сферу обслуживания населения включаются некоторые виды деятельности, относящиеся к сфере материального производства: торговля и общественное питание, производственные виды бытовых услуг - ремонт бытовых машин, приборов, ремонт и изготовление мебели, индивидуальный пошив одежды и обуви, химическая чистка и крашение.

В бывшем СССР большая часть социально-культурных услуг предоставлялась населению бесплатно, финансирование развития социальной сферы осуществлялось за счет госбюджета. При переходе к рыночным отношениям в странах СНГ сокращается доля бюджетных средств на эти цели и наряду с бесплатными оказываются платные услуги населению коммерческими структурами.

Специфика услуг состоит и в том, что процесс их производства и потребления совпадает по времени, в связи с чем их нельзя накапливать, они должны создаваться там, где есть потребители. Поэтому система государственного регулирования, прогнозирования и планирования развития отраслей, производящих потребительские услуги, децентрализована, т.е. осуществляется в основном областными, городскими и районными органами управления, в максимальной мере приближена к потребителям и учитывает местные условия.

Особенностью сферы услуг является также и то, что она развивается главным образом экстенсивным путем. Если в материальном производстве прирост продукции в большей мере осуществляется за счет роста производительности труда, т.е. интенсивных факторов, то в сфере обслуживания наращивание объема услуг производится в основном за счет увеличения численности работающих. В отраслях, создающих платные услуги, повышение эффективности труда выражается, прежде всего в улучшении качества обслуживания населения и расширении перечня предоставляемых услуг. В связи с этим и в перспективе развитие сферы услуг будет основываться также на привлечении в данные отрасли дополнительной рабочей силы. Особенно это касается таких отраслей, как образование, здравоохранение, социальное обеспечение.

Прогнозирование и планирование функционирования и развития сферы обслуживания населения производится с учетом особенностей отраслей.

Прогнозирование и планирование образования и подготовки специалистов.

Важное место среди отраслей социальной сферы занимает образование. Оно направлено на повышение качества работников, приумножение образованности, интеллектуальности, духовного потенциала общества. Образование играет существенную роль в повышении производительности труда. В начале XXI века для успешного социально-экономического развития общества требуется высококачественная рабочая сила, обладающая высоким уровнем образования, профессиональной подготовки. Высококвалифицированная рабочая сила обеспечивает объем валового национального продукта, рост качества продукции, экономное использование ресурсов и т. д.

Прогнозирование и планирование образования и подготовки специалистов осуществляется с учетом поставленных целей и задач перед отраслью, финансовых, материальных и других возможностей общества по их реализации. При прогнозировании и планировании развития общеобразовательных школ разрабатываются следующие показатели: контингент, прием и выпуск учащихся, количество классов, среднее число учеников в одном классе, сменность занятий, сеть школ и ее развитие. Главным из них является контингент учащихся, на основе которого определяются все другие показатели, т.е. потребность в классных комнатах, сеть школ, ее материальная база, необходимые педагогические кадры. Данный показатель характеризует общую численность учащихся с выделением следующих групп, получающих общее среднее и профессиональное образование: начальная школа (1 - 4 классы); неполная средняя школа (5 -- 9 классы); средняя образовательная и профессиональная школа, 10 - 11 классы общеобразовательной школы, колледжи, средние профессионально-технические училища, средние специальные учебные заведения.

Система показателей обосновывается нормами и нормативами по определению потребностей в материальных, трудовых и финансовых ресурсах. Важное условие успешного функционирования общеобразовательной школы -- это поддержание в надлежащем состоянии ее материально-технической базы. Общеобразовательные школы должны быть оснащены современными техническими средствами, укомплектованы учебниками и наглядными пособиями. На основе прогнозных и плановых расчетов разрабатываются практические меры по обеспечению требуемого технического и эксплуатационного состояния зданий и сооружений, средств обучения, повышению статуса работников образования, усилению социальной защиты воспитанников школ-интернатов и детских домов, учащихся, учителей, сохранению сети детских дошкольных учреждений и развитию национальной системы дошкольного образования.

Во многом аналогичные задачи решаются и в отношении профессионального образования. Это прежде всего создание рациональной сети учебных заведений с многоуровневой и многовариантной системой, сочетающей привлечение различных источников финансирования, включая и средства самих обучающихся.

При прогнозировании и планировании высшего и среднего специального образования, как правило, предусматривается:

осуществление структурно-содержательных реформ, отвечающих запросам общества, государства и личности и обеспечивающих повышение качества профессиональной подготовки, усиление индивидуального подхода, развитие творческих способностей, формирование устойчивой жизненной позиции будущих специалистов, укрепление связи с производством;

совершенствование нормативного, учебно-методического и научного обеспечения системы образования;

качественное обновление материально-технической базы отрасли.

Обычно определяется круг проблем, связанных с подготовкой квалифицированных специалистов по уровням образования, темпам их роста, пропорциям и укрупненным профессиональным группам специальностей. При прогнозировании подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием разрабатываются следующие показатели:

прием в высшие и средние специальные учебные заведения;

выпуск специалистов по группам специальностей, видам обучения и вузам.

Показатель численности учащихся на начало планового учебного года рассчитывается в целом и по формам обучения.

Потребность в специалистах определяется на текущий и перспективный периоды. Последняя рассчитывается исходя из показателей развития соответствующих отраслей, сфер деятельности. В основе прогнозирования подготовки специалистов на перспективу лежит определение научно обоснованной дополнительной потребности в каждой из сфер деятельности и отраслей с учетом их развития, а также возмещения естественного выбытия, частичной замены практикой дипломированными специалистами и др.

При разработке комплексного прогноза подготовки кадров с высшим и средним специальным образованием необходимо учитывать и факторы, связанные с общей социально-экономической ситуацией в обществе, предполагаемыми изменениями нормативно-законодательной базы, развитием связей с мировым сообществом и ряд других условий, которые могут во многом повлиять на полученные результаты. Такие разработки чаще всего выполняются на основе применения интуитивных методов прогнозирования, а при наличии достаточного объема достоверной информации дополняются формализованными.

Определяющими при разработке планов-прогнозов образования и подготовки специалистов являются вопросы финансирования отрасли. В большинстве государств мира с относительно высоким уровнем ВВП расходы на получение общего среднего и начального профессионального образования компенсируются из средств государственного бюджета. При подготовке специалистов в высших и средних специальных учебных заведениях финансирование носит смешанный характер, т.е. осуществляется как из бюджета государства, так и различными юридическими лицами и непосредственно абитуриентами.

Прогнозирование и планирование развития здравоохранения.

Здравоохранение способствует улучшению здоровья населения, росту продолжительности жизни. Эффективное функционирование здравоохранения позволяет избавиться от ущерба, который мог бы быть нанесен национальной экономике в результате нетрудоспособности работников. Благодаря расширению системы здравоохранения, использованию современного медицинского оборудования, удается улучшить качество медицинского обслуживания, добиться уменьшения заболеваемости. Все это позволяет повысить производительность труда, увеличить важнейшие макро- и микроэкономические показатели.

Прогнозирование и планирование здравоохранения направлено на решение таких первоочередных задач, как:

гарантированное обеспечение установленного объема медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения;

формирование рынка медицинских услуг, использование дополнительных источников финансирования;

обеспечение приоритетного развития первичной медико-санитарной помощи;

первоочередная реконструкция действующих учреждений;

развитие отечественной фармацевтической промышленности, совместных предприятий (производств) с фирмами зарубежных стран;

создание медицинским работникам благоприятных
условий для труда и быта, в том числе в районах и производствах с повышенным риском;

совершенствование и развитие законодательной базы в области здравоохранения.

Прогноз развития медицинских учреждений базируется на использовании целевых нормативов потребности населения и лечебно-профилактической помощи, данных о потребности и ресурсах и реально возможных сроках их удовлетворения,

План-прогноз развития здравоохранения включает основные показатели, характеризующие развитие медицинского обслуживания населения: количество больничных коек, врачебных должностей, посещений населением поликлиник, амбулаторий, мест в санаториях и домах отдыха.

Каждый из перечисленных показателей, рассчитанный на 10 тыс. человек, характеризует обеспеченность медицинской помощью и профилактическими услугами. Кроме того, данные показатели используются для планирования численности обслуживающего персонала, производства лекарственных средств, уровня материально-технического обеспечения и размера финансирования учреждений здравоохранения.

В процессе прогнозных и плановых расчетов определяются потребности в медикаментах, медицинских изделиях, прогнозируется сеть аптек, аптечных складов и специализированных магазинов медицинской техники.

Наиболее массовым видом медицинского обслуживания населения является амбулаторно-поликлиническая помощь. Основной показатель ее обеспеченности -- количество посещений в смену.

Прогнозирование развития здравниц предполагает установление их пропускной способности отдельно по санаториям и домам отдыха. Пропускная способность рассчитывается путем умножения количества отдыхающих в одну смену на количество таких смен за год.

К числу наиболее важных в области здравоохранения относится проблема придания особой значимости профилактической работе. В связи с этим в планах-прогнозах необходимо предусматривать отдельные мероприятия и комплексные программы по формированию и достижению устойчивой работы соответствующих подразделений.

В обозримом будущем, как и сегодня, медицина будет находиться под воздействием как рыночных, так и государственных регуляторов. На первое место выдвигается задача создания принципиально новой модели здравоохранения - бюджетно-страховой, главная особенность которой - рациональное сочетание государственного и местного финансирования (взносы за счет государственного бюджета, предприятий и населения).

Принятые в зарубежных странах системы здравоохранения сочетают различные варианты ее организации и финансирования (за счет налогов, взносов в систему социального и частного страхования, частной практики).

Возможные варианты реформирования системы здравоохранения обычно определяются на основании прогнозов, программ социально-экономического развития страны, отдельных регионов и других нормативных документов, которые дополняются и изменяются с учетом конкретно складывающихся условий их выполнения.

Прогнозирование и планирование жилищно-коммунального хозяйства.

Ведущее место в нем занимает жилищное хозяйство. Его прогнозирование и планирование ведется по двум направлениям: строительство жилых зданий и обеспечение эксплуатации имеющегося жилого фонда.

Основная сложность при определении объема строительства жилья состоит в установлении размера финансовых ресурсов на указанные цели и их источников.

В бывшем СССР основная доля жилого фонда возводилась за счет ассигнований из бюджета. С начала 90-х гг. в странах СНГ в связи с осуществлением перехода от принципа распределения к принципу зарабатывания сокращается удельный вес бюджетных средств на строительство жилья. Наиболее интенсивное развитие получают те формы жилищного строительства, где финансирование осуществляется за счет личных средств населения с использованием государственного кредита. Это различные формы индивидуального и кооперативного жилищного строительства.

Кроме того, жилье должно быть объектом собственности с правом владения, распоряжения, наследования. Создание и функционирование рынка жилья способствует более широкому привлечению средств для организации жилищного строительства и его надлежащего содержания.

Развитие жилищного хозяйства прогнозируется исходя из перспективной численности населения и норм его обеспечения жилой площадью в рассматриваемом периоде в расчете на одного жителя.

Дополнительная потребность в жилой площади определяется разностью между общей потребностью и наличным жилым фондом с учетом выбытия. Она служит основанием для прогнозирования ввода жилья и капитальных вложений в жилищное строительство с учетом средней стоимости 1 м2 жилой площади, дифференцированной по зонам, районам и городам. Существует два вида душевой нормы жилой площади: социальная и санитарная. Социальная норма определяется с учетом рациональных потребностей в жилье, обусловленных ростом культурного уровня жизни народа. Санитарная норма обеспечивает нормальные гигиенические условия жизни. Обе нормы устанавливаются государством и используются в процессе прогнозных расчетов потребности в жилье. Весь жилой фонд исчисляется в квадратных метрах и квартирах.

Расходы на эксплуатацию имеющегося фонда жилья рассчитываются с использованием методов прогнозной экстраполяции, моделирования и экспертных оценок. Увеличение и благоустройство жилищного фонда неразрывно связаны с развитием коммунального хозяйства.

К коммунальному хозяйству относятся: водопровод и канализация; городской транспорт; энергетическое хозяйство (электросети, сеть теплофикации и газификации); прочие отрасли (озеленение, санитарная очистка и др.).

Основной задачей прогнозирования деятельности предприятий коммунального хозяйства является повышение уровня и улучшение качества обслуживания коммунальными услугами населения городов, поселков городского типа, сельских населенных пунктов. Повышение качества обслуживания предполагает улучшение санитарно-гигиенических условий проживания.

При разработке прогноза развития коммунального хозяйства используется большое число разнообразных показателей, различающихся по видам услуг. Определяется объем потребления (предоставления) различных ресурсов - воды, электроэнергии, тепла и т.д. Производится расчет мощностей, предусматриваются резервные мощности на случай пиковой нагрузки в течение суток, сезона или года. Планируются ввод новых, реконструкция и расширение действующих мощностей водопровода, канализации, тепловой и газовой сетей. Основной показатель деятельности коммунальных предприятий - объем продукции или услуг, который определяется в денежном и натуральном выражении.

Жилищно-коммунальное хозяйство относится к местному хозяйству. В связи с этим планирование его производственно-эксплуатационной деятельности осуществляется в основном местными органами управления.

Прогнозирование развития бытового обслуживания населения.

План-прогноз бытового обслуживания населения разрабатывается по территориальному принципу.

Рассчитываются следующие показатели по бытовому обслуживанию населения: объем реализации бытовых услуг населению в стоимостном выражении, в том числе в сельской местности; объем важнейших видов платных услуг населению; выручка за индивидуальный пошив из материалов заказчика, бытовой ремонт и другие бытовые услуги для населения, учитываемые в составе розничного товарооборота; внедрение передовой технологии, механизации и автоматизации производственных процессов; ввод в действие основных фондов и производственных мощностей за счет собственных средств и ассигнований из бюджета.

Обоснование плана-прогноза бытового обслуживания населения начинается с определения потребностей населения в услугах, которые зависят от следующих факторов: численности населения с разделением его на городское и сельское, уровня денежных доходов населения в целом и по социальным группам, соотношения розничных цен на товары и услуги, обеспеченности населения предметами культурно-бытового назначения длительного пользования и др. Укрупненно объем реализации бытовых услуг в прогнозном периоде можно определить индексным методом.

Возможности удовлетворения потребностей населения в бытовых услугах определяются сетью предприятий бытового обслуживания и их производственной мощностью. Услуги выполняют специализированные предприятия, комбинаты, приемные пункты, подчиненные специализированным или комбинированным предприятиям бытового обслуживания. В сельской местности бытовое обслуживание представлено системой райбыткомбинатов, домов быта и комплексных приемных пунктов.

Характер оказываемых услуг и вид предприятий существенно влияют на специфику расчета производственных мощностей предприятий бытового обслуживания населения.

В переходный период особенно активные позиции в развитии сферы бытовых услуг занимает негосударственный сектор экономики, который, как правило, более оперативно и полно реагирует на запросы потребителей.

Прогнозирование развития учреждений культуры.

Развитие культуры как отрасли национальной экономики характеризуется с помощью таких показателей, как число профессиональных театров, цирков, музеев, учреждений культуры клубного типа, число их посещений, а также количество массовых библиотек, тиражи книг, брошюр, газет и т. д. К перечню учреждений культуры обычно относят клубы, библиотеки, дома культуры, театрально-зрелищные предприятия и объекты искусства: театры, цирки, кинотеатры, концертные залы.

Основными задачами в сфере культуры являются: сохранение действующей сети учреждений отрасли; наращивание творческого потенциала профессиональных и самодеятельных коллективов; сохранение и развитие народного художественного творчества, народных промыслов и традиционной культуры; расширение экспозиционно-выставочных работ и научно-просветительской базы отрасли, повышение уровня и качества услуг, предоставляемых учреждениями культуры и искусства, и обеспечение их доступности для населения страны.

При прогнозировании и планировании функционирования и развития учреждений культуры используются следующие показатели:

количество посещений театрально-зрелищных учреждений;

количество читателей библиотек в расчете на 1000 человек населения;

сеть массовых библиотек и клубов;

выпуск книг, газет и журналов;

объем радио- и телепередач;

количество киноустановок и мест в них;

количество театров, концертных залов, музеев, парков культуры и отдыха и др.

Прогнозные расчеты на краткосрочный период осуществляются с использованием методов экстраполяции в сочетании с методами экспертных оценок. При прогнозировании на перспективу могут применяться многофакторные модели.

Развитие учреждений культуры и искусства финансируется за счет разных источников, в основном собственных и бюджетных средств. В условиях перехода к рыночным отношениям возможности бюджета ограничены. Существенными источниками инвестиций могут стать частные сбережения, средства профсоюзных и общественных организаций, направляемых на культурное и бытовое обслуживание населения, благотворительные фонды и спонсорство.

Аналогичные подходы используются и при прогнозировании и планировании других видов услуг (туризм и т.д.). По мере роста доходов населения усиливается значение туризма, отдыха, физической культуры и спорта. Эти виды экономической деятельности влияют на уровень здоровья населения, его образовательный, культурный уровень. Услуги туризма, отдыха, физической культуры и спорта требуют соответствующей материальной базы в виде санаториев, домов отдыха, гостиниц, мотелей, спортивных сооружений.

Применяющаяся длительное время в нашей стране система планирования и учета не позволяет в полном объеме определить результаты функционирования отраслей социальной сферы. Это связано с тем, что движение материальных и финансовых ресурсов внутри национального хозяйства традиционно рассматривается в соответствии с теорией баланса народного хозяйства. Последняя основную часть результатов деятельности социальной сферы рассматривает на макроуровне лишь как затраты. Все это затрудняет определение оценки деятельности социальной сферы, ее вклада в развитие общественного производства.

Более полно удается учесть результаты деятельности социальной сферы на базе системы национальных счетов. Однако и в этом случае существует определенный недоучет вследствие недостаточной информационной базы, высокой степени агрегированности существующих показателей. Интенсивное развитие социальной сферы, повышение ее значимости в рыночной экономике требуют роста эффективности прогнозирования данного блока отраслей национального хозяйства. К мерам роста эффективности прогнозирования развития отраслей социальной сферы относятся:

наличие нормативной базы;

привлечение организаций социальной сферы к разработке и реализации целевых государственных программ;

гибкая система управления.

Составной частью системы рыночного хозяйства является проблема прогнозирования и планирования развития социальной сферы. Однако надо отметить, что данная проблема является недостаточно разработанной. Одни исследователи считают, что по отношению к деятельности социальной сферы не применимо планирование, поскольку конечные итоги ее функционирования достаточно трудно поддаются точному количественному выражению. Другие утверждают, что, несмотря на сложность прогнозирования развития социальной сферы, - это объективная реальность, которая должна изучаться и оцениваться. Представляется правомерной вторая точка зрения. Эффективность социальной сферы на макроуровне может быть оценена лишь косвенно через воздействие на рост основных макроэкономических показателей. При этом следует учитывать, что эффект от деятельности организаций социальной сферы проявляется не сразу, а на протяжении ряда экономических циклов и отражается на экономических показателях последующих лет.

Задача (С-1)

Предприятие шьет рубашки, брюки и юбки.

В прогнозируемом периоде может быть отработано 20 тыс. человеко-часов. При этом за один человеко-час можно сшить одну рубашку либо три пары брюк, либо две юбки. Исходные данные для составления прогноза приведены в таблице. Спрогнозируйте, какой товар выгоднее производить предприятию.

Показатель

Брюки

Рубашки

Юбки

Цена реализации, у.е.

10

20

5

Переменные издержки на единицу продукции, у.е.

8

16

11

Чистая прибыль на ед. продукции, у.е.

3

15

7

Коэффициент чистой прибыли на ед. продукции

1,3

0,25

1,4

Решение.

Ответ на поставленный вопрос сводится к выявлению того товара, который за ограниченное количество человеко-часов (10 тыс.) принесет предприятию наибольшую прибыль.

Производительность предприятия ограничена (известна из условия) одной рубашкой, двумя юбками или тремя парами брюк в расчете на человеко-час:

рубашки: 15 * 1=15 у.е.;

юбки: 7 * 2 = 14у.е.;

брюки: 3 * 3 = 9 у.е.

Таким образом, за 20 тыс. человеко-часов работы рубашки принесут доход предприятию в размере: (15 у.е. * 20000) = 300000 у.е.; юбки (14у.е. * 20000) = 280000 у.е., брюки (9 у.е. * 20000) = 180000 у.е.

Если рынок может поглотить такое количество произведенного товара (емкость рынка), то выгоднее оказывается производить не брюки и не юбки, а рубашки, так как они способны принести наибольшую прибыль в расчете на человеко-час.

Делись добром ;)