logo
Производство, качество и конкурентоспособность продукции

1. Общая характеристика продукции (услуг)

Результат (продукт) работы - это определенный объем:

а) изготовленной продукции (предприятия промышленности, сельского хозяйства, строительства);

б) выполненной работы (транспортные предприятия);

в) предоставленных услуг (учреждения связи, банки).

По экономическому назначению продукция (работы, услуги) подразделяются на средства труда и предметы труда; товары - продовольственные и непродовольственные.

Продукция измеряется в единицах:

натуральных (физических) - штуки, тонны (центнеры, килограммы), тонно-километры, метры, киловатт-часы;

стоимостных (денежных) - продукция валовая, товарная, реализованная, чистая, стоимость работ (услуг).

Номенклатура продукции - перечень наименований изделий, выпуск которых предполагается планом производства продукции.

Ассортимент - совокупность разновидностей продукции каждого наименования, которые отличаются соответствующими технико-экономическими показателями (типоразмерами, мощностью, производительностью, дизайном и т.п.).

В практике планирования и учета объема продукции используются не только сугубо физические единицы, а и условно-натуральные показатели (например, условные банки консервов, условные листы шифера и штуки кирпича).

Товарная продукция - общая стоимость всех видов готовой продукции, полуфабрикатов, работ и услуг производственного характера, предназначенных для продажи (реализации) разным потребителям.

Валовая продукция - показатель ее объема, который, кроме элементов, которые входят в состав товарной продукции, включает также изменение остатков незавершенного производства, стоимость сырья и материалов заказчика (давальческое сырье) и некоторые другие элементы в зависимости от отраслевых особенностей производственной деятельности предприятия. При этом динамика остатков незавершенного производства учитывается лишь на тех предприятиях машиностроения и металлообработки, где продолжительность производственного цикла превышает два месяца.

Реализованная продукция - объем запланированной продажи или фактически реализованных на рынке изделий. Она определяется на основе товарной продукции с учетом изменения остатков нереализованных изделий в расчетном периоде.

Чистая продукция - вновь созданная на предприятии стоимость. Количественно она определяется изъятием из товарной продукции стоимости овеществленного труда (материальных затрат и амортизационных отчислений).