Противоречивость перехода к информационному обществу и информационной экономике

контрольная работа

2. Негативное влияние рыночного механизма на становление информационного общества

Обратим внимание, что встречаются следующие оценки роли рынка в процессах информатизации общества: «Рыночная форма сужает обмен информацией до распространения в основном ценовых сигналов»; «…большая часть людей не готовы делиться информацией…» См., соответственно: Лазарев, И. А. Новая информационная экономика и сетевые механизмы развития. - М.: Дашков и К, 2005. - С. 26; Моисеев, Н. Информационное общество как этап новейшей истории // Свободная мысль. 1996. - № 1. - С. 81.. Несмотря на относительно молодой характер информационной революции, уже можно отметить ряд негативных тенденций в ее процессе, последние связаны с рыночным устройством общества. Во-первых, совершенствование информационных технологий рассматривается не только как средство, увеличивающее оперативность, но и конкурентоспособность Чернов А. А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы. - М.: Дашков и К, 2003. - С. 14.. Таким образом, формируется противоречие между единым информационным пространством и попытками закрепить его преимущества за отдельными хозяйственными единицами. В такой ситуации очень остро стоит вопрос о монопольных тенденциях в области информационного пространства. Не вызывает сомнения правильность мнения о том, что производство информационных продуктов является основой для эффекта масштаба. По мнению И. А. Стрельца данный факт в сочетании с сетевыми внешними эффектами служат основой для формирования монополии в информационном пространстве Стрелец И. А. Новая экономика и информационные технологии. - М.: Экзамен, 2003. - С. 144.. Западная экономическая мысль подтверждает такое мнение. Американский экономист К. Шапиро указывает, что формирование монопольных тенденций на данном рынке обусловлено эффектом масштаба как со стороны предложения, так и со стороны спроса. В свою очередь, обратим внимание на такую особенность информационной экономики как ее глобальный характер. В таком случае, по нашему мнению, совершенно обоснованы опасения «монополизации планетарной информационной системы и ее подчинения эгоистическим интересам отдельных групп людей» Моисеев Н. Информационное общество: возможность и реальность // Информационное общество. - Сб.: Издательство И74 АСТ, 2004. - С. 451.. Выше мы уже говорили о том, что формируется монополия нового типа, ей характерно снижение цен. Не представляет сомнения, что капитал вряд ли стал бы заниматься благотворительностью. Есть данные об огромных темпах прибыли информационных корпораций. Совершенно очевидно, что снижение цен могло быть еще более активным. Мнения экономистов по вопросу монополии на информационных рынках, как известно, разделились. Обращается внимание на определение монопольного характера компаний, то есть, каковы формы проявления монополизма. Такие экономисты как К. Келли и П. Ромер видят опасность монополии на рынке информационных технологий в торможении развития инноваций, поэтому они отводят монополии подобного рода отрицательную роль. Конечно, есть факторы, сдерживающие эти тенденции. Данный рынок относительно молод и имеет ярко выраженные специфические черты продукта. Поэтому, совершенно справедливо отмечается в литературе, что между информационными компаниями существует жесточайшая конкуренция, фирмы пребывают в постоянном поиске наиболее эффективного решения производственных и управленческих задач. На основе этого высказываются мнения, что конкуренция в этом секторе приближена к совершенной. Мы считаем, существование причин возникновения монополии, а тем более сам факт ее наличия, уже должен вызывать тревогу. Вышеуказанные особенности со временем могут потерять свою силу, а монополия останется со всеми свойственными ей негативными последствиями.

Во-вторых, серьезную проблему составляет неизбежно возникающее в условиях рыночной системы так называемое «цифровое» неравенство. В литературе уже обозначена данная проблема, появляются исследования в этой области. Говорится то, что темпы новой технологической революции ведут к информационному расколу общества. Интеллектуальная дифференциация возникает на основе ограничения доступа к новым техническим средствам. Один из авторов данное явление называет «новой социальной дифференциацией общества» Бекетов Н. В. Информационное разнообразие и цифровое неравенство в развитии России / Н. Бекетов // Информационные ресурсы России. - 2009. - № 5. - С. 27.. Общество разделилось на людей, умеющих пользоваться компьютером и Интернетом и не умеющих это делать, имеющих доступ к данной технике и не имеющих. Как правило, «цифровой разрыв» между странами измеряется количеством телефонов, компьютеров и пользователей Интернета. Прежде всего, цифровое неравенство формируется на мировом уровне. Ранее сформировавшийся технологический разрыв между развитыми странами (США, Западная Европа, Япония) и остальным миром увеличивается еще в большей мере под влиянием применения информационных технологий. В области производства информтехники абсолютное лидерство принадлежит США и Японии. Доля США в общей стоимости данной продукции составляла в конце XX века 30 %, в Японии - 25 %, в то время как соответствующие доли Великобритании, Германии, Франции составляли 4 %, 3,8 %, 3,6 %. Можно добавить и следующие цифры. В 2000 г. в США доступ к Интернету имело 48 % населения, в Швеции - 48 %, Канаде - 44 %, Японии - 22 %, в КНР (без Гонконга) 2,3 %, Индии - 0,7 % Игнацкая М. А. Новая экономика: опыт структурно-функционального анализа. - М.: КомКнига, 2006. - С. 21 - 22.. Скорее всего, подобного рода тенденции выражаются в опасениях захвата данного нового рынка отдельными странами. Уже встречаются высказывания об «американизации» мирового информационного пространства Чернов А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы. - М.: Дашков и К, 2003. - С. 92.. Аналитики современного состояния научно-технического потенциала производства обращают внимание на наличие трех ведущих научно-технических центров. Затраты США на информационное развитие составили 400 млрд долл. (2,7 % к ВВП), Евросоюза - 270 млрд долл. (2 % к ВВП), Японии - 150 млрд долл. (3,4% к ВВП). При этом по уровню научно-технического развития США опережает Японию в 2,5 раза, Германию - в 3,6 раза, Великобританию - в 5 раз Оболенский В. Социально-экономические модели, технологическое лидерство и «формула» роста // МЭиМО. - 2012. - №10. - С. 119.. Неравномерность информационного развития выражается в структурных диспропорциях на рынке труда. В условиях информационной революции возрос спрос на высококвалифицированных работников, на интеллектуалов. Страны третьего мира достаточно долго были источником дешевой неквалифицированной рабочей силы. В изменившихся условиях их рынок труда не представляет интереса для предпринимательства. Развивающиеся страны пытаются приспособиться к требованиям новой экономики. В то же время многим из них подключение международных информационных сетей, состоящих из спутниковых сетей типа Интернет и сетей взаимоувязанных компьютеров, является огромной проблемой. Данное оборудование находится в пользовании практически всех крупных ТНК. Если сопоставить цифры по удельному весу жителей третьих стран с удельным весом пользователей Интернета и расходами на информационную технику, информационные технологии и информационную инфраструктуру в этих же странах, то очевидны выводы об усилении процессов дифференциации в рамках мирового хозяйства. Есть данные, что неравенство существует даже в отношении пользования сотовой связью. В странах так называемого «золотого миллиарда» сотовыми телефонами обеспечены все, но в мире есть 2 млрд людей, которые никогда даже не соприкасались с этим благом. Подавляющее число пользователей Интернета приходится на Европу и Северную Америку, мизерные цифры - на Латинскую Америку, Ближний Восток, Африку. Мировая общественность проблемы информационного неравенства уже выносит на обсуждение. Так, уже имела место встреча лидеров стран большой восьмерки в Японии, где была принята «Окинавская Хартия о глобальном информационном обществе». Был поставлен вопрос о путях преодоления информационной безопасности, была создана рабочая группа. В одной из программ развития ООН был предложен такой критерий бедности как информационный. В его основу ложится принцип доступности к информации широких масс населения. На теоретическом уровне разрабатываются вопрос о сокращении цифрового неравенства. Например, предлагаются следующие пути: технический, образовательный, культурный, демонстрационно-просветительный, тестиро-вание, оценочный» Бекетов Н. В. Информационное разнообразие и цифровое неравенство в развитии России // Информационные ресурсы России. - 2009. - № 5. - С. 27..

Если вспомнить специфику глобального информационного общества, то вполне логичным будет предположение об особо значимых последствиях информационного неравенства на все сферы жизни людей. В литературе уже появился такой термин как «информационное противоборство». Речь идет о том, что страны, сосредоточившие в своих руках преимущества компьютерных технологий, будут использовать это как средство информационно-психологического воздействия на другие народы. Объектом воздействия может быть индивидуальное и общественное сознание, методом информационная, политическая, экономическая, культурная экспансия. Мировой общественностью признается наличие реальной угрозы использования информационных технологий в целях, несовместимых с основными принципами поддержания мировой стабильности и безопасности. Информационное противоборство может включать влияние на системы управления других государств, на политическое и военное руководство, на средства массовой информации. В свою очередь, преимущества в области информационных технологий позволяют странам-лидерам надежно защищать свои информационные системы от аналогичного вмешательства. О непростом характере взаимодействия рынка и информационного пространства говорит явление электронного бизнеса. Электронный бизнес, по пониманию большинства авторов, отличается от информационного бизнеса. Обратимся к трактовкам данного понятия в литературе. Один из подходов западных исследователей заключается в следующем: информационный электронный бизнес определяется как компания, получающую все или часть доходов с помощью Интернета, то есть путем предоставления услуг или продажи товаров через Интернет Уилсон Р. Планирование стратегии интернет-маркетинга. - М.: Издательский дом Гребенникова, 2003. - С. 40.. В данном определении есть сущностная черта электронного бизнеса, а именно то, что он связан со сферой Интернета. Незначительно отличаются другие определения электронного бизнеса, где речь идет об использовании современных информационных технологий. Например, встречается такая его характеристика: «приложение информационных технологий к сфере купли-продажи услуг, продуктов и информации с использованием общедоступных сетей». Смирнов С. Н. Электронный бизнес. - М.: ДМК Пресс, 2003. - С.16. Разумеется, сразу встает вопрос о том, существует ли различие явлений электронного бизнеса и электронной коммерции. Представим одно из определений электронной коммерции. Оно звучит следующим образом: под электронной коммерцией «следует понимать предпринимательскую деятельность по осуществлению коммерческих операций с использованием электронных средств обмена данными» Кобелев О. А. Электронная коммерция: учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2010. - С. 14. . Материал, который предложен выше по характеристикам понятий электронного бизнеса и электронной коммерции, по нашему мнению, показывает наличие слабо различимых признаков. По этой причине ряд авторов отождествляют данные явления. Некоторые их них пытаются показать разницу данных категорий, например А. П. Сергеев обращает внимание на путаницу понятий электронный бизнес и электронная коммерция. Вместе с тем, ставя задачу обозначить наличие самостоятельности у этих явлений, он определяет их весьма схоже. Электронный бизнес он рассматривает как произвольную деловую активность, использующую возможности глобальных информационных сетей (Интернет) для преобразования внутренних и внешних связей с целью получения прибыли; а электронную коммерцию как любые формы деловой активности, реализуемые в информационных сетях Сергеев А. П. Как создать свой Интернет-бизнес. - М.: Вильямс, 2008. - С. 26.. Значительная часть авторов все же отводят электронной коммерции ту же роль, как и всякой коммерции, то есть она ограничена сферой отношений купли-продажи, хотя нельзя отрицать наличие своей специфики. В нашем исследовании главная задача состоит не в выявлении субординации данных понятий. Мы акцентируем внимание на том факте, что появляется так называемый индивидуальный электронный бизнес. Смысл данного явления заключается в осуществлении предпринимательской деятельности одного человека через Интернет-пространство, способ зарабатывания денег с помощью компьютера. Этот бизнес может представлять разные формы:

1) покупка или бесплатное приобретение информации с целью открытия своего бизнеса в традиционной сфере;

2) участие в электронной коммерции (создание Интернет-магазинов, Интернет-аукционов и т. д.);

3) зарабатывание денег посредством участия в рекламе, размещенной исключительно в информационном поле компьютера;

4) инвестиционная деятельность при посредстве компьютера;

5) наконец, самое новое, порожденное исключительно эрой Интернета явление - производство информационных «продуктов» людьми, сидящими за компьютером с последующей их продажей в Интернете;

6) продажа произведенных инфо-продуктов другими лицами, а именно теми людьми, которые их не производят (система партнерки).

Мы считаем, что явление индивидуального электронного бизнеса выступает как характерный пример переходных форм к новому информационному обществу. С одной стороны, данная форма занятости соответствует во многом идее Э. Тоффлера об электронном коттедже. В литературе появляются статьи о новой форме занятости, о новом поколении фрилансеров. Обращается внимание на позитивные моменты этого явления, указывающие на адекватность данной формы занятости новому обществу. В одном из источников называются черты подобного плана Стребков Д. Электронная самозанятость в России // Вопросы экономики. - 2011. - № 10. - С. 94. . Прежде всего, происходит перемещение сферы применения человеческого труда из материального производства к нематериальному. Далее, расширяющаяся доступность информационных средств производства подрывает характерную для капитализма зависимость непосредственного производителя от работодателя. Информационные работники самостоятельны, не нуждаются в отношениях найма. Они продают не способность к труду, а готовую услугу. Например, разработка интернет-сайта, проведение рекламной компании, перевод текста, обучение в Интернете. Эти люди организуют сами свое время, формируют свои мотивы к деятельности, стремятся к саморазвитию. Некоторые футурологи видят в этом явлении прообраз экономики будущего, например, Т. Малоун, Р. Лойбахер. Они обращают внимание на временный характер сетей. Когда работа выполнена фрилансером, сеть распадается, и он вновь свободен. С другой стороны, электронную занятость можно характеризовать как зарождение малого бизнеса в сети Интернет. То есть начинается процесс рыночного освоения изначально не просто общественного, а глобального блага. Информационное пространство нового уровня, которым являлся Интернет, втягивается в старую систему отношений. Формируется тенденция его деления на части, его эксплуатации в интересах определенных групп общества. Интернет начинает служить средством усиления неравенства в обществе. Более того, зародилось целое движение теоретиков обогащения, так в Интернете расширяются и множатся «информационные продукты» о том, как быстро заработать серьезный капитал, проводятся веб-конференции и веб-семинары. Уже есть довольно авторитетные авторы Парабеллум А., Мрочковский Н. Коучинг как бизнес. Практическая модель для зарабатывания денег. - СПб.: Питер, 2012. - 192 с.; Трилливен, Ф. Открой свой электронный бизнес: 10 золотых правил начинающего бизнесмена в сфере высоких технологий. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. - 640 с.. Таким образом, новое завоевание информационной революции служит целям старого общества, призывает к ориентированию на материальное обогащение.

Делись добром ;)