Процедура банкротства: условия и применение в российской экономике

курсовая работа

2.2 Финансовое оздоровление

Под финансовым оздоровлением понимается такая процедура банкротства, которая применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с утвержденным графиком.

Особенности данной процедуры состоят в том, что при ее проведении сохраняются органы управления должника, активная роль в инициировании и проведении финансового оздоровления отводится учредителям (участникам) должника, а также собственнику имущества унитарного предприятия, которые согласно Закону о банкротстве являются лицами, участвующими в арбитражном процессе по делу о банкротстве и наделены правом обращения к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления. Указанные лица вправе также предоставить обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности.

Финансовое оздоровление может быть введено арбитражным судом (при предоставлении лицами, заявляющими ходатайство о переходе к этой процедуре, соответствующих гарантий) даже в случае, если первое собрание кредиторов проголосует за обращение в суд с ходатайством о введении внешнего управления или конкурсного производства. В связи с этим вызывает определенную настороженность положение Закона о банкротстве о так называемых третьих лицах, которые, не являясь ни лицами, участвующими в деле о банкротстве, ни лицами, участвующими в арбитражном процессе по делу о банкротстве, наделяются полномочиями, аналогичными тем, которые предоставлены учредителям (участникам) должника или собственнику имущества должника - унитарного предприятия.

Очевидно, что, предоставив необходимые гарантии либо денежные средства на удовлетворение требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности, третье лицо оказывается в положении единственного кредитора, а должник попадает в полную зависимость от этого третьего лица, которое может воспользоваться данной процедурой банкротства для получения полного контроля над имуществом должника и его органами управления, то есть данные законоположения могут быть использованы в качестве легального механизма "передела собственности". Учитывая, что третье лицо имеет возможность принять участие в финансовом оздоровлении только по согласованию с должником, знание данного обстоятельства накладывает на руководителя должника серьезную ответственность за принятие решения.

Полномочия административного управляющего во многом схожи с компетенцией временного управляющего в период процедуры наблюдения. Вместе с тем административный управляющий выполняет ряд специфических функций, в частности:

рассматривает отчеты должника о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности и предоставляет соответствующую информацию собранию кредиторов;

осуществляет контроль за выполнением должником текущих требований кредиторов;

требует от лиц, предоставивших обеспечение исполнения обязательств должником, выполнения графика погашения за долженности в случае неисполнения должником обязательств, вытекающих из такого обеспечения.

Существо же самой процедуры финансового оздоровления состоит в том, что должник в течение определенного срока (максимум два года) производит расчеты с кредиторами в соответствии с утвержденным судом графиком погашения задолженности, который предусматривает закрытие реестра кредиторов не позднее, чем за месяц до окончания срока финансового оздоровления, при том условии, что погашение требований кредиторов первой и второй очереди должно быть произведено не позднее шести месяцев с даты введения процедуры арбитражным судом.

Финансовое оздоровление имеет также некоторые черты внешнего управления и мирового соглашения, но не является механическим соединением отдельных положений вышеназванных процедур.

Сходство с мировым соглашением заключается в том, что должник сохраняет возможность управления своим имуществом с некоторыми ограничениями и имеет возможность (по решению собрания кредиторов) получить отсрочку и рассрочку исполнения гражданско-правовых обязательств и обязательных платежей. Однако, в отличие от мирового соглашения, производство по делу о несостоятельности должника с введением финансового оздоровления не прекращается.

Сходство с процедурой внешнего управления у финансового оздоровления проявляется в том, что отсрочка и рассрочка платежей в соответствии с графиком погашения задолженности имеют некоторые черты моратория, а последствия введения процедуры финансового оздоровления во многом аналогичны таковым при введении внешнего управления.

В то же время, данная процедура вводится в соответствии с Законом о банкротстве как альтернатива внешнему управлению, конкурсному производству и мировому соглашению, что, впрочем, не исключает последующие обращения к другим (за исключением наблюдения) процедурам банкротства.

В ходе наблюдения при проведении первого собрания кредиторов с инициативой применения процедуры финансового оздоровления могут выступать следующие лица:

должник - на основании решения своих учредителей (участников), органа, уполномоченного собственником имущества унитарного предприятия;

учредители (участники) должника, орган, уполномоченный собственником имущества должника - унитарного предприятия;

третьи лица.

При обращении к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления вышеназванные лица обязаны представить ходатайство и прилагаемые к нему документы временному управляющему и в арбитражный суд не позднее, чем за 15 дней до даты проведения собрания кредиторов.

Делись добром ;)