logo
Пути и меры государственного регулирования рынка

2.2 Сущность и роль бюджетно-налоговой политики государства

Бюджетно-налоговая политика государства представляет собой систему мероприятий по мобилизации ресурсов, их распределению и использованию. Рассмотрение данного пути регулирования рынка удобнее проводить в отдельности по направлениям.

Бюджетная политика - это комплекс государственных мероприятий по управлению доходами и расходами бюджета, а также бюджетным дефицитом. Данная политика включает в себя три основные концепции.

Основу первой концепции составляет ежегодно сбалансированный бюджет. Еще не так давно такой бюджет считался целью финансовой политики, что должно было обеспечивать стабильность экономического развития страны. Однако, такое состояние бюджета исключает или в существенной степени снижает эффективность фискальной политики государства. К примеру, в экономике наблюдается продолжительный период безработицы, когда доходы уменьшаются. При этом налоговые поступления автоматически падают. Если целью финансовой политики является ежегодно сбалансированный бюджет, то правительство должно либо повышать ставки налогов, либо сокращать государственные расходы, либо комбинировать указанные меры. Следствием таких мероприятий будет ещё больший упадок совокупного спроса, а, значит, более значительное сокращение производства и увеличение уровня безработицы. Стремление ежегодно балансировать бюджет может также стимулировать и инфляцию, в условиях которой повышение денежных доходов приводит к увеличению и налоговых поступлений. Поскольку данная концепция имеет достаточное количество минусов, большее внимание уделяется второй концепции.

В основе же второй концепции бюджетной политики стоит бюджет, сбалансированный в ходе экономического цикла, а не ежегодно, иными словами, государство осуществляет антициклическое регулирование и одновременно стремится сбалансировать бюджет. В период кризиса уменьшаются налоги и повышаются государственные расходы, то есть создаётся временный дефицит бюджета. Во время экономического подъёма налоги увеличиваются, а государственные расходы падают. Таким образом, возникший бюджетный профицит может быть использован для погашения дефицита, образованного в период кризиса.

Третья концепция бюджетной политики базируется на обеспечении сбалансированного состояния экономики, а не бюджета. При этом в экономике может наблюдаться как устойчивый профицит, так и устойчивый дефицит бюджета, то есть основной задачей в данной концепции являются стабильность экономики и её устойчивое развитие, а сбалансированность бюджета стоит на втором плане.

Второе направление рассматриваемой политики - фискальная политика. Перед тем, как более подробно её рассмотреть, введем понятие налог. Налоговый кодекс РФ определяет налог как "обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Иными словами можно сформулировать, что налоги - это обязательные платежи, взимаемые в бюджет государства и физических и юридических лиц, носящие безвозмездный характер. Налоги являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная политика - это политика государственных расходов и налогов, то есть система регулирования, связанная с правительственными расходами и налогами. Фискальная политика может рассматриваться со стороны двух направлений (по кейнсианской теории), а именно: дискреционная политика; политика встроенных стабилизаторов.

Действие дискреционной фискальной политики направлено на регулирование стабилизации экономики в двух случаях: преодоление спада - стимулирующая и сдерживание подъема - сдерживающая. Подробное действие данного рычага регулирования рынка показано в таблице 1.

Таблица 1 - Виды дискреционной фискальной политики

Ситуация в экономике: спад, депрессия

Ситуация в экономике: подъём, инфляция, вызванная избыточным спросом

Стимулирующая фискальная политика

Сдерживающая фискальная политика

1.Увеличение государственных расходов

2.Снижение налогов

3. Сочетание 1и 2 - движение в направлении бюджетного дефицита

1. Уменьшение государственных расходов

2. Увеличение налогов

3. Сочетание 1 и 2 - движение в направлении бюджетного профицита

Вторым направлением фискальной политики является политика встроенных стабилизаторов, т.е. механизмов, работающих в режиме саморегулирования. К ним можно отнести прогрессивную систему налогообложения (чем больше доход, тем больше ставка налога), а также систему государственных трансфертов (пособий по безработице, социальные выплаты, программы по поддержке малоимущих слоев населения и т.д.). По мере роста объема ВВП наблюдается пропорциональный прирост налоговых поступлений, что снижает покупательную способность населения и экономический рост сдерживается. В случае упадка национального производства налоговые поступления уменьшаются. Это приводит к увеличению покупательной способности населения, что, в итоге, сдерживает спад экономики. Трансфертные же платежи, в сою очередь, во время экономического подъема сокращаются, а в период спада, наоборот, увеличиваются.

В дополнение, если рассматривать фискальную политику со стороны сторонников экономики предложения, то в долгосрочном периоде снижение налогов приведет к увеличению налоговых поступлений в бюджет, о чем свидетельствуют кривая Лаффера (рис.4). До 50% доходы государства увеличиваются, а после - начинают снижаться. Например, как отмечено на графике, доходы в бюджет при 80%-ной и 20%-ной ставке налога, соответственно равны.

Рисунок 4 - Кривая Лаффера

Денежно-кредитная (монетарная) политика - это метод государственного регулирования, воздействующий на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства.

Основные инструменты денежно-кредитной политики:

- операции на открытом рынке (покупки или продажи на открытом рынке государственных ценных бумаг),

- изменение ставки рефинансирования (процента, под который центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам, позиционируя себя как кредитор в последней инстанции);

- изменение обязательного уровня резервов (величины, равной отношению суммы обязательных денежных резервов, которые коммерческие банки обязаны хранить в Центральном банке, к общей сумме денежных обязательств коммерческого банка или сумме денежных средств, привлеченных банком).

Бюджетно-налоговая политика государства представляет собой систему мероприятий по мобилизации ресурсов, их распределению и использованию. Она подразделяется на два направления: бюджетная политика (в области регулирования бюджета) и фискальная политика (в области налогов и государственных расходов).

Фискальная политика включает в себя дискреционную и политику встроенных стабилизаторов.