Пути повышения конкурентоспособности продукции ОАО "Малоритский КОСК"

курсовая работа

1.2 Система показателей оценки конкурентоспособности продукции и методика их расчета

После выбора изделия, для которого проводится оценка, на основе изучения рынка и требований покупателей определяется перечень технических, нормативный экономических и организационных параметров, подлежащих исследованию. Затем осуществляется сравнение по каждой из групп параметров. Инструментом сравнения здесь является единичный параметрический показатель - отношение величины параметра реального изделия к величине параметра гипотетического изделия.

На основе единичных показателей проводится подсчет групповых показателей, которые в количественной форме выражают различие между анализируемым товаром и потребностью, то есть позволяют судить о степени удовлетворения. Затем проводится расчет интегрального показателя, представляющего собой численную характеристику конкурентоспособности анализируемого товара по всем группам параметров. [4, с. 132]

Остановимся подробнее на основных моментах анализа конкурентоспособности. Его основа - постоянное изучение рынка как до начала программы создания изделия, так и в ходе ее реализации. Главная задача такого следования - выделение и анализ той группы факторов, которые влияют на формирование спроса в определенном сегменте.

Всякое изделие обладает комплексом свойств, определяющих степень его пригодности к использованию в конкретных условиях. Для того чтобы объективно оценит конкурентоспособность своего товара, производитель должен при анализе использовать те же критерии, которыми оперирует потребитель. Только в таком случае можно ожидать, что оценка, данная товару производителем, совпадает с мнением покупателя. Однако для производителя этот вопрос стоит несколько шире, прежде всего он должен оценить принципиальную возможность реализации своего товара на данном рынке, то есть уровень нормативных параметров.

Определение принципиальной возможности начинается с оценки патентной чистоты, которая отражает степень воплощения в изделии научно-технических решений, не подпадающих под действие патентов, выданный в стране потребителя. Однако такой параметр позволяет судить лишь о наличии или отсутствии препятствий для реализации товара и не определяет сам уровень его потребительских свойств с точки зрения покупателя. Если в изделии имеются составные части, не обладающие патентной чистотой, то дальнейший анализ конкурентоспособности целесообразно проводить лишь после разработки мер, направленных на обеспечение патентной чистоты.

Затем выясняется соответствие параметров анализируемого товара обязательным нормам. В случае несоответствия им товар не может использоваться для удовлетворения существующей потребности. Следовательно, если хотя бы один из нормативных параметров изделия не соответствует уровню, предписанному действующими нормами, то товар неконкурентоспособен независимо от результатов сравнения по другим параметрам.

Учет нормативных параметров при оценке конкурентоспособности проводится с помощью показателя, который принимает лишь два значения: 1 и 0. Если товар соответствует нормам, то показатель равен 1, если не соответствует, то он равен 0.

С техническими параметрами связан первый шаг потребителя к покупке товара, заключающийся в отборе изделия как потенциального «кандидата» на приобретение. Этот шаг может состояться, если анализ параметров товара показывает, что он удовлетворяет существующую потребность и может принести необходимый полезный эффект. Если потребитель не найдет на рынке товара, полностью отвечающего потребности, он будет вынужден скорректировать свои требования с учетом существующего предложения.

Из такого (упрощенного) описания процедуры отбора на рынке следует, что в структуре потребности различные ее элементы имеют неодинаковую значимость. [8, c.23]

Оценка способности товара конкурировать производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения. За базу сравнения принимается либо потребность покупателя, либо образец. Обычно образец - это аналогичный товар, имеющий максимальный объем продаж и наилучшую перспективу сбыта в будущем. Если за базу сравнения принимается потребность, то расчет единичного показателя конкурентоспособности можно проводить по формуле

gi=Пi/Пin*100%, (1)

где gi - единичный параметрический показатель конкурентоспособности по i-му параметру;

Пi - величина i-го параметра для анализируемой продукции;

Пin - величина i-го параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью;

n - количество анализируемых параметров.

Если за базу сравнения принимается образец, то в знаменателе дроби следует поставить величину i-го параметра для изделия, принятого за образец.

Иногда параметры продукции не имеют физической меры. В этом случае для оценки этих характеристик используются методы оценки в баллах.

Описанный метод (дифференциальный) позволяет лишь констатировать факт необходимости повышения или снижения параметров продукции для обеспечения конкурентоспособности, но не отражает влияние каждого параметра при выборе товара потребителем. [9, c.366]

Комплексный метод основывается на применении групповых, обобщенных показателей. Так, например, расчет группового показателя по техническим параметрам производится по формуле:

n

Iг.п= gi a i, (2)

I=1

где Iг.п - групповой показатель конкурентоспособности по техническим параметрам;

gi - единичный показатель конкурентоспособности по i-му техническому параметру;

аi - весомость i-го параметра в общем наборе технических параметров, характеризующих потребность;

n - число параметров, участвующих в оценке.

Расчет группового показателя по экономическим параметрам проводится по формуле

Тэп=З/Зэ, (3)

где З, Зэ - полные затраты потребителя соответственно по сравниваемой продукции и эталону.

Полные затраты потребителя состоят из единовременных затрат на приобретение продукции (Зе) и средних суммарных затрат на эксплуатацию продукции, которые рассчитываются по формуле

Т

З=Зе + ?Сi, (4)

I=1

где Т - срок службы;

i - год по порядку. [7, c.367]

Смешанный метод позволяет выразить способность товара конкурировать в определенных условиях рынка через комплексный количественный показатель - коэффициент конкурентоспособности, который определяется по формуле

n П ijвi

Kj=?ai, (5)

ij=1 Пin

где i = 1,..., n -- число параметров продукции, участвующих в оценке;

j = 1,..., n -- виды продукции;

аi - коэффициент весомости (значимости, предпочтительности) для покупателя i-го параметра по сравнению с остальными существенными параметрами продукции;

Пij - конкурентное значение i-го параметра для j-и продукции;

Пin - желаемое значение i-го параметра, которое позволяет полностью удовлетворить потребность покупателя;

вi = + 1, если увеличение параметра Пij способствует росту конкурентоспособности продукции (например, надежности, производительности изделия и т.д.);

вi= - 1, если увеличение значения параметра Пij приводит к снижению конкурентоспособности продукции (например, вес, габарит, цена и др.).

Учитывая, что сумма «удельных весов» каждого из рассматриваемых показателей в общем объеме по каждому виду продукции не может превышать единицы, или 100%, необходимым условием для коэффициента значимости аi, является: ?ai= 1.

Коэффициент конкурентоспособности учитывает лишь ту группу свойств товара, которая служит базой для сравнения. Тем не менее, при его расчете рассматривается большая совокупность характеристик, которые в значительной мере определяют предпочтение покупателя: цена продажи, цена потребления, престиж фирмы, мощность, производительность, ресурс и др. Для перевода качественных показателей в количественные обычно принимается шкала перевода в баллах от 1 до 5.

Показатель конкурентоспособности важен для проектирования требуемых свойств изделия, установления цены, а также при решении других проблем. Для оценки качества и конкурентоспособности изделий, по мнению специалистов, возможно применение балльной оценки, в соответствии с которой каждому качественному параметру изделий проставляется балл с учетом значимости этого параметра для изделия в целом и избранной для оценки шкалы - 5-10-100-балльной. После этого определяется средний балл изделия, характеризующий уровень качества в баллах. Стоимость одного среднего балла определяется по формуле

Рq = Р / q, (6)

где Р - цена изделия;

q - средний балл изделия с учетом параметров качества.

Подобный расчет рекомендуется проводить при сравнительном анализе изделия для решения вопроса об их запуске в производство или эффективности предлагаемых качественных усовершенствований.

К параметрам качества могут быть отнесены как технико-экономические параметры, так и эстетические, соответствие моде и др. Для расчета цены новой продукции можно использовать формулу

Рн = Рq q*БнРн, (7)

где Рн - цена новой продукции, ден. ед.;

Рq - цена базовой продукции, ден. ед.;

Бq - сумма баллов, характеризующих параметр качества базовой продукции;

Бн - сумма баллов, характеризующих параметры качества новой продукции;

Рq q - средняя цена одного балла, характеризующего параметры качества базовой продукции.

В некоторых отраслях промышленности, связанных с особыми условиями производства и требованиями к качеству продукции, например в электронной, как правило, не достигается стопроцентный выпуск годных изделий. Предприятия таких отраслей в планах предусматривают технологические потери, учитывающие этот процент. При повышении фактического выхода годных изделий снижаются затраты на технологические потери.

Фактический выход годных изделий определяется как

Вг.ф = qr/qk*Д Hn*100%, (8)

где qr - количество изделий, изготовленных в отчетном периоде в соответствии с научно-технической документацией и сданных на склад;

qk - количество комплектов деталей, поступивших в отчетном периоде на операцию, принятую для данного вида изделий при определении величины технологического выхода в качестве начальной операции;

Д Hn - изменение суммы остатков незавершенного производства на начало и конец отчетного периода, проведенных к начальной операции.

Тогда величина 100% - Вг.ф будет соответствовать проценту затрат на продукцию, не удовлетворяющую ТУ.

Обобщающий показатель качества можно вычислить по формуле

Кк=(Сб дr)/Сф, (9)

где Кк - коэффициент качества;

Сб - стоимость забракованной продукции в процессе производства, ден. ед.;

Сд - стоимость дефектной продукции, за которую по рекламациям уплачен штраф, ден. ед.;

Сr - стоимость продукции, подвергнутой гарантийному ремонту, ден. ед.;

Сф - стоимость продукции, фактически реализованной за отчетный период, ден. ед.

Чем ближе величина коэффициента качества к нулю, тем лучше работает предприятие. [9, c.369]

Конкурентоспособность продукции квалиметрическим методом оценивается по показателю конкурентоспособности по следующим формулам.

, (10)

где - индекс технических параметров (индекс качества);

- индекс экономических параметров (индекс цен).

(11)

где - коэффициент значимости параметра;

- относительный параметр качества:

, (12)

где - значение параметра оцениваемого изделия;

- значение параметра конкурирующего изделия.

(13)

где - цена потребления оцениваемого товара;

- цена потребления конкурирующего товара.

Если показатель конкурентоспособности продукции оказывается больше 1, то продукция является более конкурентоспособной по отношению к товару-конкуренту, если меньше 1, то менее конкурентоспособной. [14, c. 171]

Обеспечение конкурентоспособности носит комплексный характер. Поэтому недооценка какого-либо фактора может привести к неудаче фирмы на рынке. Hи редки случаи, когда товары высокого качества не находят достаточного сбыта.

Покупатель является главным оценщиком товара, это приводит к очень важной в рыночных условиях истине: все элементы конкурентоспособности товара должны быть очевидны потенциальному покупателю, у него не должно возникать сомнений или в отношении любого из них. В рекламе очень важно учитывать особенности психологического восприятия, интеллектуальный уровень потребителей, многие другие факторы личного характера.

Весьма ощутимый вклад в конкурентоспособность товаров фирмы вносит репутация фирмы на рынке, то же самое относится к имиджу марки. В этом смысле «новичку» бывает сложно спорить в конкурентоспособности со старожилами рынка. В большинстве таких случаев в жертву приносится цена и, следовательно, прибыль.

Важным элементом грамотного маркетинга является умелое использование фирмой в собственных изделиях хорошо зарекомендовавших себя в глазах покупателей узлов, подсистем, агрегатов других, особенно престижных, фирм. Это существенный резерв повышения конкурентоспособности.

Маркетолог всегда должен быть готов к тому, что в борьбу за мнение покупателя и за его окончательное решение о покупке может вмешаться и случайность. Кроме того, он должен уметь достаточно быстро реагировать на такого рода факторы.

Существенную роль в повышении конкурентоспособности играют гарантийные сроки обслуживания продукции, а также те компенсации, которые полагаются потребителю за различные виды ущерба.

Таким образом, для обеспечения конкурентоспособности используется все многообразие стратегических и тактических приемов маркетинга. Обеспечение конкурентоспособности - это, прежде всего, философия работы в условиях рынка, ориентирующая на:

- понимание нужд потребителя и тенденций их развития;

- осознание поведения и возможностей конкурентов;

- знание состояния и тенденции развития рынка.

2. Конкурентоспособность продукции «Малоритский КОСК»

Делись добром ;)