Пути снижения экспедиционных издержек в транспортных затратах (на примере ИП "Федоров")

дипломная работа

1.3 Нормативно-правовое регулирование транспортных услуг

Выстраивание в логической последовательности договорно-правовых отношений между участниками транспортного процесса в ходе организации и осуществления доставки груза называется договорной логистикой.

Договор транспортной экспедиции или договор экспедирования (спор лингвистов, какой корень в определение термина заложить - латинский или немецкий, еще не завершен) занимает свое определенное, но не первостепенное место в логистической цепи правовых норм, определяющих право распоряжения грузом на пути его продвижения от продавца к покупателю или от поставщика к заказчику (во внутрипроизводственном грузообороте). По этой причине во многих странах экспедиторское законодательство еще формируется.

В товарно-денежных отношениях потребность в приобретении на рынке сервиса транспортных услуг возникает только после заключения между продавцом и покупателем договора купли-продажи товара. Базисные условия поставки в таком договоре устанавливают, какая из сторон договора, т.е. продавец или покупатель или они оба в последовательности организуют доставку товара от отправителя к получателю. В транспортных условиях договора купли-продажи указываются виды транспорта и транспортных средств, содержится перечень транспортных услуг, которые стороны обязуются приобрести согласно заключаемым договорам перевозки, а некоторые из таких услуг на основе обоюдной ответственности за их цены и издержки оформить договорами об организации перевозок, договорами транспортной экспедиции и заключением хозяйственных сделок. (Например, для оформления передачи груза отправителем перевозчику, для сдачи груза получателю, по обработке груза на терминалах, хранения на складе заключаются договоры с терминалами, со стивидорными и тальманскими фирмами и др.). Перечень транспортных услуг огромен. Каждая из них имеет свою потребительную стоимость, характеризующуюся ее особым назначением в процессе перемещения товаров, осуществляемого транспортом как отраслью экономики. Транспортная услуга обладает меновой стоимостью, т.е. способностью обмениваться на другие товары (бартер) и на деньги.

Цена транспортной услуги, соответственно, выступает в виде:

- провозной платы, ставки фрахта, сбора за услугу транспорта необщего пользования (автомобильного, трампового судоходства, чартерного воздушного);

- тарифа на услугу транспорта общего пользования (содержащегося в прейскуранте, тарифном справочнике и др.).

Цена транспортной услуги в зависимости от вида рынка, на котором она реализуется, может быть внутренней и международной (статьей "невидимого" экспорта или импорта). Цена услуги увеличивает стоимость товара, существовавшую до его перемещения. Таким образом, чем больше величина цены транспортной услуги, тем выше продажная цена товара.

Условие договоров на транспортные услуги, в отличие от условий договоров купли-продажи товаров, весьма регламентированы и не только нормами национального гражданского законодательства, но и нормами отраслевых Уставов и Кодексов, требованиями международных транспортных конвенций, в которых участвует государство, а также правилами перевозок и хранения грузов, утверждаемых транспортными ведомствами. Такая регламентация договорно-правовой базы на услуги отодвигает на второй план фактор имущественной принадлежности хозяйственных предприятий - производителей транспортных услуг.

Сфера пользования государственной и частной собственностью на транспорте определена отраслевыми Уставами и Кодексами.

Транспортные услуги разделяются по сферам их реализации:

- на осуществление процесса физико-географического линейного перемещения транспортного средства с грузом и пассажирами;

- на осуществление процесса точечного стояния транспортного средства с грузом и пассажирами:

- на техническое обслуживание средств тяги и транспортных средств, включая связь и сигнализацию;

- на транспортно-экспедиционное обслуживание перевозимого груза;

- на социальное обслуживание пассажиров и работников транспорта.

На рынке транспортных услуг в каждой отрасли транспорта и в любой стране действуют несколько субъектов права:

- фактический или действительный перевозчик данной отрасли транспорта - любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие перевозку груза своим или арендованным транспортным средством;

- договорный перевозчик - любое физическое или юридическое лицо, возложившее на себя обязательство перевозчика, согласно договору перевозки;

- владелец инфраструктуры транспорта - любое юридическое или физическое лицо, имеющее на праве собственности или на иных законных основаниях такую инфраструктуру и предоставляющее услуги по ее использованию на основании любого вида хозяйственного договора, но не договора перевозки;

- приобретатели транспортных услуг:

- транспортно-технического обслуживания и средств связи, средств тяги, подвижного состава, судов, самолетов и других транспортных средств; услуг пассажирского движенческого и социального обслуживания;

- транспортно-экспедиционного обслуживания (отправителей и получателей грузов, перевозимых согласно договорам перевозки грузов, а также грузов договорных перевозчиков, перевозимых на основе условий соглашений фактических и договорных перевозчиков о прямых или о смешанных сообщениях);

- услуг, связанных с производственной кооперацией инфраструктур и перевозчиков транспорта общего пользования и промышленного транспорта.

Реализация транспортных услуг производится в зависимости от их вида и назначения на локальном, региональном, национальном внутреннем и международном транспортном рынках. На каждом из них фактическому или действительному перевозчику оказывает, как правило, содействие в заключении хозяйственных сделок с владельцами инфраструктуры посредник - транспортный агент, а в оформлении договоров с грузоотправителями об организации перевозок, договоров фрахтования трампового и бронирования линейного тоннажа: фрахтовые брокеры (freight brokers), канвассеры, линейные букировочные агенты, аквизиторы, грузовые агенты ИАТА на воздушном транспорте. Законодательство о транспортно-экспедиционной деятельности в России основывается на положениях Главы 41 Гражданского кодекса РФ «Транспортная экспедиция». В соответствии с п.3, ст.801 Гл.41, условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами. Таким образом, уже в 1995 г., когда был принят Гражданский кодекс, было также установлено, что в России на основании и в развитие Кодекса должно быть создано специальное законодательство, которое бы развивало сформулированные в нем основы транспортного экспедирования в стране (договор транспортной экспедиции; его форма; ответственность экспедитора по этому договору; предоставление экспедитору необходимых ему документов и информации; исполнение обязанностей экспедитора третьим лицом; возможность одностороннего отказа от исполнения договора). Прошедшие восемь лет ознаменовались дальнейшим становлением экспедиторского предпринимательства в стране, отмеченным созданием в 2001 г. наряду с региональными единой Ассоциации экспедиторов Российской Федерации (АЭР). Интеграция мирового транспортного рынка требует установления общих правил работы российских экспедиторов при организации перевозок грузов, как по территории Российской Федерации, так и в международном сообщении. 11 июня 2003 г. Государственная дума приняла, а Президент Российской Федерации 30 июня 2003 г. подписал Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности».

Федеральный закон определяет порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности - порядок оказания услуг по организации перевозок груза любыми видами транспорта и оформлению перевозочных, таможенных и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов (далее экспедиционные услуги). Положение Закона не распространяется на транспортно-экспедиционную деятельность, осуществляемую в области почтовой связи. Закон впервые определяет экспедитора как организатора перевозки грузов, что является значительным шагом вперед в правовом положении экспедитора как важного звена в продвижении груза (товара) от производителя к потребителю. В бывшем СССР такое положение экспедитора существовало только в системе внешнеторговых отношений. Во внутренних перевозках экспедиторы находились в ведении транспортных ведомств, т.е. в прямой зависимости от вида транспорта, с которым они были связаны. Зачастую Госплану приходилось предусматривать принудительное задание по организации перевозок в прогрессивных смешанных сообщениях. С принятием закона экспедитор получил право организовывать перевозки всеми видами транспорта и транспортно-экспедиционное обслуживание, в первую очередь, грузовладельца и защиту его интересов. Ст.2 Закона ввела в систему правоотношений экспедитора и грузовладельца понятие "Правила транспортно-экспедиционной деятельности" (ТЭД). Они утверждаются Правительством Российской Федерации. Сам этот факт обеспечивает повышение качества экспедиционных услуг, снижение издержек при перевозках грузов, поскольку четко регулирует отношения между экспедитором и грузовладельцем. Закон определяет правовое регулирование транспортно-экспедиционной деятельности. Отношения между экспедитором и клиентом (грузоотправителем, грузополучателем) регулируются Гражданским кодексом РФ, самим Законом и Правилами, другими федеральными законами, актами Президента и Правительства Российской Федерации, иными нормативными актами РФ, издаваемыми в соответствии с ними. Отношения экспедитора с перевозчиками на различных видах транспорта регулируются Гражданским Кодексом РФ, транспортными уставами и кодексами.

Поскольку международного законодательства в области транспортно-экспедиционной деятельности еще нет, необходимо учитывать, что если международным договором Российской Федерации в области транспортно-экспедиционной деятельности установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Федеральным законом, то применяются правила международного договора. Этот приоритет выражен в ст. 7.1. ГК РФ: «если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора». Это положение учитывается при организации перевозок грузов в международных сообщениях морским и автомобильным транспортом, когда отдается приоритет Гаагско-Висбийским правилам 1968 г., Конвенции КДПГ/ЦМР 1956 г., Варшавской Конвенции 1929 г., по отношению к обязательствам по договору перевозки, согласно нормам Гл.40 ГК РФ «Перевозка». Гражданский кодекс (Гл. 41 ГК РФ) содержит определение «договора транспортной экспедиции»: по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных договором транспортной экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Правила транспортно-экспедиционной деятельности устанавливают:

- перечень экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договоров транспортной экспедиции);

- порядок оказания транспортно-экспедиционных услуг;

- требования к качеству транспортно-экспедиционных услуг.

Правила применяют следующие понятия:

- «Транспортно-экспедиционная деятельность» - предпринимательская деятельность по организации доставки грузов любыми видами транспорта.

- «Транспортно-экспедиционные услуги» - возмездные услуги, связанные с организацией доставки груза любыми видами транспорта на основании договора транспортной экспедиции.

К транспортно-экспедиционным услугам могут относиться:

- составление экономических обоснований транспортно-технологических схем и маршрутов в соответствии с поручениями клиента;

- фрахтование автомобилей, вагонов, морских, речных, воздушных судов и других транспортных средств;

- заключение договоров, связанных с доставкой грузов:

- производство и контроль за экспедиторской (отправительской) маркировкой грузов и пломбированием перевозочных средств, включая контейнеры, а также хладокамер, бункеров и других помещений хранения;

- отслеживание хода и/или выполнения погрузочно-разгрузочных, перегрузочных, перевалочных, складских и упаковочных работ без вмешательства в оперативную деятельность производителя указанных работ, соблюдения сроков и условий хранения, накопления и выдачи грузов;

- складирование грузов, переданных экспедитору клиентом на хранение;

- оформление товарно-транспортных и других сопроводительных документов на всех этапах реализации транспортно-технологических схем и маршрутов доставки грузов в соответствии с установленными требованиями;

- участие в оформлении документов, связанных со страхованием грузов, коммерческих и других актов в соответствии с установленными формами в случаях прибытия грузов и перевозочных средств с недостачей, порчей или повреждением;

- расчет и оплата провозных и иных платежей и сборов;

- информирование грузовладельцев о движении грузов;

- ведение необходимой коммерческой документации;

- производство в установленном порядке переадресовки грузов;

- организация реализации невостребованных грузов;

- розыск грузов и транспортных средств;

- организация таможенного оформления экспортно-импортных и транзитных грузов и получения санитарных паспортов на подвижной состав;

- получение специальных разрешений на перевозку крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов по дорогам общего пользования Российской Федерации в международном сообщении.

Экспедитор может оказывать также иные услуги, связанные с организацией доставки грузов и обусловленные договором транспортной экспедиции. Соответственно вводятся понятия: «экспедитор» - любое российское или иностранное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, организующее доставку грузов; «клиент» - любое российское или иностранное юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо, заключившее с экспедитором договор транспортной экспедиции; «доставка» - комплекс услуг по обеспечению транспортировки груза от отправителя до получателя, который включает в себя выполнение экспедитором возмездных услуг, обеспечивающих отправление, перевозку и получение груза, в т.ч. выполнение обязанностей клиента, установленных на соответствующем виде транспорта. Кроме того, экспедитор может оформлять товаросопроводительные, перевозочные, таможенные и иные документы, необходимые для осуществления доставки груза. ГК РФ (гл. 47) распространяет правовые нормы договора транспортной экспедиции на отношения между перевозчиком и грузоотправителем или грузополучателем, когда в силу договора перевозки перевозчик принимает на себя обязательство по представлению грузоотправителю (грузополучателю) экспедиторских услуг, связанных с перевозкой груза. Соответствующий владелец инфраструктуры на основе своего хозяйственного договора с перевозчиком будет осуществлять такие услуги на практике, которые по договору перевозки перевозчик обязан предоставлять грузоотправителям (грузополучателям). Указанная в Гл. 41 ГК РФ оговорка требует предусматривать в хозяйственных договорах между владельцами инфраструктуры и перевозчиками нормы договора транспортной экспедиции. Соответственно «транспортно-экспедиционной деятельностью» является предпринимательская деятельность по организации доставки грузов любыми видами транспорта. Экспедитор работает за согласованное вознаграждению. В противоположность агентскому законодательству экспедиторское не регламентирует в Гражданском кодексе вопросы финансирования экспедитора и выплаты вознаграждения. Правила определяют вознаграждение экспедитора суммой денежных средств, полученных экспедитором за выполнение работ по договору транспортной экспедиции, которая может устанавливаться:

Делись добром ;)