logo
Пути улучшения управления системой образования

1.4 Государственная политика Российской федерации в сфере образования

Государственная политика в области образования - это комплекс законодательных актов и практических мероприятий в сфере образования и воспитания подрастающего поколения, а также образования взрослых. Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной.

Следует отметить, что рыночные преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества, не могли не затронуть и систему образования. В частности, проблему адаптации образовательного процесса страны к рыночным условиям хозяйствования. Такая необходимость обусловлена, прежде всего, тем, что на современном этапе развития России основным ресурсом экономики становится высококвалифицированный специалист, способный принимать решения и эффективно работать в быстро меняющихся условиях рынка. В этой связи руководством страны были обозначены следующие основные направления и приоритеты государственной политики в области образования: доступность образования для широких слоев населения; повышение качества профессионального образования; формирование эффективной сети общеобразовательных учреждений.

Таким образом, основу государственной политики в сфере образования определяет доступность-качество-эффективность образовательных услуг, на которых базируется главный приоритет образовательной политики - «политика качества». В Докладе Госсовета Российской Федерации (2001 г.) одна из целей образовательной политики до 2011 года определена как «достижение современного качества образования, обеспечение его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства». Это и обозначено в основных приоритетах государственной политики в сфере образования.

Приоритетный национальный проект «Образование» призван ускорить модернизацию российского образования, результатом которой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям развития страны.

В национальном проекте заложено два следующих основных принципа стимулирования необходимых системных изменений в образовании: выявление и приоритетная поддержка лидеров - «точек роста» нового качества образования; внедрение в массовую практику инструментов новых управленческих механизмов и подходов [13, с. 114].

Таким образом, Правительство РФ взяло курс на интенсивное точечное финансирование различных направлений образования. Однако об эффективности такого развития следует судить по итогам проводимых реформ, которые, к сожалению, показывают, что все идет не совсем гладко. Кроме того, в решение задач, связанных с основным направлением развития образования страны, дополнительную остроту вносят следующие проблемы:

во-первых, проблемы межбюджетных отношений, прежде всего, связанные с отсутствием эффективных механизмов целевого использования федеральных трансфертов, направляемых регионам на нужды образования;

во-вторых, отсутствие установки на сохранение основных положительных сторон доперестроечного образования и инструментов оценки и повышения качества образования, поскольку основные направления развития образования предполагают, что в настоящее время массовой российской школе и вузам присуще высокое качество обучения, что далеко не всегда соответствует действительности;

в-третьих, это линия на муниципализацию образовательных учреждений, которая фактически противоречит основам законодательной системы функционирования сферы образования в РФ, согласно которой система образования имеет преимущественно государственный характер.

Следует также отметить, что по своему содержанию современная Федеральная программа развития образования имеет ряд положительных моментов, но и проблем, например, она ставит цели и намечает направления действий, но не дает ни конкретных механизмов и инструментов их достижения. Однако, не только выделенные средства, но именно организационно - экономические принципы реализации программных мероприятий имеют принципиальное значение для успешной реализации Федеральной программы. К сожалению, многие моменты данной программы носят декларативный характер, то есть в них хорошо прописано, что нужно делать, но при этом в стороне остаются вопросы, как это нужно делать для достижения скорейшего успеха, и стоит ли это делать вообще. Таким образом, для успешного завершения принятых программных мероприятий требуется разработка эффективных механизмов и технологий их реализации [13, с. 132].

Что же касается набора конкретных направлений действий и мероприятий, включенных в программу, то его характерной чертой является отсутствие сколько-нибудь ясно сформулированных приоритетов по каждому направлению развития образования. Выбора и интенсивного финансирования лидеров для решения всей проблемы в целом является явно недостаточным и не позволяет решить проблемы образования в целом. Как принципиально важные, так и второстепенные меры представлены бессистемными перечнями, а структура расходов федерального бюджета и внебюджетных источников на программные мероприятия, проекты (инновации) и капитальные вложения по годам не позволяет оценить соотношение этих расходов по отдельным уровням образования, что также выдвигает на первый план вопрос о приоритетах, заложенных в Программу.

Для решения задачи сохранения сети образовательных учреждений авторы программы идут традиционным путем, формулируя финансовые запросы федеральному центру. Такой подход вызывает серьезные сомнения в реалистичности, а, следовательно, и в возможности реального финансового обеспечения всех заложенных в программу мероприятий.

Таким образом, анализ процессов реформирования системы образования последних лет позволяет сделать следующие общие выводы.

Разработанная Программа реформирования сферы образования в отрыве от социально-экономических, демографических и политических тенденций развития страны, не связанная с общими направлениями проводимых в экономике и в социальной сфере реформ, не может достигнуть своих целей. Следовательно, реформирование образования следует проводить параллельно с реформированием экономики, а так как последняя ушла достаточно вперед, то при реформировании образования не следует повторять ошибок преобразований проведенных в стране, в частности ошибок приватизации государственных предприятий.

Отсутствие адекватной институциональной среды, определяющей рамки трансформации системы управления образованием и ее организационно-экономического механизма в социально-экономическую среду рыночных форм управления и хозяйствования, не только сдерживает, но и препятствует развитию образования и повышению его качества.

Недостаточный учет особенностей региональных факторов и систем образования, стремление к единообразию, не учитывающему существенную региональную дифференциацию страны, также выступает серьезной причиной низкой эффективности проводимой федеральной образовательной политики.

Отсутствие последовательно реализуемой и доходчиво объясненной населению программы реформ не дает возможности опереться на поддержку большинства образовательного сообщества, активнее подключать к ее осуществлению общественные и государственные организации.

Все еще остающийся низкий уровень зарплаты в сфере образования (все меры, принятые Правительством РФ по повышению зарплаты учителей и преподавателей, сегодня практически на нет сводит мировой финансовый кризис, негативно сказывающийся на фактической их покупательской способности) не позволяет сформировать качественный профессорско-преподавательский состав в вузах, и, таким образом, отсутствует всякая возможность не то, чтобы поднять, но и поддерживать текущий уровень качества образования. Кроме того, образование должно развиваться планомерно и равномерно по всем регионам страны, по крайней мере, для того, чтобы качественное образование стало на самом деле доступным для широких слоев населения.

Поэтому возникает объективная потребность в формировании и развитии методологических основ эффективного управления вузами и, в особенности, качеством образовательных процессов в высших учебных заведениях.