Развитие государственного корпоративного предпринимательства в Республике Казахстан

курсовая работа

1.3 Факторы, оказывающие влияние на развитие государственного предпринимательства

На современном этапе развития экономики можно выделить основные факторы, оказывающие влияние на развитие государственного предпринимательства, и выявить их основные черты. Влияние этих факторов происходит комплексно, и в зависимости от того будет оно положительным или отрицательным, зависит дальнейшее развитие предпринимательской деятельности, роль предпринимательства в экономике страны, региона или города

1. Концентрация производства (конкуренция, монополия). Конкуренция является одним из важных стимулов развития государственного предпринимательства, обеспечивая рыночное соперничество, при котором предприниматель стремится не только сохранить, но и расширить производство, совершенствуя технику, технологию, повышая качество своей продукции, снижая затраты на производство, расширяя ассортимент продукции. Таким образом, конкуренция является двигателем экономического прогресса. В поддержку конкуренции в разных странах мира прилагаются антимонопольные законодательные акты. Первый подобный закон был принят в США в 1890 году и получил название Антитрестовского закона Шермана. Суть его сводилась к запрещению монопольных объединений и различных сговоров, направленных на ограничение торговли.

Антипод конкуренции - монополия, которая возникает на основе концентрации производства, а также сбыта определённой продукции. Монополия является серьёзным препятствием для развития предпринимательства, поскольку при монополии снижается качество продукции, игнорируются достижения НТП, искусственно увеличиваются цены, обеспечивая сверх прибыли монополистам, снижается эффективность производства, устраняются конкуренты, что вызывает разрушение рынка.

2. Финансово-кредитная политика. Целью финансово-кредитной политики является финансирование и инвестирование предпринимательства. Потребности предпринимателя в денежных средствах должны удовлетворятся за счёт получения кредитов в банке. Льготное кредитование и выдача без процентных ссуд на долгосрочный период увеличивает предпринимательскую активность, позволяет предпринимателю вкладывать дополнительные финансовые средства в производство, что способствует положительной динамики развития предпринимательства. Финансовая поддержка также может осуществляться и при помощи фондов поддержки предпринимательства, бюджетов всех уровней, средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества. В свою очередь государство должно предоставлять определённые налоговые льготы финансово-кредитным учреждениям, осуществляющим льготное кредитование, выдачу беспроцентных ссуд, факторинговые и лизинговые операции, то есть способствовать положительной тенденции развития предпринимательства.

3. Научно-технический прогресс. Научно-технический прогресс является одним из основных факторов повышения эффективности государственной предпринимательской деятельности. Уровень развития предпринимательства будет зависеть от того «в ногу ли со временем» идёт предприниматель. Достижения НТП позволяют совершенствовать технику и технологию производства, выбирать наиболее целесообразную организацию производства, следовательно, оказывать положительное влияние на развитие предпринимательства. Пренебрежение и отказ от научно-технического прогресса снижает конкурентоспособность фирмы, ухудшают её экономические показатели (прибыль, рентабельность, издержки производства, себестоимость, производительность и т.д.) и отрицательно сказываются на развитие предпринимательства.

4. Кризисные явления. Для экономики характерна цикличность, то есть повторение кризисов примерно один раз в десять лет. Различные кризисы (промышленные, аграрные, машиностроительные, денежные, кризисы, связанные с перепроизводством продукции и т.д.) пагубно влияют на рост экономики и отрицательно сказываются на развитие предпринимательства. Продолжительность кризиса колеблется от нескольких месяцев до нескольких лет. При кризисах характерно сокращение производства, безработица, инфляция.

5. Структура предпринимательства. Структура государственного предпринимательства формируется под влиянием спроса и предложения на определённую продукцию и услуги. На то какая сложиться структура предпринимательства влияет и государство через законодательные акты, налоговую политику, государственный бюджет, поддерживая тот или иной вид предпринимательской деятельности. Потребности общества, в какой-то степени, удовлетворяются предпринимателем посредством производства необходимых товаров и оказание всевозможных услуг.

6. Информация. Информация играет важную роль в развитии предпринимательской деятельности. Предприниматель, владеющий точной информацией, полученной в короткие сроки, способен принимать более эффективные управленческие решения. Следовательно, чем полнее и достовернее будет информационная база предпринимателя, тем эффективнее сможет развиваться его предприятие. Можно сделать вывод, что полнота, точность, и оперативность получения информации предпринимателем приводит к положительной тенденции развития предпринимательства, а её отсутствие не только не развивает, но и тормозит дальнейший рост предпринимательской деятельности.

7. Географическое положение страны, региона и города. Зачастую предпринимательство формируется и получает дальнейшее развитие в зависимости от географического положение страны, региона и города. В каких-то странах приоритетное развитие получают такие отрасли, как туризм, торговля, промышленность, посредническая, финансовая деятельность и др. Географическое местоположение предприятия в какой-то мере влияет и на структуру предпринимательства. [7]

государственный интеллектуальный холдинг институт

Делись добром ;)