Развитие малого бизнеса в России

курсовая работа

1.1 Понятие и отличительные черты малого предпринимательства

Малый бизнес (или малое предпринимательство) -- сектор экономики, включающий в себя индивидуальное и малое предпринимательство, условное название совокупности малых и средних предприятий, ограниченных определенными правовыми нормами.

Эти предприятия не входят в состав монополистических объединений и занимают по отношению к ним в хозяйственном отношении подчиненное или зависимое положение.

Западные экономисты определяют предпринимательство как процесс поиска новых возможностей, внедрения новых способов производства, открытость к новым перспективам, преодоление старых ограничений.

Субъекты малого предпринимательства как субъекты рыночной экономики имеют как преимущества, так и недостатки (см. табл 1.1).

Табл. 1.1 Преимущества и недостатки малого бизнеса

Преимущества

Недостатки

более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;

большая независимость действий субъектов малого предпринимательства;

гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений;

относительно невысокие расходы, особенно затраты на управление;

большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности;

более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков;

относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.

более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;

зависимость от крупных компаний;

недостатки в управлении делом;

слабая компетентность руководителей;

повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;

трудности привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов;

неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.

Источник: Малое предпринимательство: Учебник для вузов / Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. - М.: ИНФРА-М, 2005

Как показывает мировая и отечественная практика, основным критерием, на основе которого предприятия различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является, в первую очередь, средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии.

В Федеральном Законе РФ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" установлено, что под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Как правило, наиболее общие критерии, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, можно подразделить на качественные и количественные критерии (см. табл. 1.2)

Табл. 2.1 Качественные и количественные критерии малого бизнеса

Качественные критерии

Количественные критерии

простота системы управления, совмещение в одном лице функций собственника и менеджера, обладание небольшой долей рынка и небольшая пространственная сфера деятельности, достаточно четко определенная цель деятельности и т.д.)

численность занятых на предприятии, стоимость основного капитала, объем продаж и т.п.)

Тем не менее, в практике любой страны чаще применяются именно количественные критерии. Количественный критерий положен в основу классификации предприятий и в России.

Принцип отнесения предприятия к малому по численности работников сохранился и в российском законодательстве. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" под субъектами малого и среднего предпринимательства понимается - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям (см. табл. 1.3).

Табл. 1.3 Условия отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Разработка автора по данным Федеральной службы государственной статистики / Сплошное статистическое наблюдение малого и среднего бизнеса [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru

Средняя численность рабочих в различных отраслях:

- в промышленности - 100 человек;

- в строительстве - 100 человек;

- на транспорте - 100 человек;

- в научно-технической сфере - 60 человек;

- в оптовой торговле - 50 человек;

- в сельском хозяйстве - 60 человек;

- в бытовом обслуживании населения - 30 человек.

Опыт практически всех развитых стран показывает, что малый бизнес функционирует наиболее эффективно под патронажем крупного. Именно крупные корпорации определяют уровень эффективности экономики, темпы технологического прогресса. У малого же бизнеса своя существенная роль в экономике, но зависимая от уровня развития крупного. В России малым бизнесом в основном занимаются физические лица.

Малое предпринимательство всегда отличалось большой мобильностью, способностью создавать рабочие места без значительных инвестиций за счет частной предпринимательской инициативы граждан.

Необходимо стимулировать как увеличение общего числа субъектов малого бизнеса (малых предприятий, фермерских хозяйств, предпринимателей без образования юридического лица), так и расширение ими найма рабочей силы.

Тем не менее, вклад малого бизнеса в поддержание занятости населения, смягчение социальных последствий реформ отрицать нельзя. И резервы для его развития далеко не исчерпаны.

Делись добром ;)