Развитие малого бизнеса: сравнительный анализ России и развитых стран

курсовая работа

1.1 Зарубежные критерии отнесения предприятий к малому бизнесу

Как отмечает П.А. Гурьянов, до сих пор в мире еще не пришли к единым стандартам определений малого и среднего бизнеса. Во многих странах и различных международных организациях они сильно различаются. «Понятие малого предприятия, несмотря на его широкую распространенность в социально-экономических исследованиях, до сих пор не имеет устойчивой дефиниции. Единственно в чем согласны все исследователи, так это в неустойчивости, неполноте качественных и количественных характеристик мелких предприятий, особенно в развивающихся странах» [4, C.125]. Считается, что большинство исследователей используют данный термин достаточно небрежно.

На данный момент Европейская комиссия определяет микро, малое и среднее предприятие по следующим критериям, действующим с 1 января 2005 г. (табл. 1.1).

Таблица 1.1 - Определение МСП, предложенное Европейской комиссией [6, C.11].

Критерий

Микро

Малое

Среднее

Максимальная численность работников

9

49

249

Максимальный годовой оборот

2 млн. евро

10 млн. евро

50 млн. евро

Максимальная сумма баланса

43 млн. евро

Независимость

Не более 25% капитала или голосующих акций принадлежит одной или более компаниям, не являющимися МСП.

В определенных случаях, даже если порог независимости больше 25%, предприятие все равно считается автономным и, соответственно, подходит под следующие определения МСП [6, C.11]:

- государственные и инвестиционные корпорации;

- венчурные компании, физические лица, при условии, что общий объем инвестиций не превышает 1,25 млн. долларов;

- университеты или частные некоммерческие исследовательские центры;

- институциональные инвесторы, включая региональные фонды развития;

- автономные местные власти с годовым бюджетом менее чем 10 млн. в регионах с населением менее 5 тыс. человек.

До вступления в силу данного определения действовало следующее, представленное в (табл. 1.2).

Таблица 1.2 - Действовавшее до 1 января 2005 г. определение МСП [2, C.39]

Критерий

Микро

Малое

Среднее

Максимальная численность работников

9

49

249

Максимальный годовой оборот

Незначителен

7 млн. евро

40 млн. евро

Максимальная сумма баланса

Незначительна

5 млн. евро

27 млн. евро

Независимость

Незначительна

Не более 25% капитала или голосующих акций принадлежит одной или более компаниям, не являющимися МСП.

Как видно, перемены произошли с изменением ограничений по максимальному годовому обороту и максимальной сумме баланса в сторону увеличения.

Международная организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят развитые страны, определяет предприятия с числом до 19 человек как «весьма малые», до 99 человек как «малые», от 100 до 499 человек как «среднее» и свыше 500 как «крупные» [11, C.7].

Так, по данным Всемирного банка, общее число различных показателей, по которым предприятия признаются субъектами малого бизнеса, превышает пятьдесят.

При этом в различных странах некоторые критерии отнесения предприятий к этой категории разнятся: так, величина капитала и объем продаж являются критериями в Великобритании, Италии, Японии, форма собственности -- в Венгрия, немонополистическое положение на рынке -- в США, независимое или зависимое положение в крупной производственной структуре - в Япония и т.п. [14, C.13].

В мировом масштабе, чаще всего, используют следующие критерии для отнесения предприятия к малым:

- численность персонала;

- величина активов;

- размер уставного капитала;

- структура собственности (независимости малого предприятия).

Обычно в литературе обозначают количественный, качественный и комбинированный подходы к определению субъектов малого и среднего бизнеса.

На наш взгляд, более предпочтительными являются количественные показатели, в силу возможности их измерения, и они чаще всего используются в мировой практике (табл. 1.3).

Таблица 1.3 - Различные варианты количественных определений среднего предприятия [10, C.74]

Исследование

Балансовая стоимость активов, млн. фт. ст.

Объем продаж, млн. фт. ст.

Число занятых, человек

Авторы

Определение размеров организации для целей бухучета

1,4-5,75

1,4-5,75*

50-250

Mayes (1983) (любые два критерия)

Планирование в среднем бизнесе

--

10-33,3*

--

Fierheller(1983)

Стратегия в среднем бизнесе

--

--

10-500

Bamberger(1980)

Корпоративное планирование в среднем бизнесе в Великобритании

--

9-160

1800-4999

Bhatty(1981)

Экспортные маркетинговые стратегии в среднем бизнесе Великобритании

--

--

100-500

Piercy(1983)

Факторы успешного роста компаний в США

--

16-666*

--

Cavanagh, Cliffard (1983)

Факторы успешного роста компаний электронной промышленности Великобритании

--

10-120

--

Modiano, Ni-Chionna (1986)

Инновации в промышленности Греции

--

--

50-250

Skoimal, Kazis (1985)

Маркетинговые исследования в среднем бизнесе

--

--

100-500

Shlegelmilch, Boyle, Therivel (1986)

Существуют качественный и количественный подходы к определению размера предприятия. Оба подхода опираются в основном на субъективные суждения и опыт.

Характерным примером рассматриваемого подхода можно служить определение Ван Хорна (1979). Экономист Ван Хорн выделяет пять характерных черт присущих малым фирмам при анализе стратегического планирования [10, C.72]:

- относительно небольшое число производимых продуктов (технологий, услуг, ноу-хау);

- сравнительно ограниченные ресурсы и мощности (человеческие ресурсы, капитал и т.д.);

- система менеджмента не систематична, а отношение к тренинговым и обучающим программам - неформальное;

- главные управленческие должности и контрольный пакет акций удерживаются основателями предприятия и (или) их родственниками;

- менее развиты системы управления, административных процедур и технологий, необходимые для оценки и контроля стратегического положения организации.

На основе своей практической деятельности и опыта Варн Хорн (табл. 1.4) предложил в качестве средних считать фирмы с численностью персонала от 50 до 500 человек и оборотом DF 3-100 млн. (1-33 млн. фт. ст.), а все организации, имеющие меньшие показатели, относить к малым предприятиям.

Таблица 1.4 - Вариант качественного определения размера фирмы по Х. Велу (1980 г.) [9, C.53]

Критерии сравнения

Малый бизнес

Малый средний бизнес

Средний крупный бизнес

Крупный бизнес

Цели

Определяются рынком, интуитивно, с импровизацией

Корректируются рынком и специальной стратегией, интуитивно

Корректируются рынком и стратегией, изобретательно

Доминирование на рынке, систематическое и стратегическое

Менеджмент

Личный, авторитарный, прямой

Личный, консультации с ключевыми партнерами, специалистами

Личный, небольшая команда специалистов, использование внешних экспертов

Командный, большая команда специалистов, функциональная организационная структура, консультационная структура

Продукт

Нет планирования и маркетинговых исследований

Краткосрочное планирование без маркетинговых исследований

Краткосрочное и нерегулярное долгосрочное планирование, несистематические маркетинговые исследования

Долгосрочное планирование, регулярные маркетинговые исследования

Персонал

Личные отношения «босс -сотрудник» по принципу «большая семья», высокая степень мотивации и вовлеченности, отсутствие влияния профсоюзов, нет совета трудового коллектива (СТК)

Личные отношения «наниматель - коллектив сотрудников», некоторая степень вовлеченности, небольшое влияние профсоюзов, нет СТК

Отношение сотрудничества, организационная среда, некоторая степень мотивации, усиление влияния профсоюзов, нет СТК

Строгая иерархия отношений, сотрудничество в коллективах, отсутствие вовлеченности (только топ-менеджеров), трудно повысить мотивацию, сильные профсоюзы и СТК

Финансы

Семья, банк

Семья, банк

Семья, банк, акции

Банк, акции

В общем, о качественном подходе к системе критериев для определения малых предприятий можно сказать, что он применяется, прежде всего, для теоретических исследований. Ученые продолжили свои исследования и попытались объединить количественный и качественный подходы в один - комбинированный.

Характерным примером комбинированного подхода, является определение малой фирмы, предложенное в отчете Болтонского комитета (Англия) в 1971 г. Они пытались преодолеть недостатки количественного подхода и предложили «экономическое» и «статистическое» определение малой фирмы.

Согласно экономическому определению к малым фирмам относятся:

- относительно небольшая доля рынка организации в рыночном пространстве ее сферы деятельности;

- малая фирма не способна влиять на цены;

- управление фирмой осуществляется ее владельцем (или совладельцами) лично, а не посредством формализованной управленческой структуры;

- предприятие является независимым в том смысле, что не является частью крупного предприятия [2, C.38].

Статистическое определение Болтонского Комитета использовалось с целью выявления вклада предприятий малого бизнеса в валовой национальный продукт (ВНП), в решение проблем занятости, экспортную деятельность и т.д.

Комбинированный подход в последние годы получает распространение и в США. На основании данной методологии исследователи выделяют три типа фирм [10, C.74-76]:

- «домашняя» - численность около 30-40 наемных работников с годовым доходом до 2 млн. долларов. Такие предприятия характеризуются умеренными темпами роста и ограниченными целями и средствами;

- «инновационная», возникающая на основе научных изобретений, открытий и новых технологических решений, а также предполагающая в течение 5-10 лет достичь размеров годового дохода до 2-10 млн.

долл. и численностью сотрудников от 40 до 400 человек;

- «перспективная», отличающаяся от предыдущих более высокими темпами роста и могущая достичь через 10-15 лет от 20 до 30 млн. долл. годового дохода, с численностью 500 человек.

Делись добром ;)