Развитие малого и среднего бизнеса. Создание бизнес-инкубатора

дипломная работа

1.2 Тенденции развития малого предпринимательства в развитых странах

Малый и средний бизнес является важной частью экономической деятельности, осуществляемой в масштабах страны, региона, муниципального образования, а также существенным фактором, влияющим на их социально-экономическое состояние и перспективы развития, поскольку обеспечивает значительную часть регионального и местного валового продукта, наполняет их бюджеты, создает рабочие места. Ярким примером тому служат США, страны ЕС и Япония, в которых, на долю малого и среднего бизнеса приходится 50-70% валового национального продукта, они предоставляют 60-70% рабочих мест. Кроме того, они создают порядка 50% объектов интеллектуальной собственности [31].

Зарубежный опыт позволяет по-новому взглянуть на развитие малого предпринимательства, использовать позитивные аспекты этого опыта.

Существующая статистика красноречиво свидетельствует о роли малых предприятий в странах Запада. Необходимо отметить, что при теоретическом анализе зарубежные специалисты обычно увязывают сферу малого бизнеса со сферой среднего бизнеса, поскольку основы их формирования, развития имеют значительное сходство. Обычно практикуется выделение "микрофирм" (до 10-15 занятых), малых предприятий (15-100 занятых) и средних предприятий (100-300 занятых). В российской экономике средний бизнес является достаточно массовым и представительным, однако в отличие от других стран он вообще не составляет объекта отдельного изучения и анализа.

В конце 90-х годов во всех индустриально развитых странах на сектор малого предпринимательства приходилось подавляющее число предприятий. Так, в США, Японии, и Франции к ним относилось 99,9 % всех предприятий страны [20].

Согласно данным Ассоциации малого бизнеса, в США насчитывается 13 млн. небольших фирм, в Великобритании - 2,37 млн. в Японии - 6,5млн. В США, Великобритании и Франции мелкие и мельчайшие предприятия составляют более половины, а в Японии 77% общего числа промышленных предприятий (табл. 1.1). Показатель ежегодного прироста мелких фирм в ведущих индустриальных странах за последние десятилетия составил: в Великобритании - 1,1%, Франции - 1,5%, в ФРГ - 3% и в США - 8%.

Таблица 1.1 Доля мелких предприятий в общем количестве промышленных предприятий индустриально развитых стран Запада, %

Страна

Мельчайшие предприятия (от 1 до 9 чел)

Мелкие предприятия (от 19 до 50 чел.)

США

26

28

Великобритания

26

23

Франция

32

28

Япония

49

28

Количественное увеличение числа небольших компаний в промышленности предопределено, главным образом, углубляющейся специализацией и дифференциацией общественного производства, отказом от крупномасштабного массового производства в пользу мелкосерийного, индивидуально выпуска товаров. Специализированное производство оказывается зачастую не только рентабельным, но и высоко прибыльным.

Конец 80-х годов прошлого века в США был отмечен строительством множества небольших узкоспециализированных предприятий, оснащенных высокопроизводительным оборудованием, преимущественно которых перед крупными заводами состояло в том, что их техническое перевооружение в случае необходимости представлялось менее капиталоемким. Подобная индустрия была создана также в Италии, ФРГ, и Японии [14].

Одной из важных причин устойчивости мелких и средних предприятий является сложившаяся система, т.е. комплекс разветвленных многоступенчатых субподрядных отношений.

Развитая система субподряда, с одной стороны, позволяет монополиям не затрачивать дополнительный капитал на расширение собственного производства, а с другой стороны, у них есть возможность переложить убытки от сокращения объемов на субподрядчиков. Крайне важно и то, что хозяйственная монополия субподрядчиков, быстрота их реагирования на изменившиеся внешние условия повышают гибкость самой монополии, позволяют быстрее видоизменять конечную продукцию, следуя за спросом. Субконтрактные отношения Японии занимают большое место в таких отраслях промышленности, как транспортное и точное машиностроение, производство электротехнических изделий. Например, в транспортном машиностроении степень зависимости от разных заказчиков составляет 73,7%, в производстве электротехнических изделий - 60%, точном машиностроении - 53,3%, общем машиностроении - 47,7%, производстве одежды и других стильных изделий - 45,1 и цветной металлургии - 43,6% [20].

В Италии более 50% субподрядных предприятий приходится на текстильную и металлургическую отрасли.

В машиностроительной промышленности Германии на долю субпоставщиков приходится почти 30% стоимости продукции около 30% стоимости рабочей силы.

В настоящее время доля фирм-субпоставщиков в стоимости готовых изделий обрабатывающей промышленности индустриально развитых стран колеблется от 25 до 30%, а при производстве электротехники, дорожного оборудования, самолетов и ряда других товаров она достигает 50-70%. Различные показатели эффективности производства у мелких фирм далеко не одинаковы. Так, по норме прибыли на капитал мелкие фирмы опережают крупные компании. Напротив, по объему прибыли или добавленной стоимости на одного занятого работника мелкие компании значительно отстают от крупных корпораций. Это объясняется двумя основными причинами. Во-первых, мелкие фирмы заменяют недостаток капитала добавочными трудовыми ресурсами, и трудовые издержки у них низкие. Последнее объясняется тем, что в мелких фирмах относительно слабые профсоюзные организации. Во-вторых, стоимость капитала для мелких фирм больше, чем для крупных, так как они платят более высокие проценты по кредитам.

Помимо экономических, малое предпринимательство выполняет и другие функции. Важная социальная функция мелкого предпринимательства в индустриально развитых странах связана с его способностью в больших масштабах, поглощать незанятую рабочую силу, высвобождаемую на крупных предприятиях, снижать социальную напряженность, возникающую в условиях хронической безработицы и экономических кризисов. За счет малого бизнеса создается 2/3 новых рабочих мест в Германии, Великобритании, Италии, Японии и США.

Процесс развертывания малых предприятий тесно связан с отраслевой спецификой и экономическими механизмами, действующими в той или иной стране. По этой причине при оперировании цифровыми показателями и сравнении опыта развитых капиталистических стран с процессом формирования малой экономики в России следует помнить о различиях в уровнях развития институциональной и производственной инфраструктур, в отраслевой структуре национального хозяйства, т.е. необходимо учитывать социокультурные особенности используемого опыта.

Национальные особенности оказывают значительное влияние на процесс включения малых и средних фирм в производственные структуры. В западноевропейских источниках выделяется несколько видов такого включения.

В Германии 2 млн. мелких и средних фирм производят до 50% ВВП и обеспечивают 66% занятости [10]. Эти фирмы не уступают крупным в организации менеджмента, подготовки кадров, нововведениях. Государство поощряет частные банки на расширении возможностей финансирования мелких и средних компаний в целях оказания им поддержки и содействия развитию.

В Италии малые и средние компании, число которых превышает средние показатели по ЕС, образуют основу обновления экономики страны. Они уже доказали свою способность обеспечить высокий уровень конкурентоспособности экспортной продукции.

Во Франции малые и средние фирмы чаще всего встречаются в аграрно-продовольственном секторе, подрядных работах, в издательском деле, авиа- и судостроении.

В Португалии малые и средние фирмы производят основную массу промышленной продукции. Уже в 1982 г. компании с числом занятых менее 10 чел. составляли здесь 70% всех промышленных компании, а фирмы с числом занятых 500 чел. - лишь 0,4%.

В пределах одной страны на отраслевую структуру малого предпринимательства оказывают влияние региональные особенности развития экономики. Так, например, в Италии действуют три различные региональные экономические модели.

Первая сложилась на Северо-западе страны, центрами которого являются такие крупные города, как Милан, Турин, Генуя. Для этого региона характерно обилие крупных промышленных предприятий, специализирующихся на массовом производстве или непрерывных технологических процессах. Соответственно здесь развитие малых и средних предприятий подчинено крупной промышленности Растущее взаимодействие малых и крупных предприятий затрагивает не только само производство. Оно охватывает все виды деятельности, обслуживающие промышленность - финансовую и технологические сферы, проектирование и инновации, снабжение и сбыт.

Второй экономический регион Италии - Северо-восточный и Центральный районы, включая области Тоскана (Флоренция), Эмилия-Романья и Венето. В этом регионе малые и средние предприятия развивались достаточно автономно. Промышленные зоны, в которых располагаются сотни и тысячи мелких предприятий традиционных для Италии производств (керамическая плитка, одежда, обувь, трикотаж и т.п.), высоко специализированы.

Третья экономическая модель сложилась на Юге Италии - на территории от Неаполя до Сицилии, где традиционно низкий уровень экономического развития и социальная несбалансированность в значительной степени сохраняются и поныне. Попытки правительства провести индустриализацию региона путем строительства государственных предприятий и привлечения сюда частного капитала не дали желаемого результата. Постоянная миграция молодых и наиболее энергичных людей в другие области страны препятствует развитию малого бизнеса.

Таким образом, становление и развитие различных форм предпринимательства во многом - следствие специфических особенностей регионов. Наряду с этим жизнеспособность малых предприятий обеспечивается в первую очередь социальной и институциональной структурой общества. Как свидетельствует опыт той же Италии, малое предпринимательство обусловлено социальной организацией общества, поэтому надежды на возможность построения системы устойчивого развития малого и среднего бизнеса с помощью лишь экономических мер воздействия недостаточны.

Одна из причин успешного функционирования малого и среднего бизнеса в странах с развитой рыночной экономикой состоит в том, что крупное производство не противопоставляется мелкому. В этих странах культивируется принцип кооперирования крупных и малых предприятий, в первую очередь в сфере производства, причем крупные предприятия не подавляют мелкий бизнес, а организуют взаимодополняющее сотрудничество, особенно путем специализации, а также в интересах реализации инновационных процессов. В США девять из каждых десяти инновационных технологических идей впервые появляются в малых фирмах [11].

Крупное производство ориентировано в первую очередь на массовый, относительно однородный спрос, выпуск больших партий стандартных изделий. Малые предприятия успешно функционируют в небольших рыночных сегментах. Если крупные фирмы способствуют повышению общехозяйственной эффективности за счет экономии на масштабах производства, то малые предприятия придаю хозяйству гибкость, способность к быстрым структурным и техническим сдвигам.

Особая роль малого и среднего бизнеса в развитых странах заключается в обеспечении целостности и структурной завершенности их национальных экономик. Дело в том, что общество заинтересовано в полном удовлетворении своих потребностей, тогда как сверхприбыльные или узкоспециализированные производства сосредотачиваются, как правило, в крупном бизнесе и удовлетворяют только отдельный спектр рыночных потребностей в силу ограничений по рентабельности производства.

В этих случаях проблема решается малым и средним бизнесом, для которых экономически выгодно работать в секторах, нерентабельных для крупных предприятий. При этом в своей деятельности малые и средние предприятия вынуждены максимально учитывать особенности местных рынков, приспосабливаться к платежеспособности и потребительскому поведению различных слоев населения.

Другая роль малого и среднего бизнеса в развитых странах заключается в обеспечении конкурентоспособности национальных экономик. Это связано с тем, что крупные современные интегрированные компании имеют, в большинстве случаев, межотраслевой характер и производят, как правило, сложную и трудоемкую продукцию. В ряде случаев для снижения себестоимости конечной продукции выгодно размещать заказы на малых и средних предприятиях, способных производить полуфабрикаты и комплектующие изделия или осуществлять сборку отдельных составных частей [24].

Велика роль малого и среднего бизнеса в формировании здоровой конкурентной среды в стране, регионах и муниципальных образованиях. Это обусловлено тем, что основная цель малого и среднего предприятия заключается в выживании в условиях конкуренции со стороны высокотехнически оснащенных крупных предприятий, задача же органов власти всех уровней состоит в определении условий и критериев целесообразности такого выживания. Как раз в этом смысле развитие малого и среднего бизнеса и является непременным условием формирования здоровой конкуренции.

Кроме того, представители малого и среднего бизнеса составляют средний класс, который определяет уровень социально-экономической и политической стабильности развитых в экономическом отношении стран.

К наиболее общим причинам, стимулирующих интенсивное развитие малого и среднего бизнеса в большинстве развитых стран мира, относятся следующие.

1) Крупные организационно-технологические изменения, в силу которых меняется соотношение между выгодностью крупномасштабного и мелкого производства. Диверсификация и модернизация крупного частного производства, процессы конверсии и разгосударствления, изменения в отраслевой структуре и структуре занятости населения создают предпосылки для роста малого и среднего бизнеса на длительную перспективу.

2) Развитие транснациональных рынков, коммуникационных и транспортных систем, которое приводит к усилению конкуренции, изменениям международной схемы разделения труда. Эти обстоятельства приводят к усложнению местных рынков, заставляют предпринимателей искать, разрабатывать и использовать новые ресурсы, открывать и занимать дополнительные рыночные ниши.

В этой ситуации малые и средние предприятия, тесно "привязанные" к региональным и местным рынкам, благодаря гибкости малых организационных форм быстро занимают свободные ниши на рынке и добиваются успеха там, где неэффективны крупные предприятия и корпорации.

3) Усиление конкуренции между предприятиями, что проявляет в полную силу достоинства малого бизнеса и, в первую очередь, способность приспосабливаться к специфической клиентуре и сложившимся стандартам качества. Предпринимательская активность позволяет малым и средним предприятиям быстро и эффективно удовлетворять специализированный спрос, который все чаще определяется не только качеством и ценой, но и новизной, современным дизайном изделия или "удобством" услуги.

4) Тенденция к усилению научно-технологической составляющей системы общественного производства. Это подтверждается тем, что особое место в структуре современного малого и среднего бизнеса занимает инновационное предпринимательство, рост которого наблюдается во всех развитых странах мира. Склонность к нововведениям и способность их осуществлять рассматриваются как необходимый признак жизнеспособного общества, развивающегося предприятия. С угасанием такой способности возрастает вероятность кризиса с последующим преобразованием или исчезновением системы или организации.

5) Тенденция к усилению стремления людей к реализации себя как личности и наслаждению работой. Согласно исследованию, проведенных Берчем в США, показали, что примиренчество с бюрократией, которое было главной чертой жизни людей в конце ХХ века, заканчивается. Все большее число людей осознает, что только свое "Дело" способно по-настоящему включить их в полноценную жизнь общества, с перспективой добиться лучших условий не только для себя, но и для общества и страны в целом. Это подтверждается тем, что более 37% занятого мужского населения и примерно 50% работающих женщин хотят или намереваются основать собственный бизнес.

Данные тенденции должны учитываться при выборе приоритетов в деятельности по поддержке предприятий малого и среднего бизнеса на региональном и муниципальном уровнях.

Делись добром ;)