logo
Развитие национальной экономики

Глава 3. Перспективы развития национальной экономики и пути достижения экономического роста

В Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 г. дальнейшее развитие получили основные положения действующих прогнозных документов, утвержденных Президентом или Советом Министров Республики Беларусь - Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 г., Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 гг., Комплексный прогноз научно-технического прогресса на 2001-2020 гг., Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998-2015 гг., Программа структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь, Концепция национальной безопасности Республики Беларусь и другие целевые и отраслевые программы [4, c.101].

В НСУР-2020 главное внимание уделено особенностям прогнозного периода, дальнейшей реализации «Повестки дня на XXI век», гармонизации социального, экономического и экологического развития как равноценных взаимодополняющих составляющих в едином сбалансированном комплексе «человек - окружающая среда - экономика».

Сложившаяся в практике Республики Беларусь политика медленного обновления основных фондов привела к тому, что более половины из них изношены. Кроме того, Республика Беларусь технически отстает во многих отраслях и сферах экономики от мирового уровня.

Стимулирование инвестиционного и инновационного процесса для национальной экономики становится жизненно важной стратегической задачей по причине экспорта более 60% продукции и услуг за рубеж.

В этих условиях Республика Беларусь проводит политику стимулирования инноваций путем:

ѕ финансирования проектов из Фонда фундаментальных исследований, инновационных фондов;

ѕ предоставление налоговых льгот на прибыль организаций, направляемую на реконструкцию и техническое перевооружение;

ѕ финансирование и субсидирование из госбюджета базовых и стратегически важных производств.

Следует отметить, что Республика Беларусь достигла одних из самых высоких и устойчивых темпов экономического роста среди стран СНГ, добилась успехов в борьбе с инфляцией, а, следовательно, имеет все возможности для снижения ставки банковского процента и применения других мер стимулирования денежно-кредитной политики с целью повышения инвестиционной привлекательности. Кроме того, не располагая практически фундаментальной сырьевой и энергетической базой, республика сделала упор на развитие человеческого капитала: в настоящее время по уровню квалификации рабочей силы Республика Беларусь занимает ведущее место среди стран СНГ.

Кроме того имеются проблемы текущего периода:

ѕ трудности привлечения иностранного капитала (уровень инвестиционного климата Республики Беларусь колеблется после 140 стран мира);

ѕ поиск крупных аккордных инвестиций для обновления износившегося основного капитала;

ѕ проблема существенного стимулирования научных открытий и изобретений;

ѕ смягчение последствий структурных шоков в экономике, вызванных распадом СССР и изначальной ориентацией производственных мощностей экономики на внешний рынок;

ѕ переход на трудосберегающие технологии;

ѕ сокращение налоговой нагрузки на экономику и переход от налогово-бюджетных рычагов стимулирования экономического роста к кредитно-денежному.

С целью достижения равновесного долгосрочного экономического роста государство должно так воздействовать на совокупный спрос, чтобы скорость его расширения соответствовала темпу увеличения естественного уровня реального объема производства, а также обеспечить при этом возрастание естественного уровня реального объема производства.

Государственная политика экономического роста в Республики Беларусь предполагает:

ѕ стимулирование склонности к сбережению и инвестированию;

ѕ обеспечение увеличения предложения труда;

ѕ стимулирование технологического прогресса и роста эффективности производства.

Чтобы понять ситуацию в Беларуси, надо оценить глубину снижения ВВП, которая ожидала страну в результате отказа от продажи валюты Нацбанком на бирже, осуществленному в марте 2011 года. Экономика лишилась валютной поддержки, уравновешивающей эмиссию, и через несколько месяцев началась жесткая посадка экономики.