Развитие рынка труда в Республике Беларусь

курсовая работа

3.1 Современное состояние рынка труда в Республике Беларусь

Современный рынок труда можно описать как сочетание и сосуществование следующих сегментов: высокой, но имеющей тенденцию к сокращению, официальной занятости; относительно невысокой, но принимающей хроническую форму регистрируемой безработицы; масштабной неполной (или частичной) занятости; вторичной занятости всех групп экономически активного населения. Несмотря на определенный компенсаторный эффект, позволивший избежать в первые годы реформ острого социального конфликта, такая модель вряд ли соответствует идеалам эффективного, цивилизованного и устойчиво развивающегося рынка труда, равно как и эффективной цивилизованной и устойчиво развивающейся экономики в целом [25, с. 230].

Белорусский рынок труда характеризуется традиционностью форм и структуры занятости и не может быть отнесен к разряду гибких и эффективно регулируемых рынков. Современные тенденции социально-экономического развития Беларуси обусловливают, с одной стороны, появление негативных социальных явлений на рынке труда (качественное несоответствие структур спроса и предложения рабочей силы,

Далее мы будем рассматривать только открытый рынок труда, не касаясь его скрытой части, связанной с избыточной занятостью. Поэтому вместо термина "официальная часть открытого рынка труда" будем употреблять более общий термин "текущий рынок труда".

Эффективность функционирования рынка труда с количественной стороны предполагает полную занятость (вовлечение максимальной численности трудовых ресурсов в сферу общественного производства), а с качественной - экономически (рациональное использование трудовых ресурсов) и социально (оптимальное согласование интересов работников, работодателей и государства) эффективную занятость. В основе преобразования традиционной занятости в экономически и социально эффективную занятость просматривается, прежде всего, ориентация на потребности и интересы как общества и производства, так и индивида (населения); движение, по Д. Беллу, от "экономизации" к "социологизации" рынка труда, в ходе поиска и реализации перспективных направлений трансформации структуры и форм занятости в Беларуси [28, c. 137].

Характеристика совокупного рынка труда в регионах и республике в целом представлена в табл. 1. Основным источником формирования ресурсов труда является трудоспособное население в трудоспособном возрасте, доля которого составила по республике в целом 95,2% от наличных трудовых ресурсов, почти не изменяясь по регионам. Тенденции изменения численности данной категории населения во многом связаны с демографическими факторами: вступлением в трудоспособный возраст молодежи и выбытием посттрудоспособного населения, численность которого существенно различается по отдельным годам. Так, в 1991 - 1992 гг. наблюдался рост трудоспособного населения, в 1993 - 1995 гг. - сокращение, в 1996 г. численность вновь возросла и далее стабилизировалась на уровне 95% [23, c. 48].

Таблица 3.1 - Численность занятого населения

Текущий рынок труда охватывает, в его официальной части, зарегистрированных в государственной службе занятости безработных, в неофициальной части - безработных, не прошедших такой регистрации. В рамках официальной части текущего рынка региональные рынки труда схожи между собой, кроме рынка труда Минска. Не наблюдается больших различий по таким характеристикам, как пол, возраст, уровень образования. Данное сходство во многом обусловлено тем, что региональные рынки труда на 60% состоят из рынков труда малых городов (к крупным городам в республике относится не более 20%). Малые города и городские поселения, с численностью населения не более 20 тыс. человек, составляют до 80% всех поселений. К моногородам, по критерию занятости не менее 25% трудовых ресурсов города на одном предприятии, можно отнести, по оценкам экономистов, 21% малых городов Беларуси [21, c. 48].

В качестве дополнительных критериев монополизации рынка труда, по мнению российских специалистов, могут выступать: занятость на одном или двух предприятиях одной отрасли не менее 25% к общей численности занятых в экономике города; выпуск одним или двумя предприятиями не менее 50% общего объема промышленной продукции города; формирование одним или двумя предприятиями города не менее 30% городского бюджета; наличие значительной географической удаленности населенного пункта от альтернативных рынков труда других городов [21, c. 49].

Таблица 3.2 Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите (на конец периода)

2012 г.

2013 г.

1 квартал

1 полугодие

9 месяцев

1 квартал

1 полугодие

9 месяцев

Численность безработных

31,0

27,9

26,3

25,3

22,6

250,9

из них женщины

15,6

13,7

13,1

11,1

9,1

8,8

Удельный вес женщин в общей численности безработных, %

50,4

49,1

49,8

43,8

40,4

42,0

Уровень зарегистрированной безработицы в % к экономически активному населению

0,7

0,6

0,6

0,6

0,5

0,5

По данным критериям, к моноструктурным населенным пунктам, имеющим одно-два градообразующих предприятия, можно отнести около 40% малых городов и городских поселений Беларуси. Градообразующее предприятие играет определяющую роль на рынке труда малого города: оно обеспечивает занятостью подавляю- щую часть трудовых ресурсов города; диктует перечень профессий и специальностей; формирует городской бюджет и содержит социальную инфраструктуру города. Ухудшение производственно-хозяйственной деятельности градообразующего предприятия на рынке труда малого города ведет к возникновению критической ситуации для всего городского населения. Состояние текущего рынка труда моногорода определяется динамикой как минимум трех его секторов: открытого рынка труда (официальной и неофициальной его частей); скрытого рынка труда (официальной и неофициальной его частей), внутреннего рынка труда градообразующего предприятия [25, c. 239].

В целом, можно отметить, что официальная часть текущего рынка в регионах представлена в основном внешним вторичным рынком труда, с преобладанием молодежной и женской безработицы (труд низкой квалификации). Для внешнего вторичного рынка труда характерны: стабильно высокий удельный вес женщин (2/3); высокий удельный вес лиц с общим средним и общим базовым образованием (1/2); низкий уровень пособия по безработице (10% от среднемесячной заработной платы). Для внутреннего вторичного рынка труда характерны: высокий удельный вес вакансий физического труда средней и низкой квалификации (до 80% от всех вакансий); высокая доля рабочих мест и вакансий с низкой заработной платой (свыше 40%); высокая доля массовых рабочих профессий (до 80%) [21 c. 50].

При анализе общей безработицы необходимо иметь в виду, что характерная для республики структурная безработица, возникшая в результате несоответствия структур спроса и предложения труда в профессионально-квалификационном или региональном аспектах, усугубляется циклической безработицей, связанной со снижением деловой активности и отражающей уменьшение объемов производства и "сжатие" рынка труда в 2008 - 2009 гг. В регионах Республики Беларусь показатели суммарной безработицы (по отношению к экономически активному населению) значительно выше, чем в Минске, при более слабом статистическом контроле ее нерегистрируемой части.

Анализ данного феномена показывает, что соотношение учитываемого и не учитываемого статистикой населения во многом зависит от числа учащихся в трудоспособном возрасте, обучающихся с отрывом от производства. Если в столице доля учащихся и студентов составляет 14,6% от трудовых ресурсов, то в областях она колеблется от 5,7% в Минской и до 9,2% в Могилевской. Это вызывает ослабление статистического контроля незанятого населения. Получается, что вовлечение молодежи в продолжение профессионально-технического и среднего специального образования является пусть не единственным, но важным социальным механизмом уменьшения контингента незарегистрированных безработных и соответственно уровня нерегистрируемой безработицы [21, c. 50].

Регистрируемая безработица, находясь под управляющим воздействием государственной службы занятости, требует совершенно определенных мер регуляции. Это - включение индивидов в рынок труда через механизм трудоустройства и механизмы профессионального обучения и переобучения, включение социально уязвимых категорий населения в рынок труда через механизмы социальной защиты, развитие гибких форм труда и рабочего времени. Что же касается нерегистрируемой безработицы, то, выходя из-под контроля органов управления, она становится стихийным феноменом, чреватым усилением "теневой экономики" и других нежелательных явлений. Регулирование этого структурного компонента возможно с помощью мотивационно-стимуляционных механизмов, формируемых усилиями службы занятости для вовлечения этой части безработных в сферу своего влияния, а также нормативно-правовых механизмов, способствующих созданию экономических, социальных и правовых условий для развития самозанятости, предпринимательства и малого бизнеса в Республике Беларусь [25, с. 231].

Анализ занятости, незанятости и безработицы в регионах и республике в целом показывает, что усилиями государственной службы занятости населения аккумулируется информация лишь о динамике официальной части текущего рынка труда. Согласно данной информации, регистрируемая безработица в Брестском регионе составляет 1%, Витебском, Гомельском, Гродненском - по 1,1%, Минском - 0,8%, Могилевском - 1%, г. Минске - 0,4%, по республике в целом - 0,9% от экономически активного населения [32, с. 138]. Информация об остальной части безработных остается вне пределов видимости государственной службы занятости. Между тем необходимо оценивать весь текущий (в его официальной и неофициальной части) рынок труда в плане спроса и предложения рабочей силы, с учетом как регистрируемой, так и нерегистрируемой безработицы, сведения о которой получаются из обследования домашних хозяйств. Сложность проблемной ситуации состоит в том, что нерегистрируемая безработица перемещается в первичный внешний рынок труда, представляет собой феномен самостоятельного трудоустройства (в том числе с использованием социальных сетей) и осуществляется в обход государственной службы занятости.

Причины такого явления кроются в самой практике регулирования трудовой занятости в Беларуси.

Для представителей вторичного внешнего рынка труда привлекательно регистрироваться в службе занятости, так как, во-первых, это легализация их бездеятельности, во-вторых, статус безработного обеспечивает ряд социальных льгот (например, в оплате коммунальных услуг). Представителям первичного внешнего рынка труда, наоборот, нет стимула регистрироваться в службе занятости по следующим причинам: малый размер пособия не дает возможности существовать без дополнительного приработка, но в случае его появления пособие не выплачивается; организуемые общественные работы уравнивают квалифицированный и неквалифицированный труд; служба занятости располагает информацией о вакансиях в основном по непрестижным рабочим местам; в период безработицы затруднен самостоятельный поиск работы ввиду необходимости соблюдать определенные обязанности безработного. Это во многом объясняет увеличение в структуре зарегистрированных безработных доли лиц именно с невостребованным высшим образованием.

Итак, уровень и структура общей безработицы являются результатом политики трудовой занятости в государственном масштабе, а не работы отдельно взятого государственного ведомства (в данном случае, государственной службы занятости).

Практика регулирования занятости сводится к контролю регистрируемой безработицы (официальной части текущего рынка труда), что приводит к расхождению между уровнями регистрируемой и нерегистрируемой безработицы. Административное снижение регистрируемой безработицы (на официальной части текущего рынка труда) неизбежно ведет к повышению нерегистрируемой безработицы на неофициальной части текущего рынка труда.

Характер регулирования занятости, незанятости и безработицы в Беларуси, затрагивающий только официальную часть текущего рынка труда, способствует сохранению неэффективной занятости и пока что недостаточно согласуется с Национальной стратегией устойчивого социальноэкономического развития Республики Беларусь, обозначившей необходимость перехода к новой экономике знаний как основе трансформационных процессов в обществе.

Таблица 3.3 - Трудоустройство граждан органами по труду, занятости и социальной защите (тысяч человек)

2012 г.

2013 г.

I квартал

I полугодие

9 месяцев

I квартал

I полугодие

9 месяцев

Обратилось по вопросу трудоустройства - всего

58,9

133,1

202,0

68,4

149,9

226,3

из них признаны безработными

44,1

82,8

120,5

49,4

92,9

135,9

в % от числа обратившихся

74,8

62,2

59,6

72,2

61,9

60,1

Трудоустроено - всего

41,2

96,7

143,8

42,8

102,1

151,3

в том числе безработных

31,8

63,5

92,2

32,1

65,7

97,1

в % от числа трудоустроенных

77,2

65,7

64,2

74,9

64,3

64,2

Заявленная организациями потребность в работниках (на конец периода)

68,2

76,6

67,2

56,9

66,6

70,6

Численность безработных на одну заявленную вакансию (на конец периода), человек

0,4

0,3

0,3

0,5

0,4

0,4

В результате принимаемых Правительством Республики Беларусь мер ситуация на рынке труда остается стабильной и за 11 месяцев 2012 года характеризовалась:

- увеличением спроса на рабочую силу (на 1 декабря 2012 г. нанимателями заявлены сведения о наличии 67,5 тыс. вакантных рабочих мест, или процента к уровню 2011 года);

- уменьшением количества обращений в органы по труду, занятости и социальной защите и соответственно регистрации безработных в целом по республике (обратилось 274,5 тыс. человек, или 93,5 процента к соответствующему периоду 2011 года, зарегистрировано в качестве безработных тыс. человек, или 96,4 процента);

- уменьшением количества состоящих на учете безработных (на 1 декабря 2012 г. - 26 тыс. человек, или 87,5 процента к соответствующему периоду 2011 года).

Обеспечивается выполнение показателя прогноза социальноэкономического развития Республики Беларусь на 2012 год - уровень регистрируемой безработицы на 1 декабря 2012 г. составил 0,6 процента к численности экономически активного населения при прогнозе на конец 2011 года до 1,5 процента [19, c. 4]

Напряженность на рынке труда республики снизилась с 0,5 безработного на вакансию на начало года до 0,4 безработного на вакансию на 1 декабря 2012 г.

Структура спроса на рабочую силу существенно не изменилась. Рынок труда ориентирован на рабочие профессии, которые составляют 78,8 процента от общего количества заявленных нанимателями вакансий (на 1 декабря 2011 г. - 79,4 процента), из них около 10 процентов вакансий - неквалифицированный труд.

Спрос на работников формируется в таких видах экономической деятельности, как обрабатывающая промышленность (заявлено 16,4 тыс. вакансий, или 23,2 процента от общего их числа), строительство (13,4 тыс. вакансий, или 19 процентов), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (8 тыс. вакансий, или 11,3 процента), торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования (7,3 тыс. вакансий, или 103,0 процента), транспорт и связь (6,4 тыс. вакансий, или 9,1 процента), здравоохранение и предоставление социальных услуг (4,3 тыс. вакансий, или 6,1 процента).

Сложившаяся динамика спроса на рабочую силу способствовала снижению средней продолжительности безработицы до 3,7 месяца. Период трудоустройства безработных составил 1,4 месяца.

В составе безработных каждый четвертый относится к категории граждан, неспособных на равных условиях конкурировать на рынке труда (инвалиды, лица, впервые ищущие работу в возрасте до 21 года, освободившиеся из мест лишения свободы, и другие).

Более 50 процентов состоящих на учете безработных имеют общее базовое и общее среднее образование. Около 10 процентов не имеют профессии (специальности).

Актуальной остается проблема женской безработицы, несмотря на ее снижение.

Вместе с тем среди безработных в январе-сентябре 2012 г. мужчин зарегистрировано больше, чем женщин, - 64,6 процента от общей численности зарегистрированных безработных. Их доля в численности состоящих на учете на 1 октября 2012 г. составила 50,2 процента (на 1 октября 2011 г. - 46,4 процента).

Таким образом, среднестатистическим безработным является мужчина в возрасте 38 лет, имеющий общее среднее образование (в январе-июне 2011 г. - женщина в возрасте 34,1 года).

В рамках реализации мероприятий по обеспечению содействия занятости населения в январе-ноябре 2012 г.:

- трудоустроено на созданные рабочие места и имеющиеся вакансии 183,1 тыс. человек, из них 120,7 тыс. - безработных (соответственно 97,3 и 96,3 процента от ожидаемого результата), в том числе 1143 человека - на рабочие места, созданные нанимателями за счет выделенных бюджетных ссуд;

- оказано содействие в организации предпринимательской, ремесленной деятельности, а также деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма путем предоставления субсидий 2,8 тыс. безработных (96,2 процента);

- организовано обучение 14,7 тыс. граждан (96,6 процента);

- в оплачиваемых общественных работах приняли участие 76,8 тыс. человек, в том числе 39,1 тыс. безработных (соответственно 100,2 и 99,3 процента).

За 9 месяцев 2012 года оказана социальная поддержка 65,4 тыс. безработных.

Вместе с тем на рынке труда наблюдается ряд негативных явлений.

Вынужденная неполная занятость в январе-ноябре 2012 г. составила 85,5 тыс. человек, или 2,5 процента от списочной численности работников. По сравнению с аналогичным периодом 2011 года показатель увеличился на 2,9 процента (в январе-ноябре 2011 г. - 83,1 тыс. человек, или 2,2 процента).

Делись добром ;)