Развитие сельского хозяйства в Российской Федерации

курсовая работа

1.1 Сущность аграрной политики

Экономика каждой страны, наверное, немыслима без такого составляющего как сельское хозяйство. Развитие своего отечественного сельского хозяйства является одной из приоритетных задач любой развитой промышленной страны, ведь оно дает нам жизненно важную продукцию - это продукты питания и сырье для создания предметов потребления.

В настоящее время сельское хозяйство в России отнесено к приоритетным направлениям политической деятельности.

Конечно же, в России сельское хозяйство достаточно длительный период времени не могло обслужить весь внутренний рынок, ситуация до конца не разрешена и сегодня из-за недостаточной поддержки государства и значительного износа основных фондов.

Однако все же отметим, что работа по совершению качественных изменений в развитии сельского хозяйства организована и ведется, а выделенные из федерального бюджета средств на мероприятия Госпрограммы по модернизации сельского хозяйства обеспечили не большой, но все-таки рост сельхозпроизводства.

Что же включает в себя политическая деятельность в агропромышленном комплексе? Что такое аграрная политика?

Аграрная политика - это совокупность мер, осуществляемых государством в целях развития и создания условий для эффективного функционирования агропродовольственного сектора

В учебной экономической литературе аграрная политика определена как совокупность всесторонне обоснованных и научно сформулированных идей, стратегических целей и связанных с ним сфер агропромышленного комплекса, а также путей, конкретных мер и механизма их практического осуществления Аграрное право. Учебник. / под ред. М.И. Палладиной, Н.Г. Жаворонковой. Издательство: Проспект. 2011. С. 28-30.

Каждое государство ведет свою аграрную политики, выбирая свои приоритетные направления, намечая свои цели и способы их достижения.

Базовым законодательным актом в развитии агропромышленного комплекса явился Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", новшеством которого стало закрепление понятия государственной аграрной политики, определение ее целей, принципов, основных направлений и мер ее реализации.

Согласно ч.1 ст.5 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" государственная аграрная политика представляет собой составную часть государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий. Под устойчивым развитием сельских территорий понимается их стабильное социально-экономическое развитие, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель.

Аграрная политика, как одна из сторон социально-экономической политики государства, имеет как производственные, так и социальные аспекты. Аграрная политика - это составная часть экономической политики государства в сфере сельского хозяйства и агропромышленного производства. Содержание аграрной политики определяется ее целями, задачами, направлениями и мерами реализации.

Стратегическими задачами аграрной политики в экономической сфере является формирование эффективного конкурентоспособного агропромышленного производства; в социальной сфере - повышение качества жизни сельского населения, развитие социальной инфраструктуры сельской местности; в экологической сфере - производство экологически чистых продуктов питания и сохранение природных ресурсов для аграрного производства на основе повышения его технологического уровня и внедрения ресурсосберегающих технологий.

Объектом аграрной политики являются аграрные отношения, которые сложены в определенную систему.

Аграрные правоотношения представляют собой разновидность производственных отношений, складывающихся и развивающихся в процессе организации и ведения сельскохозяйственного производства.

Определим сущность объекта агрополитики - аграрных отношений. Во-первых, аграрные отношения связаны с отношениями владения и пользования землей. Во-вторых, к аграрным отношениям также относятся производственные и социальные аспекты.

Так, аграрные отношения, с точки зрения И.Н. Буздалова, отражают "взаимодействие между людьми в процессе производства, обмена и потребления материальных благ, определяемое характером землевладения и землепользования, а точнее сказать - характером земельной собственности" Аграрные отношения: теория, историческая практика и перспективы развития / отв. ред. И.Н. Буздалов. М.: Наука, 1993. - С. 85. . Автор полагает, что к системе аграрных отношений необходимо относить всю совокупность производственных связей и взаимозависимостей, формирующихся в рамках национального агропромышленного комплекса.

Отметим, что аграрные правоотношения отличаются от других правоотношений той особенностью, что они не представляют собой единого целостного отношения, а составляют органический комплекс земельных, имущественных, трудовых и организационно-управленческих отношений, складывающихся в процессе сельскохозяйственного производства и учитывающих его специфику.

аграрный сельское хозяйство россия

Современная аграрная политика включает в себя общегосударственные направления, а также специфические, т.е. с учетом определенных региональных социально-экономических условий.

Аграрная политика является одним из направлений государственной социально-экономической политики, ориентированной на развитие сельских территорий, увеличение эффективности сельского хозяйства, повышение объема производства, рост уровня занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земельных ресурсов.

Приоритетной целью аграрной политики можно назвать увеличение эффективности аграрного производства и защита интересов участников аграрных правоотношений.

Аграрную политику можно рассматривать с двух точек зрения:

1. как систему мер, направленных на создание организационно-экономических условий взаимодействия субъектов аграрной сферы экономики;

2. как сам процесс и механизм их реализации.

Среди наиболее значимых мер по реализации аграрной политики можно назвать:

предоставление бюджетных средств производителям сельскохозяйственной продукции;

применение особых налоговых режимов в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей;

осуществление закупки, хранения, переработки и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных и муниципальных нужд;

регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе таможенно-тарифное и нетарифное регулирование;

антимонопольное регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и ряд других.

Аграрную политику нельзя ограничивать только системой разработанных мер, содержащихся в принимаемых решениях и законах. Современная аграрная политика связана с разработкой и реализацией экономической стратегии и тактики эффективного развития всего агропромышленного комплекса в соответствии с требованиями объективных экономических законов.

Большинство исследователей считают, что основными направлениями аграрной политики и государственного регулирования аграрной сферы экономики являются: формирование продовольственного рынка и обеспечение населения необходимым количеством продовольствия.

Кроме этого, в качестве дополнительных направлений выделяют: создание современного конкурентоспособного производства в агропромышленном комплексе; кадровое обеспечение АПК; создание системы малого агробизнеса (формирование кооперативов для производства, переработки, реализации сельскохозяйственной продукции).

С развитием рыночной экономики важнейшим направлением также можно считать и поддержку малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе, заключающуюся в поддержании и дальнейшем развитии сельскохозяйственной и несельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования и улучшение качества жизни в сельской местности.

Для наиболее эффективной реализации данного направления необходимо осуществить:

– поддержку начинающих фермеров;

– развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств;

– государственную поддержку кредитования малых форм хозяйствования;

– оформление земельных участков в собственность крестьянских (фермерских) хозяйств.

В целях уменьшения налогового бремени крестьянским (фермерским) хозяйствам и сельскохозяйственным потребительским кооперативам предоставить налоговые льготы, предусмотренные для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Цели, принципы и направления государственной аграрной политики, а также меры по ее реализации сформулированы в Федеральном законе "О развитии сельского хозяйства", а также в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Основными целями государственной аграрной политики в современных условиях являются:

1. повышение конкурентоспособности и качества российской сельскохозяйственной продукции;

2. обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни;

3. сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственной деятельности природных ресурсов;

4. формирование, развитие инфраструктуры рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечивающего повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей;

5. создание благоприятного инвестиционного климата и повышение объема инвестиций, стимулирование инноваций в сфере сельского хозяйства;

6. наблюдение за индексом цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и индексом цен (тарифов) на промышленную продукцию (услуги), используемую сельскохозяйственными товаропроизводителями, и поддержание паритета индексов таких цен (тарифов).

Однако на протяжении последних лет продолжается тенденция снижения инновационной активности в сфере аграрной науки. Ежегодно остаются невостребованными множество инновационных разработок. Основной причиной этого является низкий уровень платежеспособности многих предприятий агрокомплекса, которые просто не могут себе позволить тратить средства на закупку нового оборудования, техники.

Таким образом, в системе аграрной политики больше внимания необходимо уделять стимулированию создания научных достижений. Процесс стимулирования должен касаться как разработки и апробации инновационных идей и проектов, так и внедрением их в производство. Это позволит осуществить технологическое обновление, совершенствовать технологии производства и переработки сельскохозяйственной продукции.

Кроме того, значительное влияние может оказать деятельность информационно-консультационных служб. Министерство сельского хозяйства России приступило к созданию информационно-консультационных служб в 1993 году. Значимость информационно-консультационных центров резко возросла ввиду сокращения количества высококвалифицированных специалистов, работающих непосредственно на сельскохозяйственных предприятиях, в крестьянских, фермерских хозяйствах.

Информационно-консультационные службы, постоянно взаимодействуя с производителями сельхозпродукции, призваны обеспечивать обратную связь производства и науки, формировать заказы для отраслевой науки на разработку инновационных технологий, действительно необходимых производителям. Такое взаимодействие позволит выстроить саморегулирующуюся систему инновационных процессов АПК.

В качестве основной формы государственной поддержки развития и внедрения инноваций широкое распространение должны получить федеральные и региональные целевые программы, стимулирующие производство наиболее конкурентоспособной на российском и мировом рынке продукции.

Механизм освоения научных достижений должен включать не только финансирование науки, но и систему стимулирования научных организаций за внедрение инновационных разработок непосредственно в производство. Процесс внедрения научных достижений в производство может осуществляться различными способами. В первую очередь за счет подготовки и переподготовки кадров АПК.

Выделяя проблемы в развитии сельскохозяйственной отрасли, можно также обозначить и неудовлетворительную техническую оснащенность сельского хозяйства. Принимаемые меры по решению данной задачи малоэффективны. Большое количество сельскохозяйственных предприятий страны пользуется импортной техникой, что влечет в свою очередь ряд вопросов по владению достаточными знаниями и навыками в работе с такой техникой у большинства людей. Техническая и технологическая модернизация сельского хозяйства России предполагает наличие высококвалифицированных кадров. В этой связи необходимы существенные изменения в направленности подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, особенно следует уделить внимание привлечения притока сельских кадров, так как именно в сельской местности имеется дефицит специалистов, необходимо обеспечение высококвалифицированными агрономами, зооинженерами, механиками и экономистами с высшим образованием.

Одним из условий успешного развития аграрного сектора является наличие квалифицированных трудовых ресурсов - работников, владеющих техническими, агрономическими, экономическими знаниями.

Повышение качества рабочей силы аграрной сферы России возможно при стимулировании инноваций, финансировании научно-исследовательских разработок за счет бюджетных средств. Важная роль должна отводиться правовому регулированию научной деятельности в АПК и системе пропаганды и освоения научных знаний. Такая система позволит повысить производительность труда и эффективность функционирования агропромышленных предприятий. В настоящее время ведется корректировка аграрной политики в направлении эффективного использования трудовых ресурсов, создания конкурентоспособного производства, развития интеграционных процессов, обеспечения роста доходов работников аграрной сферы с целью достижения стабильного и устойчивого экономического роста в сфере сельскохозяйственного производства.

Аграрная политика должна таким образом регулировать рынок трудовых ресурсов АПК, чтобы сблизить спрос и предложение на рабочую силу не только по количественным, но в большей степени по качественным параметрам. Аграрная политика в сфере кадрового обеспечения должна формироваться также с учетом региональных особенностей. Отдельные регионы различаются по качеству трудовых ресурсов, уровню и степени использования природных ресурсов, емкости рынка, научно-информационному потенциалу, инфраструктуре и социальной среде, уровню конкурентоспособности рынка.

В целях совершенствования кадрового состава АПК важно: создать систему гибкой подготовки и переподготовки специалистов; создать условия, позволяющие жить и работать на местности с учетом потребностей региона; предоставлять производителям сельхозпродукции, использующих нововведения и практикующих освоение научных знаний в сфере агропромышленного производства, систему льгот по налогообложению хозяйствующих субъектов, осваивающих нововведения.

Делись добром ;)