Развитие теории потребительского спроса в Республике Казахстан

курсовая работа

2.3. Трансакционные издержки

В качестве институциональной детерминанты потребительского спроса рассматрим трансакционные издержки, связанные с трансакциями потребителя. Отметим, что современная экономическая наука пока оперирует общим термином «трансакция».

Под трансакциями потребителя подразумеваются взаимодействия, в результате которых происходит отчуждение благ от производителя, продавца и присвоение прав собственности на них, получение прав свободы потребителем. Эти трансакции потребителя являются частным случаем трансакций вообще, и они связаны прежде всего с товарным обменом. Важная особенность трансакции потребителя является одновременное приобретение прав собственности и блага с соответствующей передачей (отчуждением) этих прав от других субъектов - производителей, продавцов. Трансакция потребителя фактически является одной из альтернатив трансакции производителя, продавца (помимо отчуждения прав собственности потребителю производитель их может сначала отчуждать продавцу, а он в свою очередь другому посреднику). Но в результате совершения данной трансакции благосостояние каждого ее участника увеличивается - потребитель получает блага, удовлетворяющие его спрос, продавец - денежную компенсацию за проданный товар.

Для трансакции потребителя как институциональной детерминанты потребительского спроса важны такие ее характеристики, как время и условия ее совершения.

Непосредственное воздействие на трансакционные издержки потребителя оказывают сетевые ритейлоры - современный институт потребительского рынка. Последние регулируют эти издержки трансакции, порой весьма нетранспарентно для потребителя. Торговые сети позволяют сократить трансакционные издержки и, прежде всего, издержки поиска информации, издержки ведения переговоров (в данном случае - переговоров с продавцами). Здесь четко прописаны правила поведения и взаимоотношений покупателей и продавцов, предоставлен свободный доступ к товарам прямого и сопутствующего назначения. Значительный ассортимент товаров и их правильное маркетинговое позиционирование стимулирует потребителя к расширению потребительского спроса, к приобретению товаров в большем объеме по сравнению с их покупкой в отдельных специализированных магазинах.

Такое потребительское поведение в крупных супермаркетах торговой сети связано с «эффектом толпы», с потребительскими предпочтениями экономии времени на приобретение благ.

Трансакции потребителя являются объектом конкуренции со стороны иностранных ритейлеров на российском рынке (см. табл. 1).

Таблица 1

Иностранные торговые сети в России

Название ритейлора

Масштабы деятельности

Перспективы

Spar (Голландия)

14500 магазинов в 33 странах мира, 9 млн. покупателей ежедневно

Открытие 99 супермаркетов в разных городах России

IKEA (Швеция)

Деятельность в 44 странах мира, товарооборот в 2004 г. 18,8 млрд. евро

Экспансия в регионы, инвестиции в российскую торговлю

МЕТРО (Германия)

По оборотам - 3 в мире, 439 торговых центров в 24 странах

Инвестиции в российскую торговлю 150-200 млн. долл. в год

Ашан (Франция)

281 гипермаркет, 573 супермаркета в 14 странах мира. 84 % акций принадлежат семейству Мулье

Планируют инвестиции в российскую торговлю 300 млн. долл.

AVA AG (международная розничная торговая сеть)

114 супермаркетов, 56 торговых центров, 143 магазина стройматериалов. В 2002 г. оборот 5,5 млрд. евро

80 % продаваемых товаров сделано в России. Создание сети гипермаркетов, инвестиции в 200 млн. долл.

OBI (Германия)

476 магазинов франчайзинговой системы, годовой оборот 5,8 млрд. евро в 11 странах мира

Намерены открыть 30 торговых центров концепции DIY (сделай сам). До 2010 г. открыть 60 магазинов строительного профиля

ECE Projekt-management

Девелопер в торговой недвижимости крупнейший в Европе

Освоить российский рынок

REWE (Германия)

Деятельность в 14 странах мира

Подмосковье - открыть сеть недорогих супермаркетов с ценами на 15-20 % ниже среднерыночных

Отметим, что иностранные ритейлоры имеют ряд сильных преимуществ - огромные финансовые возможности, эффект масштаба (огромные магазины с 40-60 тыс. наименований) и низкий уровень цен, высокие управленческие стандарты, основанные на IT-технологиях, использование передовых технологий продаж.

Западные ритейлоры развиваются более быстрыми темпами, чем отечественные, но последние с каждым годом увеличивают свою капитализацию, и поэтому вход для нерезидентов за счет покупки местных операторов будет обходиться все дороже.

Развитие сетевых ритейлоров в России сопровождается некоторыми особенностями, связанными с потребительскими предпочтениями населения нашей страны.

В диссертации раскрыты особенности потребительского спроса на блага, предназначенные для конечного потребления, в российской экономике:

- наряду с постоянным ростом потребительского спроса, о чем свидетельствует динамика розничного товарооборота, существует постоянно отложенный спрос, растут размеры наличных накоплений, в т.ч. и в валюте;

- несоответствие потребительских расходов и доходов, что связано со значительными масштабами теневой экономики;

- значительная дифференциация доходов населения (коэффициент Джинни - 0,4), обусловливающая ранжирование потребительских предпочтений в весьма широких диапазонах;

- наличие существенных запасов предметов потребления наряду с относительным изобилием их на потребительском рынке;

- рост доли импортных товаров в структуре потребления, часть из которых имеет нерегистрируемый характер;

- толерантность отдельных потребителей к цене, что расширяет «список» товаров Гиффена;

- быстрое переключение потребителей с одной торговой марки на другую, слабая приверженность к определенным брендам наряду с явной увлеченностью квазибрендами;

- усиление гедонистической направленности потребительского спроса как проявление смены приоритетов в поведении; формирование потребительской культуры;

- существование регионального колорита в демонстративном потреблении россиян.

Развитию сетевых ритейлоров в российской экономике, будут способствовать следующие факторы:

На уровне макроэкономики:

- рост средней зарплаты и реальных денежных доходов россиян;

- рост внешнеторгового оборота России;

- высокие темпы роста отечественных сетевых ритейлоров на потребительском рынке (сегмент - продовольственные товары);

- высокая конкурентоспособность иностранных ритейлоров, осуществляющих интенсивную экспансию российского рынка;

- бурное развитие IT-технологий, составляющих основу деятельности ритейлора в сфере Е-коммерции.

На уровне микроэкономики:

- относительно слабая конкурентоспособность фирм - несетевых ритейлоров;

- активный импорт институтов - использование различных форм и моделей ведения бизнеса, распространенных в других странах;

- реальные выгоды фирмы как участника сетевого ритейлора (по организации производства, управлению, мотивации персонала, инвестированию, получаемым доходам).

Таким образом, современным институтом потребительского рынка, доказавшим свою жизнеспособность и обладающим высоким потенциалом развития и непосредственно влияющим на трансакционные издержки потребителя, являются ритейлорские сети.

Делись добром ;)