1.1 Цель, задачи и особенности составления бизнес - плана
Бизнес - план это комплексное исследование различных сторон деятельности фирмы. [4]
Цель разработки бизнес - плана заключается в постановке обоснованной, целостной, системной оценке перспектив развития фирмы. Таким образом, это прогноз и план ее деятельности на ближайшее будущее и дальнейшую перспективу. Он исходит из потребности рынка и возможности предприятия их удовлетворить.
Принципы, которые побуждают руководство фирмы планировать деятельность:
а) Составление бизнес - плана помогает объективно, критически и беспристрастно взглянуть на идею бизнеса. План - порядок действий, который отражает приоритеты и способствует предотвращению ошибок.
б) Бизнес - план можно рассматривать, как рабочий инструмент, который помогает руководству контролировать и грамотно управлять деятельностью фирмы.
в) Готовый бизнес - план это средство руководства, при помощи которого оно доводит идеи бизнеса до всех заинтересованных лиц, в первую очередь до сотрудников фирмы. [4]
В свою очередь бизнес - план способствует решению множества задач:
определяет конкретное направление деятельности фирмы, ее целевые рынки и место данного предприятия на этих рынках;
формулирует долгосрочные и краткосрочные цели фирмы;
определяет стратегию и тактику достижения целей предприятия;
помогает выбрать номенклатуру и определяет показатели товаров и услуг, предлагаемых фирмой потребителю;
оценивает издержки по созданию и реализации новых товаров и услуг;
производит оценку кадров фирмы и условия мотивации их труда;
определяет маркетинговые мероприятия фирмы по изучению рынка;
обеспечивает конкурентоспособность фирмы;
максимизирует прибыль в условиях рынка;
оценивает материальное и финансовое положение фирмы;
оценивает соответствие ресурсов фирмы поставленным целям. [13]
Бизнес - план это элемент управления, он выполняет множество функций, главные из которых:
инициирование (бизнес - план активизирует, стимулирует и мотивирует намеченные действия);
прогнозирование (бизнес - план предвидит и обосновывает желаемое состояние предприятия посредством анализа и учета факторов и их совокупности);
оптимизация (бизнес - план обеспечивает выбор наилучшего варианта развития фирмы в конкретных условиях рынка);
координация и интеграция (бизнес - план учитывает взаимосвязь всех структур фирмы и ориентирует их на желаемый результат);
безопасность управления (бизнес - план обеспечивает информацией о возможных рисках, это, в свою очередь, позволяет предприятию своевременно принять меры по минимизации или полному предотвращению негативных последствий);
упорядочение (бизнес - план создает единый общий порядок, это позволяет сделать работу более успешной);
контроль (бизнес - план предоставляет возможность оперативно отслеживать достижение поставленных целей, выявлять ошибки и их возможные корректировки);
документирование (бизнес - план дает представление деятельности фирмы в документальной форме, это, в свою очередь, может служить доказательством успешно или ошибочной работы менеджеров) [4]. В процессе разработки бизнес - плана нужно соблюсти основополагающие принципы планирования. Они будут создавать предпосылки для успешной деятельности фирмы в условиях рынка.
Основные принципы бизнес - планирования.
а) Необходимость.
Она характеризуется обязательным применением планов в любой сфере деятельности предприятия. Потому что каждый сотрудник фирмы, прежде чем выполнять работу должен знать чего он хочет достичь и как.
б) Непрерывность.
После окончания действия плана необходимо разработать новый план (планирование должно иметь скользящий характер).
в) Эластичность и гибкость.
Этот принцип характеризуется введением плановых резервов по основным показателям, применением планирования для различных ситуаций и распределением данных. Так же должны быть разработаны альтернативные планы, которые учитывают изменения среды.
г) Единство и полнота.
Для бизнес - плана необходимо наличие общей экономической цели. Также важно взаимодействие всех структурных подразделений предприятия по всем уровням планирования. Все частичные планы структурных единиц должны укладываться в общий сводный план ее социально - экономического развития. В план должны быть включены все факторы, которые имеют значение для принятия решений. д) Точность и детализация.
Бизнес - план должен быть составлен предельно точно при переходе от краткосрочных стратегий к долгосрочным стратегическим планам точность и детализация при планировании может изменяться вплоть до определения исключительно основных целей и общих направлений в развитии предприятия.
е) Экономичность. Расходы должны быть соизмеримы с поученными от нее доходами. Чтобы определить вклад планирования в эффективность, необходимо определить улучшение качества принимаемых решений.
ж) Оптимальность.
Во время планирования на всех этапах должен быть обеспечен выбор максимально эффективных вариантов решений. Оптимальность также выражается в максимизации прибыли и минимизации затрат.
з) Связь уровней управления.
Необходимо детализировать план «сверху - вниз», укрупнять его «снизу - вверх». Также необходимо частичное делегирование полномочий.
и) Участие.
Если персонал фирмы участвует в процессе планирования, то это безусловно усилит мотивацию его поведения, это связано с тем, что планирование для себя эффективнее, чем для других.
к) Стабильность.
Необходимо, чтобы план капитальных вложений был неизменен, иначе можно понести потери ресурсов и дополнительные затраты.
л) Адекватность.
Необходимо увеличивать число учитываемых факторов и повышать уровень точности прогнозов. Кроме тех принципов, которые разобраны выше в планировании, как правило, учитывают и общеэкономические принципы. Например: научность, директивность, эффективность, приоритетность и прочие.[16]
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА
- 1.1 Цель, задачи и особенности составления бизнес - плана
- 1.2 Этапы разработки бизнес - плана
- 1.3 Структура бизнес - плана
- 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
- 2.1 Резюме
- 2.2 Характеристика предприятия
- 2.3 Суть предлагаемого проекта
- 2.4 Анализ положения дел в отрасли
- 2.5 Анализ рынка
- 7) Производственный план.
- 8) Организационный план.
- 1.3 Особенности разработки бизнес – плана с целью внедрения новой
- Необходимость разработки и структура бизнес-плана.
- 51. Разработка бизнес-плана предприятия
- Бизнес-план предприятия
- Методика разработки инвестиционного бизнес-плана.
- Этапы разработки производственного бизнес - плана
- 7. Цели разработки и структура бизнес-плана предприятия
- 2. Бизнес-планирование. Механизм разработки разделов бизнес-плана туристского предприятия