logo
Разработка бизнес-плана внедрения новой услуги на предприятии

1.3 Структура бизнес - плана

В данной дипломной работе разработка бизнес - плана будет осуществлена по следующей схеме:

1) Резюме

2) Общее описание компании.

3) Анализ положения дел в отрасли.

4) Анализ рынка.

5) Описание предлагаемого проекта.

6) План маркетинга.

7) Производственный план.

8) Организационный план.

9) Анализ рисков.

10) Финансовый план.

Как правило, бизнес - план начинается с титульного листа, на котором указывается:

наименование проекта;

место подготовки плана;

авторы проекта, юридическое название и адрес предприятия;

имена и адреса учредителей;

назначение бизнес плана и его пользователи. [13]

Для того чтобы предупредить все лица о неразглашении содержащейся в плане информации и применении ее исключительно в интересах фирмы, которая представляет проект, составляется меморандум конфиденциальности.

После этого составляется резюме бизнес - плана. В котором прописываются ключевые положения. Описание отрасли и перспектив развития бизнеса, включая следующие характеристики:

долю предприятия на занимаемом сегменте рынка;

ее сырьевую базу;

перечень потенциальных клиентов с их возможностями;

региональную структуру производства;

основные фонды с их структурами;

инвестиционные условия.

Выбор сфер деятельности

Подробнее рассмотрим характеристику предприятия в целом. На данном этапе разработке бизнес - плана указываются полные сведения о фирме включая размер установочного капитала, распределение капитала между учредителями, ИНН, юридический и фактический адреса, вид деятельности, подчиненность предприятия, форму собственности, организационно - правовая форму, организационную структуру предприятия, банковские реквизиты и характеристику ТОП - менеджеров.

Рассматривая любой предпринимательский проект, можно понять, что он начинается с формирования общей идеи продукта, услуги или товара. Нужно указать в бизнес - плане наиболее важные характеристики производимой услуги. В реальном исполнении любая услуга имеет ряд характеристик: набор свойств, качество, название и проч., которые необходимо подробно описать в бизнес - плане, при этом указывая ее преимущество перед конкурирующими аналогами на рынке.[16]

Чтобы организовать эффективную работу фирмы, важное значение при стадии разработки бизнес - плана носят маркетинговые исследования, оценка спроса на предлагаемую продукцию или услугу, способы продвижения товара или услуги на рынке, оценка рыночных возможностей предприятия. Особую роль играет выбор ценовой стратегии предприятия, являясь важной составляющей частью плана маркетинга. [13] На верное определение цены имеют влияние большое количество факторов, которые, в свою очередь, можно разделить на две части: внутренняя, которая выражается в конечном счете, в издержках производства, и внешняя, к ней относятся : конкуренция, характер спроса, положение, которое занимает товар или услуга на рынке, политика государственных и местных органов власти, общехозяйственная конъюнктура и прочие факторы.

И наконец, в заключительной части маркетингового раздела происходит формирование плана сбыта продукции предприятия, при котором дается подробное описание стратегии выхода на рынок, порядок оплаты поставляемых товаров, прогнозируемый объем продаж на планируемый период [3].

В зависимости от вида бизнеса в плане предприятия дается краткое описание всех особенностей технологического процесса изготовления продукции или оказания услуг. Обычно выделяют два типа производственных процессов:

а) основные - они непосредственно связаны с превращением предметов труда в конечную продукцию;

б) вспомогательные - они, в свою очередь, напрямую не участвуют в основных процессах, а лишь способствуют их исполнению. [4]

Необходимо, чтобы план производства соответствовал мощности предприятия и включал в себя потребности в материальных ресурсах, количество производственных запасов. Необходимость зданий, сооружений, машин и оборудования определяется исходя производственной мощности, принятой в технологии и производительности оборудования каждого из видов.

Планирование трудовых ресурсов происходит при помощи определения потребности в персонале, ИТР и служащих по категориям. Для этого создается штатное расписание для рабочих и служащих отдельно.

При организационном планировании идет формирование организационной структуры предприятия, направленной на установление четких взаимодействий между каждым из отдельных подразделений. [8]

В качестве основных характеристик организационной структуры выступают: количество управленческого персонала по функциям управления, численность линейного управленческого персонала, количество уровней иерархии системы управления предприятием, количество структурных звеньев на каждом из уровней, степень централизации управления. Как правило, разработка структуры фирмы идет в несколько этапов.

Чтобы принять окончательное решение по бизнес - проекту нужно четко определить инвестиции и производственные издержки. [7] При этом необходимо учитывать инвестиции и издержки производства, при этом прибыльность проекта в итоге будет зависеть от их размеров, структуры и графика осуществления.

Суммарные инвестиционные затраты на осуществление предпринимательского проекта в первую очередь включают издержки на формирование основного капитала, производственные издержки и издержки оборотного капитала. При этом основной капитал состоит из средств, которые потребуются на строительство и оснащение оборудованием инвестируемого проекта, оборотный же капитал - средства, обеспечивающие функционирование проекта.

Под оборотным капиталом понимают средства, расходуемые при эксплуатации объекта в зависимости от его производственной программы. Это текущие оборотные финансовые средства с учетом вычета краткосрочных обязательств, в которые входят товароматериальные ценности, счета дебиторов, незавершенную и готовую продукцию, а также наличные средства. [13]

На необходимость в оборотном капитале большое влияние имеет объем капитальных средств, которые находятся без движения в форме товароматериальных ценностей.

В первую очередь при исчислении потребности в оборотном капитале нужно вычислить минимальное количество дней, обеспеченных текущими пассивами и активами. После этого определить годовую заводскую себестоимость и издержки на производство. Затем происходит вычисление коэффициента оборачиваемости составных частей текущих пассивов и активов посредством деления 360 дней на число минимального обеспечения. В завершении, вычтя текущие пассивы и суммы текущих активов находят сумму необходимого чистого оборотного капитала для всевозможных стадий производства. [4]

Учитывая суммы расходов для подготовки производства, фиксированных инвестиций и чистого оборотного капитала, получают возможность вычислить общую потребность в финансовых ресурсах.

Как правило, эффективность реализации предпринимательских проектов характеризуют системой показателей, которая отражает взаимосвязанные уровни оценки: бюджетный, коммерческий и народнохозяйственный. [13]

Народнохозяйственный уровень, в свою очередь показывает затраты и результаты отрасли, региона, города, страны. Учитывая социальные и экономические последствия.

Учет финансовых последствий для заинтересованных участников проекта отражает коммерческий уровень оценки.

Бюджетный уровень оценки направлен на учет влияния, оказываемого проектом наместный, региональный, федеральный бюджеты. Финансовая оценка предпринимательского проекта происходит благодаря системе показателей, которые характеризуют прибыльность, ликвидность, платежеспособность, применение активов, а так же акционерного капитала. [16]

По каждому из лет функционирования предприятия принято определять чистую текущую стоимость при помощи дисконтирования разности всех оттоков и притоков средств к какому-либо моменту времени при заранее определенной, фиксированной норме процента.

Следует отметить, что минимальный коэффициент окупаемости, или коэффициент дисконтирования должен равняться ставке процентов, которую выплачивают заемщики или фактической величине ставки процента по долгосрочным займам на рынке капиталов.

При условии, что рентабельность инвестиций превышает минимальный коэффициент дисконтирования, чистая текущая стоимость имеет положительное значение. Когда значение ЧТС равняется нулю, рентабельность проекта соответствует минимальной норме. То есть приемлемым принято считать проект ЧТС которого не меньше нулевого значения. Если капитальные вложения, связанные с предстоящей реализацией проекта, осуществляют в несколько этапов (интервалов), то расчет показателя NPV производят по формуле (1).

(1)

где CFt - приток денежных средств в период t;

It - сумма инвестиций (затраты) в t-ом периоде;

r - барьерная ставка (ставка дисконтирования);

n - суммарное число периодов (интервалов, шагов)

t = 1, 2, ..., n (или время действия инвестиции).[2]

Внутренняя норма доходности -- IRR -- это процентная ставка, при которой чистая приведённая стоимость (чистый дисконтированный доход -- NPV) равна 0. NPV рассчитывается на основании потока платежей, дисконтированного к сегодняшнему дню. Среди ключевых моментов успешной реализации бизнес-плана находится расчет коэффициента дисконтирования. Коэффициент дисконтирования дает возможность оценить величину инвестиций с учетом риска и временного фактора. Расчёт коэффициента дисконтирования производится по формуле (2).

(2)

где Kd - коэффициент дисконтирования,

i - дисконтная (процентная) ставка,

n - порядковый номер периода.

Под периодом окупаемости принято считать срок, который необходим для возмещения исходных инвестиций посредством доходов, принесенных проектом. То есть это продолжительность периода, в течение которого сумма чистых доходов, дисконтированных на момент завершения инвестиций, приравнивается с суммой инвестиций.

Анализ безубыточности подразумевает под собой определение точки безубыточности, которой соответствует минимальный объем выпускаемой продукции, при котором доход от продаж сравнивается с количеством производственных издержек. [7]

К постоянным расходам принято относить кредиты, начисляемые на них проценты, накладные расходы, амортизационные отчисления по основному оборудованию; к переменным все прямые затраты, то есть то, что зависит от объемов.

Бизнес - план представляет собой конечный результат исследований всевозможных сторон деятельности рассматриваемого предприятия и выполняет важнейшие функции на предприятии. В несколько этапов проходит формирование бизнес - плана. Прежде всего, это определение миссии, краткое, но достаточно емкое описание хозяйственной единицы, ее основных целей, сферы деятельности, норм поведения и роли, которую она играет в решении социальных задач региона.

Это позволяет во второй главе дипломной работы, основываясь на теории, описанной в первой главе, разработать практический бизнес - план, произведя все необходимые для этого расчеты. [13] При помощи которых будет продемонстрировано, что данный бизнес - план по своей сути является рентабельным, эффективным и крайне перспективным. Следует подчеркнуть тот факт, что планирование коммерческой или производственной деятельности не просто возможно, а даже жизненно необходимо абсолютно для любых организационно- правовых форм предприятий. При условии наличия подобного хорошо разработанного бизнес - плана появляется возможность активного развития предпринимательской деятельности, привлечения инвесторов, партнеров и кредитных ресурсов.