Разработка бизнес-плана предприятия по производству минеральных удобрений
1.1 Понятие планирования
Планирование, являясь нормой любой предпринимательской деятельности, необходимо для предвидения будущей ситуации и для эффективного достижения цели. Процесс планирования связан с анализом и принятием решений и требует времени и умственных усилий. Время - особый невосполнимый вид ресурсов.
Планирование имеет разработанные методики, использует научный подход, совершенствует и применяет новые методики и улучшения, поэтому планирование - это наука.
В связи с тем, что специалисты применяют разные методы, формы, виды и элементы планирования в зависимости от конкретной ситуации, своих знаний, личных качеств, стиля и подхода, планирование - это искусство.
Планирование как вид деятельности - это процесс выработки действий по достижению цели.
Планирование отвечает на следующие вопросы:
* Что делать и для кого (товар)?
* Как делать (технология, программа действий)?
* Когда делать?
* Сколько делать?
Также планирование помогает оценивать уже совершенные действия (отвечает на вопросы: что уже было сделано, какие ресурсы уже есть и т. д.).
Основные цели процесса планирования: 1) оптимизация всех видов затрат; 2) координация действий коллектива; 3) предвидение событий с целью снижения риска и необоснованных потерь; 4) готовность к быстрому реагированию на изменение окружающей среды.
Планирование может осуществляться с разной границей охвата времени - горизонтом планирования, который бывает:
* долгосрочным - 5-10 лет;
* среднесрочным - 2-5 лет;
* краткосрочным - до 2 лет.
Планирование должно придерживаться определенных принципов:
1. Непрерывность. Необходимо постоянно планировать и корректировать планы, так как цели и ситуация могут меняться.
2. Координация и интеграция. Координация охватывает взаимодействие всех организационных единиц одного уровня, а интеграция необходима для согласованности действий между единицами различных уровней.
3. Системность. Предприятие во внешней среде должно учитываться в комплексе.
4. Научность. Необходимо применять научные методы в планировании.
Этапы планирования: 1) определение миссии - основного ориентира действий; 2) прогнозирование - оценка будущего состояния внешних и внутренних факторов; 3) формулирование целей (желаемых результатов). Цель должна быть четкой, ясной, конкретной, измеримой (ответ на вопрос «что»). Идеал - недостижимая цель; 4) программирование - создание планов действий, программ, графиков работ - планов во временной последовательности (ответ на вопросы «когда», «как»); 5) бюджетирование - определение объема работ и распределение объемов ресурсов по видам работ (ответ на вопрос «сколько»); б) формирование политики предприятия - составление общих правил деятельности на предприятии; 7) формирование процедур действий (бизнес-процессов) [3].