Разработка бизнес-плана предприятия по производству минеральных удобрений
1.6 Структура и содержание бизнес-планирования
Стандартный бизнес-план в соответствии с методиками его разработки, утвержденными в Российской Федерации, состоит из следующих разделов:
· меморандум о конфиденциальности;
· резюме;
· описание предприятия и отрасли;
· описание продукции;
· план маркетинга;
· инвестиционный план;
· производственный план;
· организационный план;
· финансовый план и показатели эффективности бизнес-плана;
· анализ рисков (анализ чувствительности);
· выводы;
· приложения.
Определим специфику описания каждой вышеуказанной компоненты бизнес-плана и рассмотрим глубину проводимых исследований.
1. Меморандум конфиденциальности.
Меморандум конфиденциальности (1 страница) составляется с целью предупреждения лиц, допускаемых к ознакомлению с бизнес-планом, о конфиденциальности содержащейся в нем информации. Часто бизнес-планы имеют грифы секретности, ограничивающие круг потенциальных читателей.
В данном разделе указываются также разработчики документа и их квалификация.
2. Резюме.
Резюме представляет собой краткое изложение сути инвестиционного проекта. Оно должно быть кратким (1-2 страницы) и содержать описаний ключевых моментов, которые должны позволить лицам, принимающим решения, сформировать свое отношение к предлагаемому проекту развития предприятия (далее инвестиционному проекту).
С этой целью в резюме указываются следующие данные:
· полное название, адрес и телефон предприятия-инициатора проекта;
· описание предприятия, его специфики;
· краткие сведения об управленческом персонале и его доле в капитале предприятия;
· цель составления бизнес-плана:
· цели предприятия;
· краткая характеристика конъюнктуры рынка;
· суть предлагаемого проекта (деятельность предприятия для осуществления цели);
· результаты реализации проекта,
· факторы риска проекта;
· совокупная стоимость проекта, объем средств, которые инициатор инвестирует в проект;
· потребность в финансировании, желательные формы и условия инвестирования, гарантии по возврату заемных средств.
3. Описание предприятия и отрасли.
Описание предприятия и отрасли имеют целью формирование у лиц, принимающих инвестиционные решения, четкого представления о предприятии как объекте инвестирования или возможном партнере при реализации инвестиционного проекта
Описание предприятия должно включать в себя следующие данные:
· наименование предприятия, его организационно-правовая форма, юридический и почтовый адрес;
· краткая экономико-географическая и историческая справка (место нахождения предприятия, занимаемая площадь, дата образования, первоначальные цели предприятия и сведения о развитии за прошедшее время);
· уставный капитал предприятия;
· учредители и распределение капитала между ними;
· организационная структура предприятия;
· дочерние предприятия;
· состав звена управления (сведения о руководителях, занимаемая должность, Ф.И.О., возраст, образование, опыт работы), персонал предприятия и его структура;
· структура активов (основной и оборотный капитал); характеристика инвестиционного проекта материальных ресурсов; зданий и сооружений, объектов социальной инфраструктуры, оборудования (остаточная стоимость и степень износа), незавершенного строительства, материальных запасов;
· описание текущего финансового состояния предприятия, анализ баланса,
· специализация предприятия, объем выпускаемой продукции, доля экспорта:
· доля рынка продукции, представляемой предприятием;
· потребители продукции предприятия, их местонахождение и объемы потребления;
· позиционный анализ (качество продукции и услуг, уровень технологии, уровень производственных издержек, квалификация персонала, месторасположение источников энергии и поставщиков материалов, комплектующих и т.д.);
· при необходимости - согласие местных органов власти на реализацию проекта.
4. Описание продукции.
В данном разделе необходимо дать краткое содержательное описание потребительских свойств продукции, предлагаемой предприятием, а также результаты сравнительного анализа с аналогами на рынке.
Рекомендуется следующая схема описания продукции (услуг):
· наименование изделия и его спецификация;
· функциональное назначение и область применения (для каких потребителей предназначена продукция);
· основные технические, эстетические и другие характеристики продукции;
· показатели технологичности и универсальности продукции;
· соответствие стандартам и нормативам;
· стоимостная характеристика;
· стадия развития продукта (идея, эскизный проект, рабочий проект, прототип, опытная партия, серийное производство);
· требования к продукции (к контролю качества, подготовке пользователей, обслуживанию);
· возможности дальнейшего развития продукта;
· концепция развития продукции следующих поколений;
· сведения о патентно-лицензионной защите, торговых знаках, авторских правах и других объектах интеллектуальной собственности;
· структура выпуска продукции в натуральных и стоимостных показателях в настоящее время;
· перечень продукции, выпускаемой за последние 10 лет, но снятой с производства;
· условия поставки продукции;
· преимущества продукции перед аналогами;
· экспортные возможности продукции.
5. Маркетинг-план.
В данном разделе дается оценка рыночных возможностей предприятия. Объем сбыта продукции (услуг) с точки зрения прогнозирования является наиболее важным и сложным, поскольку анализ существующего рынка и политика формирования уровня и структуры спроса на продукцию определяют результаты реализации инвестиционного проекта.
Результаты исследования рынка являются также базой для разработки долгосрочной стратегии и текущей политики предприятия и определяют ее потребности в материальных, людских и денежных ресурсах.
Раздел состоит из нескольких частей.
Первая часть предполагает описание существующей ситуации на рынке: структуры рынка, конкуренции, других поставщиков аналогичной продукции или ее заменяющей продукции, эластичности спроса по ценам, реакции рынка на социально-экономические процессы, описание каналов распределения продукции, темпов роста потребления и т.д.
Во второй части раздела необходимо дать описание существующей конкуренции на рынке:
· тип конкуренции (по ассортименту, обслуживанию или сегменту рынка) - существующая конкуренция, доля рынка, потенциальная конкуренция (время существования "окна возможности" до возникновения новой конкуренции в результате появления нового конкурента);
· конкурентные преимущества (сильные стороны предприятия) - способность удовлетворять потребности рынка, проникновение на рынок, репутация предприятия, устойчивость финансового положения, ведущие сотрудники предприятия;
· важность предполагаемого рынка для конкурентоспособности предприятия;
· препятствия при освоении рынка (затраты, время, технология, ведущие работники, консерватизм покупателей, существующие патенты и товарные знаки);
· законодательные ограничения (подкрепленные законом требования потенциальных покупателей и правительства - способы удовлетворения требований, необходимое для этого время, издержки, связанные с удовлетворением требований) и прогнозируемые изменения в законодательных требованиях;
· факторы обеспечения успеха на рынке (наилучшее удовлетворение потребностей, эффективность поставок продукции или предоставления услуг, подбор кадров, географическое местоположение).
В третьей части раздела необходимо привести результаты анализа конкурентных качеств продукции (услуг) предприятия, которые оказывают значительное влияние на разработку ценовой и сбытовой стратегии маркетинга и используются при формировании плана производства.
Ценовую стратегию и выбор методики ценообразования определяют, в основном, два фактора:
· тип рынка (рынок свободной конкуренции, олигополистический рынок, монополистический рынок);
· характер целей предприятия (основными из которых являются: максимизация текущей прибыли, завоевание определенной доли на рынке, завоевание лидерства по качеству продукции).
На базе результатов анализа состояния и тенденций развития рынка, описанных выше, формируется план сбыта продукции (услуг) предприятия.
В данной части раздела описываются:
· стратегия проникновения на рынок;
· стратегия роста;
· стратегия приобретения (других предприятий);
· стратегия предоставления марки и прав другим предприятиям;
· каналы распределения продукции;
· условия оплаты продукции - процент продаж в кредит, с авансовым платежом, по факту с указанием уровней скидок, надбавок к цене и т.д.;
· величина запаса готовой продукции на складе,
· время задержки платежей за реализованную продукцию:
· инфляционные характеристики и др.
· сводные данные по объему продаж и цене продукции на внутреннем и внешнем рынке.
6. Инвестиционный план.
В данном разделе бизнес-плана должны быть отражены этапы работ по подготовке предприятия к производству продукции (услуг). Предпроизводственная стадия для каждого предприятия будет своя, однако, существует общепринятая этапность подготовительных работ, которая включает: организационный этап, строительно-монтажные работы, приобретение (изготовление) и монтаж оборудования, проведение НИР и ОКР, разработка технической (проектной, конструкторской и технологической) документации на продукцию и оснастку, изготовление и испытание опытных образцов продукции, доработка технической документации, запуск серийного производства.
Для построения календарного плана работ по организации производственного процесса и формированию активов предприятия (земельных участков, зданий и сооружений, оборудования, нематериальных активов и др.) необходима следующая информация:
· перечень этапов предпроизводственной стадии;
· описание технологического процесса;
· степень освоения продукции;
· наличие документации по проекту;
· правовое обеспечение проекта (наличие нормативно-правовой базы для организации производства, ограничения по лицензированию, наличие прав собственности на выпуск продукции);
· срок проведения работ по этапам ( дата начала, длительность и окончание этапа);
· поставщики сырья, материалов и комплектующих изделий;
· перечень необходимого оборудования с указанием стоимости и сроков поставки оборудования;
· характеристика производственных площадей для нового производства и существующего оборудования;
· инфраструктура производства;
· план вывода предприятия на проектную мощность;
· программа по подготовке кадров;
· информация о состоянии работ по проекту (для реализуемого на момент расчета проекта);
· последовательность и параллельность проведения работ;
· прогноз затрат по этапам предпроизводственной стадии;
· потенциальные источники и условия привлечения капитала.
Итоговые показатели раздела рекомендуется сводить в таблицу, составленную по данным таблицы.
7. Производственный план.
Данный раздел бизнес-плана наряду с маркетинг-планом является базовым для определения финансовых результатов инвестиционного проекта.
Основная цепь раздела - описание обеспеченности проекта с производственной и технологической стороны. Производственный план (по объему продукции и смете затрат) формируется на основе плана сбыта продукции и расчета производственных мощностей предприятия, а также прогноза производственных запасов и потерь.
8. Организационный план.
В данной части бизнес-плана дается описание концепции управления и организационная схема по структуре предприятия (или структура управления инвестиционным проектом), а также характеристика состава группы управления.
Для описания организационной структуры предприятия необходимо иметь:
· Устав предприятия;
· Положение о Совете директоров (собственников);
· перечень основных подразделений предприятия, участвующих в реализации инвестиционного проекта, их функции;
· взаимодействие подразделений между собой;
· распределение обязанностей в группе управления;
· подробное описание членов группы управления : Ф.И.О., квалификация, вклад в достижения предприятия, опыт, принципы, лежащие в основе оплаты труда данного управляющего.
В разделе может быть также дано описание правовой (юридической) формы организуемой в рамках реализации инвестиционного проекта структуры (предприятия) с четким обозначением прав собственности и распределения прибыли.
При описании собственников необходимы данные: перечень юридических (или физических лиц, их Ф.И.О.), доля собственности, степень вовлеченности в деятельность предприятия, форма собственности (обыкновенные или привилегированные акции, действительный или ограниченный партнер), имеющиеся и сохраняющие силу эквиваленты акций (опционы, конвертируемый долг и т.д.), количество акций, разрешенных к выпуску и выпущенное число акций и т.д.
9. Финансовый план.
Данный раздел бизнес-плана является итоговым и просчитывается по результатам прогноза производства и сбыта продукции.
При разработке финансового плана должны быть учтены характеристики и условия среды, в которой предполагается реализация инвестиционного проекта:
· налоговая среда (перечень видов налогов, ставки налогов и сроки их выплаты, тенденции изменения);
· изменение курса валют, по которым ведется расчет проекта;
· дифференцированная инфляционная характеристика среды;
· дата начала и время реализации проекта;
· горизонт расчета проекта.
Финансовый план включает три документа: «Отчет о прибылях и убытках», «План-баланс» и «Отчет о движении денежных средств».
Отчет о прибылях и убытках отражает операционную деятельность предприятия в текущий период проекта. С помощью данного отчета можно определить размер получаемой предприятием прибыли в определенный период времени.
Балансовая ведомость отражает финансовое состояние предприятия на конец рассчитываемого периода времени, из анализа которого можно сделать выводе росте активов и об устойчивости финансового положения предприятия, реализующего проект, в конкретный период времени.
Отчет о движении денежных средств показывает формирование и отток денежной наличности, а также остатки денежных средств предприятия в динамике от периода к периоду проекта.
На основе результатов трех отчетов проводится анализ финансовых ресурсов предприятия и выработка схемы финансирования предлагаемого проекта развития.
10. Анализ рисков (чувствительности) проекта.
Содержит информацию о реакции параметров и характеристик проекта на изменение базовых условий функционирования. Более подробно содержание этого раздела будет рассмотрено далее.
11. Выводы
В разделе делается заключение о возможности реализации проекта.
11. Приложения
В данном разделе бизнес-плана формируются данные, документы, графики, схемы, таблицы, которые необходимы для описания и подтверждения информации содержащейся в бизнес плане.
Необходимо отметить, что окончательное решение о целесообразности финансирования предложенного в бизнес-плане проекта будет приниматься потенциальным инвестором не только с учетом вышеизложенной информации о проекте, но и на основании целого ряда показателей, которые необходимо учесть в момент разработки документа.
Как показывает опыт, при рассмотрении и анализе бизнес-плана с целью принятия решения о целесообразности вложения финансовых ресурсов, потенциальных инвесторов и кредиторов более всего интересуют ответы на следующие основные вопросы:
· какова предполагаемая отдача вложений;
· каков риск потери финансовых средств [6].