Разработка бизнес-плана предприятия по производству минеральных удобрений

курсовая работа

1.6 Структура и содержание бизнес-планирования

Стандартный бизнес-план в соответствии с методиками его разработки, утвержденными в Российской Федерации, состоит из следующих разделов:

· меморандум о конфиденциальности;

· резюме;

· описание предприятия и отрасли;

· описание продукции;

· план маркетинга;

· инвестиционный план;

· производственный план;

· организационный план;

· финансовый план и показатели эффективности бизнес-плана;

· анализ рисков (анализ чувствительности);

· выводы;

· приложения.

Определим специфику описания каждой вышеуказанной компоненты бизнес-плана и рассмотрим глубину проводимых исследований.

1. Меморандум конфиденциальности.

Меморандум конфиденциальности (1 страница) составляется с целью предупреждения лиц, допускаемых к ознакомлению с бизнес-планом, о конфиденциальности содержащейся в нем информации. Часто бизнес-планы имеют грифы секретности, ограничивающие круг потенциальных читателей.

В данном разделе указываются также разработчики документа и их квалификация.

2. Резюме.

Резюме представляет собой краткое изложение сути инвестиционного проекта. Оно должно быть кратким (1-2 страницы) и содержать описаний ключевых моментов, которые должны позволить лицам, принимающим решения, сформировать свое отношение к предлагаемому проекту развития предприятия (далее инвестиционному проекту).

С этой целью в резюме указываются следующие данные:

· полное название, адрес и телефон предприятия-инициатора проекта;

· описание предприятия, его специфики;

· краткие сведения об управленческом персонале и его доле в капитале предприятия;

· цель составления бизнес-плана:

· цели предприятия;

· краткая характеристика конъюнктуры рынка;

· суть предлагаемого проекта (деятельность предприятия для осуществления цели);

· результаты реализации проекта,

· факторы риска проекта;

· совокупная стоимость проекта, объем средств, которые инициатор инвестирует в проект;

· потребность в финансировании, желательные формы и условия инвестирования, гарантии по возврату заемных средств.

3. Описание предприятия и отрасли.

Описание предприятия и отрасли имеют целью формирование у лиц, принимающих инвестиционные решения, четкого представления о предприятии как объекте инвестирования или возможном партнере при реализации инвестиционного проекта

Описание предприятия должно включать в себя следующие данные:

· наименование предприятия, его организационно-правовая форма, юридический и почтовый адрес;

· краткая экономико-географическая и историческая справка (место нахождения предприятия, занимаемая площадь, дата образования, первоначальные цели предприятия и сведения о развитии за прошедшее время);

· уставный капитал предприятия;

· учредители и распределение капитала между ними;

· организационная структура предприятия;

· дочерние предприятия;

· состав звена управления (сведения о руководителях, занимаемая должность, Ф.И.О., возраст, образование, опыт работы), персонал предприятия и его структура;

· структура активов (основной и оборотный капитал); характеристика инвестиционного проекта материальных ресурсов; зданий и сооружений, объектов социальной инфраструктуры, оборудования (остаточная стоимость и степень износа), незавершенного строительства, материальных запасов;

· описание текущего финансового состояния предприятия, анализ баланса,

· специализация предприятия, объем выпускаемой продукции, доля экспорта:

· доля рынка продукции, представляемой предприятием;

· потребители продукции предприятия, их местонахождение и объемы потребления;

· позиционный анализ (качество продукции и услуг, уровень технологии, уровень производственных издержек, квалификация персонала, месторасположение источников энергии и поставщиков материалов, комплектующих и т.д.);

· при необходимости - согласие местных органов власти на реализацию проекта.

4. Описание продукции.

В данном разделе необходимо дать краткое содержательное описание потребительских свойств продукции, предлагаемой предприятием, а также результаты сравнительного анализа с аналогами на рынке.

Рекомендуется следующая схема описания продукции (услуг):

· наименование изделия и его спецификация;

· функциональное назначение и область применения (для каких потребителей предназначена продукция);

· основные технические, эстетические и другие характеристики продукции;

· показатели технологичности и универсальности продукции;

· соответствие стандартам и нормативам;

· стоимостная характеристика;

· стадия развития продукта (идея, эскизный проект, рабочий проект, прототип, опытная партия, серийное производство);

· требования к продукции (к контролю качества, подготовке пользователей, обслуживанию);

· возможности дальнейшего развития продукта;

· концепция развития продукции следующих поколений;

· сведения о патентно-лицензионной защите, торговых знаках, авторских правах и других объектах интеллектуальной собственности;

· структура выпуска продукции в натуральных и стоимостных показателях в настоящее время;

· перечень продукции, выпускаемой за последние 10 лет, но снятой с производства;

· условия поставки продукции;

· преимущества продукции перед аналогами;

· экспортные возможности продукции.

5. Маркетинг-план.

В данном разделе дается оценка рыночных возможностей предприятия. Объем сбыта продукции (услуг) с точки зрения прогнозирования является наиболее важным и сложным, поскольку анализ существующего рынка и политика формирования уровня и структуры спроса на продукцию определяют результаты реализации инвестиционного проекта.

Результаты исследования рынка являются также базой для разработки долгосрочной стратегии и текущей политики предприятия и определяют ее потребности в материальных, людских и денежных ресурсах.

Раздел состоит из нескольких частей.

Первая часть предполагает описание существующей ситуации на рынке: структуры рынка, конкуренции, других поставщиков аналогичной продукции или ее заменяющей продукции, эластичности спроса по ценам, реакции рынка на социально-экономические процессы, описание каналов распределения продукции, темпов роста потребления и т.д.

Во второй части раздела необходимо дать описание существующей конкуренции на рынке:

· тип конкуренции (по ассортименту, обслуживанию или сегменту рынка) - существующая конкуренция, доля рынка, потенциальная конкуренция (время существования "окна возможности" до возникновения новой конкуренции в результате появления нового конкурента);

· конкурентные преимущества (сильные стороны предприятия) - способность удовлетворять потребности рынка, проникновение на рынок, репутация предприятия, устойчивость финансового положения, ведущие сотрудники предприятия;

· важность предполагаемого рынка для конкурентоспособности предприятия;

· препятствия при освоении рынка (затраты, время, технология, ведущие работники, консерватизм покупателей, существующие патенты и товарные знаки);

· законодательные ограничения (подкрепленные законом требования потенциальных покупателей и правительства - способы удовлетворения требований, необходимое для этого время, издержки, связанные с удовлетворением требований) и прогнозируемые изменения в законодательных требованиях;

· факторы обеспечения успеха на рынке (наилучшее удовлетворение потребностей, эффективность поставок продукции или предоставления услуг, подбор кадров, географическое местоположение).

В третьей части раздела необходимо привести результаты анализа конкурентных качеств продукции (услуг) предприятия, которые оказывают значительное влияние на разработку ценовой и сбытовой стратегии маркетинга и используются при формировании плана производства.

Ценовую стратегию и выбор методики ценообразования определяют, в основном, два фактора:

· тип рынка (рынок свободной конкуренции, олигополистический рынок, монополистический рынок);

· характер целей предприятия (основными из которых являются: максимизация текущей прибыли, завоевание определенной доли на рынке, завоевание лидерства по качеству продукции).

На базе результатов анализа состояния и тенденций развития рынка, описанных выше, формируется план сбыта продукции (услуг) предприятия.

В данной части раздела описываются:

· стратегия проникновения на рынок;

· стратегия роста;

· стратегия приобретения (других предприятий);

· стратегия предоставления марки и прав другим предприятиям;

· каналы распределения продукции;

· условия оплаты продукции - процент продаж в кредит, с авансовым платежом, по факту с указанием уровней скидок, надбавок к цене и т.д.;

· величина запаса готовой продукции на складе,

· время задержки платежей за реализованную продукцию:

· инфляционные характеристики и др.

· сводные данные по объему продаж и цене продукции на внутреннем и внешнем рынке.

6. Инвестиционный план.

В данном разделе бизнес-плана должны быть отражены этапы работ по подготовке предприятия к производству продукции (услуг). Предпроизводственная стадия для каждого предприятия будет своя, однако, существует общепринятая этапность подготовительных работ, которая включает: организационный этап, строительно-монтажные работы, приобретение (изготовление) и монтаж оборудования, проведение НИР и ОКР, разработка технической (проектной, конструкторской и технологической) документации на продукцию и оснастку, изготовление и испытание опытных образцов продукции, доработка технической документации, запуск серийного производства.

Для построения календарного плана работ по организации производственного процесса и формированию активов предприятия (земельных участков, зданий и сооружений, оборудования, нематериальных активов и др.) необходима следующая информация:

· перечень этапов предпроизводственной стадии;

· описание технологического процесса;

· степень освоения продукции;

· наличие документации по проекту;

· правовое обеспечение проекта (наличие нормативно-правовой базы для организации производства, ограничения по лицензированию, наличие прав собственности на выпуск продукции);

· срок проведения работ по этапам ( дата начала, длительность и окончание этапа);

· поставщики сырья, материалов и комплектующих изделий;

· перечень необходимого оборудования с указанием стоимости и сроков поставки оборудования;

· характеристика производственных площадей для нового производства и существующего оборудования;

· инфраструктура производства;

· план вывода предприятия на проектную мощность;

· программа по подготовке кадров;

· информация о состоянии работ по проекту (для реализуемого на момент расчета проекта);

· последовательность и параллельность проведения работ;

· прогноз затрат по этапам предпроизводственной стадии;

· потенциальные источники и условия привлечения капитала.

Итоговые показатели раздела рекомендуется сводить в таблицу, составленную по данным таблицы.

7. Производственный план.

Данный раздел бизнес-плана наряду с маркетинг-планом является базовым для определения финансовых результатов инвестиционного проекта.

Основная цепь раздела - описание обеспеченности проекта с производственной и технологической стороны. Производственный план (по объему продукции и смете затрат) формируется на основе плана сбыта продукции и расчета производственных мощностей предприятия, а также прогноза производственных запасов и потерь.

8. Организационный план.

В данной части бизнес-плана дается описание концепции управления и организационная схема по структуре предприятия (или структура управления инвестиционным проектом), а также характеристика состава группы управления.

Для описания организационной структуры предприятия необходимо иметь:

· Устав предприятия;

· Положение о Совете директоров (собственников);

· перечень основных подразделений предприятия, участвующих в реализации инвестиционного проекта, их функции;

· взаимодействие подразделений между собой;

· распределение обязанностей в группе управления;

· подробное описание членов группы управления : Ф.И.О., квалификация, вклад в достижения предприятия, опыт, принципы, лежащие в основе оплаты труда данного управляющего.

В разделе может быть также дано описание правовой (юридической) формы организуемой в рамках реализации инвестиционного проекта структуры (предприятия) с четким обозначением прав собственности и распределения прибыли.

При описании собственников необходимы данные: перечень юридических (или физических лиц, их Ф.И.О.), доля собственности, степень вовлеченности в деятельность предприятия, форма собственности (обыкновенные или привилегированные акции, действительный или ограниченный партнер), имеющиеся и сохраняющие силу эквиваленты акций (опционы, конвертируемый долг и т.д.), количество акций, разрешенных к выпуску и выпущенное число акций и т.д.

9. Финансовый план.

Данный раздел бизнес-плана является итоговым и просчитывается по результатам прогноза производства и сбыта продукции.

При разработке финансового плана должны быть учтены характеристики и условия среды, в которой предполагается реализация инвестиционного проекта:

· налоговая среда (перечень видов налогов, ставки налогов и сроки их выплаты, тенденции изменения);

· изменение курса валют, по которым ведется расчет проекта;

· дифференцированная инфляционная характеристика среды;

· дата начала и время реализации проекта;

· горизонт расчета проекта.

Финансовый план включает три документа: «Отчет о прибылях и убытках», «План-баланс» и «Отчет о движении денежных средств».

Отчет о прибылях и убытках отражает операционную деятельность предприятия в текущий период проекта. С помощью данного отчета можно определить размер получаемой предприятием прибыли в определенный период времени.

Балансовая ведомость отражает финансовое состояние предприятия на конец рассчитываемого периода времени, из анализа которого можно сделать выводе росте активов и об устойчивости финансового положения предприятия, реализующего проект, в конкретный период времени.

Отчет о движении денежных средств показывает формирование и отток денежной наличности, а также остатки денежных средств предприятия в динамике от периода к периоду проекта.

На основе результатов трех отчетов проводится анализ финансовых ресурсов предприятия и выработка схемы финансирования предлагаемого проекта развития.

10. Анализ рисков (чувствительности) проекта.

Содержит информацию о реакции параметров и характеристик проекта на изменение базовых условий функционирования. Более подробно содержание этого раздела будет рассмотрено далее.

11. Выводы

В разделе делается заключение о возможности реализации проекта.

11. Приложения

В данном разделе бизнес-плана формируются данные, документы, графики, схемы, таблицы, которые необходимы для описания и подтверждения информации содержащейся в бизнес плане.

Необходимо отметить, что окончательное решение о целесообразности финансирования предложенного в бизнес-плане проекта будет приниматься потенциальным инвестором не только с учетом вышеизложенной информации о проекте, но и на основании целого ряда показателей, которые необходимо учесть в момент разработки документа.

Как показывает опыт, при рассмотрении и анализе бизнес-плана с целью принятия решения о целесообразности вложения финансовых ресурсов, потенциальных инвесторов и кредиторов более всего интересуют ответы на следующие основные вопросы:

· какова предполагаемая отдача вложений;

· каков риск потери финансовых средств [6].

Делись добром ;)