logo
Анализ распределения и использования прибыли предприятия

2.3 Практические рекомендации по увеличению и использованию прибыли

Залог выживаемости предприятия - его стабильность на рынке. Для достижения и поддержания финансовой стабильности, устойчивости фирмы при анализе важен не только показатель выручка, но и его составляющие, т.е. показатели прибыль и себестоимость. В условиях рыночной экономики основа развития - прибыль. Это важнейший показатель эффективности работы организации, источники её жизнедеятельности. Рост прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства организации и удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и работников. За счет прибыли выполняются обязательства предприятия перед бюджетом, банками и другими организациями.

Невозможно изучать показатели прибыли предприятия в отрыве от показателей и коэффициентов, отражающих другие стороны деятельности фирмы. Таким образом, анализируя результаты расчетов данной курсовой работы, можно сделать ряд выводов о деятельности предприятия, что позволит составить прогноз на будущие периоды и улучшить показатели в дальнейшем.

По практической части, анализируя результаты работы, можно сделать выводы о том, что ОАО «Магнит» абсолютно не жизнеспособно по ряду показателей, динамика которых имеет отрицательную тенденцию, что может быть идентификатором банкротства компании в дальнейшем.

Самым ярким показателем работы компании является показатель чистой прибыли, которая составила 5994668 руб. в 2012 году, что на 14% меньше, чем в предыдущем периоде. В то же время потребность в добавочном капитале в деятельности ОАО «Магнит» только возрастает.

Согласно Отчету о финансовых результатах компании, в 2012 году практически вдвое увеличились коммерческие расходы организации, что отрицательно отразилось на деятельности предприятия.

Соответственно, организации следует пересмотреть структуру и источники коммерческих расходов, а также найти пути снижения этой категории расходов.

Критична ситуация и в вопросе соотношения заемного и собственного капитала. Доля заемного капитала многократно превышает долю собственного, что делает ликвидность компании крайне низкой, а соответственно падает привлекательность организации, что может стать препятствием в получении займов, а также послужить причиной оттока заемных средств по требованию кредиторов.

Улучшить ситуацию в части краткосрочных обязательств можно путем сокращения кредиторской задолженности, уменьшив цикл оборачиваемости кредиторской задолженности. Также изменить ситуацию можно с помощью реализации запасов компании, которые также превышают нормативные значения по данной категории. Данная мера приведет также к росту доли ликвидных активов, что опять таки повысит уровень ликвидности организации и позволит получить больший доход от вложенного капитала.

В капитале компании преобладают долгосрочные обязательства, что можно объяснить тем, что ОАО «Магнит» получает регулярные долгосрочные займы от материнской компании ЗАО «Тандер», и накопление этой задолженности говорит о стратегии компании, направленной на расширение своего влияния. Текущей целью организации является активное расширение зоны своей деятельности путем открытия новых торговых точек различного уровня, от магазинов «шаговой доступности» до Супермаркетов, а также развитие нового направления, магазинов парфюмерии и косметики. Для этих действий компании нужны дополнительные средства, которые вкладываются во внеоборотные активы (единицы техники, здания, сооружения, автомобили). Компании на данный момент нужно разработать стратегию деятельности, согласно которой будет возможно использовать имеющиеся собственные и заемные средства наиболее эффективно и рационально.

Низкое значение коэффициента финансовой независимости также указывает на высокую долю заемных средств в совокупном капитале. Все показатели платежеспособности предприятия находятся ниже нормативных значений.

На основе анализа резерва увеличения прибыли и рентабельности предприятия, проведенного в работе, мы можем сделать выводы о том, что на рассматриваемом предприятии существуют следующие резервы увеличения прибыли:

- увеличение объема реализации производимых товаров и услуг;

- снижение себестоимости работ и услуг;

- снижение стоимости коммерческих расходов;

- увеличение доли собственного капитала.

Система финансового планирования так же поможет грамотному планированию и использованию прибыли. Финансовое планирование на предприятии должно базироваться на использовании трех основных систем:

1) Прогнозирование финансовой деятельности.

2) Текущее планирование финансовой деятельности.

3) Оперативное планирование финансовой деятельности.

Все системы финансового планирования должны находиться во взаимосвязи и реализоваться в строгой последовательности. Первоначальным исходным этапом планирования является прогнозирование основных направлений путем разработки общей финансовой стратегии предприятия на будущие периоды, которая призвана определить задачи и параметры текущего финансового планирования. В свою очередь текущее финансовое планирование создает основу для разработки и доведения до непосредственных исполнителей оперативных бюджетов по всем основным аспектам финансовой деятельности предприятия.

Преобладание доли основных средств в активах компании связано с тем, что основной деятельностью ОАО «Магнит» является торговля продуктами питания с помощью собственных каналов сбыта. В 2012 году компания сделала большие вложения во внеоборотные активы, которые были направлены на расширение зоны действия, следовательно, в следующих периодах можно прогнозировать увеличение объема производства, соответственно роста объема продаж и увеличения показателя прибыли. В этой ситуации с одной стороны можно отметить, что ОАО «Магнит» ведёт новаторскую политику по формированию структуры капитала, что должно способствовать устойчивому финансовому состоянию, т. к. доля собственных средств у компании чрезвычайно мала (15%) и, следовательно, компании очень тщательно надо вести работу по прогнозированию рисков, сопутствующих выбранному виду деятельности. К тому же в 2012 году компания стала привлекла дополнительные займы и кредитов, без которых на данной стадии развития организации ей не обойтись. Все проекты ОАО «Магнит» требуют большого вливания финансовых ресурсов со стороны.

С другой стороны компании необходимо наращивать объем собственного капитала. Собственный капитал предприятия складывается из различных источников: уставного капитала, различных взносов и пожертвований, прибыли, непосредственно зависящей от результатов деятельности предприятия. Следовательно, следует развивать свою деятельность по данным направлениям.

По итогам анализа финансовой устойчивости ОАО «Магнит», можно сделать вывод о том, что исследуемая компания обладает таким финансовым состоянием, при котором наблюдается неустойчивая платёжеспособность, а также за исследуемый период имеет тенденцию к снижению. Чем выше отношение заемных средств к собственным средствам общества, тем больше оно зависит от кредиторов, тем серьезнее и финансовые риски, поскольку ограничение или прекращение кредитования, ужесточение условий кредита влечет за собой трудности в хозяйственной деятельности.

Коэффициенты ликвидности в ОАО «Магнит» колеблются ниже допустимых нижних пределов, следовательно, предприятие обладает достаточно низким запасом финансовой прочности, который в экстренной ситуации не позволит ему погасить свои краткосрочные обязательства в максимально быстрые сроки. В целом предприятие не может рассматриваться как успешно функционирующее.

Анализ показателей рентабельности, представленных в таблице, показал, что анализируемое предприятие в 2012 году имеет недостаточно высокий уровень рентабельности по всем показателям. Таким образом, проанализировав коэффициенты предприятия за два года, можно сделать вывод о том, что по сравнению с прошлым периодом, показатели предприятия в отчетном периоде ухудшились.

В составе краткосрочных обязательств преобладает кредиторская задолженность (86 % всех краткосрочных обязательств), в 2012 году их сумма возросла в 2 раза. Это снижает ликвидность активов компании и в целом финансовую устойчивость Общества. Также опасность для деятельности предприятия представляет значительная доля дебиторской задолженности, причем в основном в форме авансов и расчетов с покупателями и заказчиками. Чтобы это не отразилось на прибыли предприятия, нужно направить деятельность менеджеров компании на изменение кредитной политики в отношении дебиторов и кредиторов ОАО «Магнит».

Следует уменьшить срок оборачиваемости кредиторской задолженности, а в целом постараться снизить долю заемного капитала, например, за счет эмиссии ценных бумаг, или предлагать кредиторам альтернативные способы оплаты их продукции и услуг. Исправить ситуацию также можно за счет увеличения прибыли, оставляемой в распоряжении организации, сокращения дебиторской задолженности, улучшения системы управления денежными потоками, принятием учетной политики, направленной на экономию текущих налоговых платежей.

Для оптимизации управления дебиторами необходимо придерживаться следующих принципов:

1. Продавать за наличные.

2. Покупать в кредит.

3. Кредитовать покупателя на меньший срок, чем получать кредит у поставщика.

4. Определять платежеспособность партнера.

5. Проверять правильность совершения сделки при заключении договоров.

В целом по результатам деятельности общества в 2012 году, в составе имущества возросла доля ликвидных активов, что положительно влияет на ликвидность и платежеспособность компании.

Изменение собственного капитала и всех обязательств за два исследуемых периода в сумме способствовало увеличению валюты баланса на 59%, это свидетельствует о том, что компания постепенно наращивает свои мощности, делая еще один шаг на пути к достижению стоящих перед ней стратегических целей.

Распределение прибыли внутри компании осуществляется в соответствии со специально разработанной политикой (ее основу составляет дивидендная политика), формирование которой представляет собой одну из наиболее сложных задач общей политики управления прибылью предприятия. Эта политика призвана отражать требования общей стратегии развития предприятия, обеспечивать повышение его рыночной стоимости, формировать необходимый объем инвестиционных ресурсов, обеспечивать материальные интересы собственников и персонала. При этом в процессе формирования политики распределения прибыли необходимо учитывать противоположные мотивации собственников предприятия - получение высоких текущих доходов или значительное увеличение их размеров в перспективном периоде.

Основной целью политики распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, является оптимизация пропорций между капитализируемой и потребляемой частями с учетом обеспечения реализации стратегии развития и роста его рыночной стоимости.

Доля чистой прибыли, направленная на выплату дивидендов, относительно 2011 года, в 2012 году увеличилась, что говорит об уменьшении в процентном соотношении отчислений по другим направлениям распределения прибыли (в т.ч. по статье нераспределенная прибыль, которая улучшает финансовую устойчивость компании), в то время как компания, наоборот, нуждается в увеличении доли отчисления в оборотный капитал. Также о необходимости снижения доли отчислений на дивиденды говорит сравнение значений коэффициентов рентабельности совокупного капитала и собственного. Рентабельность собственного капитала меньше рентабельности совокупного, что может быть признаком слишком высокой нормы распределения прибыли на дивиденды в соответствии с потребностями компании.

В 2013 г. прогнозируется ускорение темпов роста предприятия за счет вложений в предыдущих периодах, а значит, вероятно потребуется произвести эмиссию акций и привлечь дополнительных инвесторов или направить меньшую часть прибыли собственникам.

В прогнозе на 2013 год компания может рассчитывать оставить сумму, направленную на выплату дивидендов, на существующем уровне в абсолютном выражении. Однако, за счет увеличения абсолютного значения чистой прибыли возможно увеличить отчисления в оборотный капитал, а также предусмотреть выплаты собственникам компании. Доля дивидендов в процентном соотношении скорее всего снизится, т.к. появится дополнительная прибыль, которая будет направлена на эмиссию акций и др.

Подводя итог анализа деятельности компании, следует обратить внимание, что самая большая проблема компании в существующем периоде - это катастрофически низкий уровень собственных средств в совокупном капитале компании. Это ведет к полной зависимости компании от кредиторов, снижает ее ликвидность, тормозит темпы роста и снижает уровень устойчивости компании.

В дальнейшем для улучшения рассматриваемых показателей и оптимизации работы предприятия стоит рассмотреть вышеизложенные рекомендации по ликвидации трудностей в финансовой и производственной сфере деятельности ОАО «Магнит».