Разработка мероприятий по повышению прибыли (на примере ООО "Туркомплекс Турист")

дипломная работа

2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Туркомплекс Турист»

ООО «Туркомплекс Турист» - Гостиница «Россия» находится по адресу 173000, Великий Новгород, наб. Александра Невского, д. 19/1, основным видом деятельности является «Деятельность гостиниц с ресторанами».

Гостиница располагает 56 современными номерами, включая одно- и двухместные, люксы и апартаменты. Стоимость номеров варьируется от 1550 до 7020 руб. за сутки. Средняя стоимость номера составляет около 3750 - 5240 руб. за сутки. В стоимость всех номеров входит завтрак в кафе гостиницы. Стоимость дополнительного завтрака в случае раннего заезда -- 180 руб. Во всех номерах гостиницы есть санузлы, телевизоры, телефоны. Уборка номера горничной производится ежедневно. Смена постельного белья производится 1 раз в 3 дня. Смена полотенец происходит ежедневно. Все номера оснащены рекламно - информационными материалами: информационным справочником, телефонным справочником, перечнем предоставляемых гостиницей услуг, противопожарной инструкцией.

Гостиница предоставляет возможность проводить презентации, семинары, конференции, деловые встречи и переговоры. В ней располагается конференц-зал на 40 мест, обустроенный мебелью, экраном и проектором. Также предоставляются услуги факсимильной связи, копировальной техники.

Ресторан расположен на первом этаже гостиницы. Утром здесь накрываются столы для завтрака, который включен в стоимость проживания и представляет собой шведский стол. Также в баре - большой ассортимент напитков.

Организационная структура ООО «Туркомплекс Турист» представляет собой классически простроенную (стандартную) схему управления современным гостиничным предприятием и относится к линейно- функциональному типу (рис.1.1.1).

Рисунок 2.1.1 - Организационная структура управления ООО «Туркомплекс Турист»

Организационная структура управления складывается из состава, соотношения, расположения и взаимосвязи отдельных подсистем организации. Создание такой структуры направлено прежде всего на распределение между отдельными подразделениями организации прав и ответственности.

В структуре управления гостиницей выделяются следующие элементы: звенья (отделы), уровни (ступени) управления и связи - горизонтальные и вертикальные.

К звеньям управления относятся структурные подразделения, а также отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления либо их часть (например, менеджеры, осуществляющие регулирование и координацию деятельности нескольких структурных подразделений).

В основе образования звена управления лежит выполнение отделом определенной функции управления. Устанавливающиеся между отделами связи имеют горизонтальный характер.

Под уровнем управления понимают совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в системе управления гостиницей. Ступени управления находятся в вертикальной зависимости и подчиняются друг другу: менеджеры более высокой ступени управления принимают решения, которые конкретизируются и доводятся до нижестоящих звеньев.

Недостатки линейно-функциональной структуры управления на практике усугубляются за счет таких условий хозяйствования, при которых: допускается несоответствие между ответственностью и полномочиями у руководителей разных уровней и подразделений; превышаются нормы управляемости, особенно у директоров и их заместителей; формируются нерациональные информационные потоки; чрезмерно централизуется оперативное управление производством; не учитывается специфика работы различных подразделений; отсутствуют необходимые при этом типе структуры нормативные и регламентирующие документы.

Персонал на предприятии - это объект постоянной заботы со стороны руководства предприятием. Роль персонала существенно возрастает в период рыночных отношений. Инвестиционный характер производства, его высокая наукоемкость, приоритетность вопросов качества продукции изменили требования к работнику, повысили значимость творческого отношения к труду и высокого профессионализма. Это привело к существенным изменениям в принципах, методах и социально-психологических вопросах управления персоналом на предприятии.

Хорошо подобранный трудовой коллектив - одна из основных задач предпринимателя. Это должна быть команда единомышленников и партнеров, способных осознавать, принимать и реализовывать замыслы руководства предприятия. Только она служит залогом успеха предпринимательской деятельности, выражения и процветания предприятия.

Трудовые отношения - едва ли не самый сложный аспект работы предприятия. Гораздо легче справиться с техническими и технологическими неполадками, чем разрешить конфликтные ситуации, возникающие в коллективе, где нужно учитывать индивидуальные склонности, личные установки, психологические предпочтения.

Какие бы технические возможности, организационно - управленческие преимущества не открывались перед предприятием, оно не начнет работать эффективно без соответствующего человеческого ресурса. Ведь все в конечно итоге зависит от людей, от их квалификации, умения и желания работать.

Структуру предприятия нужно рассматривать как составляющую вещественного и человеческого капитала.

Кадры предприятия - это совокупность работников различных профессионально - квалификационных групп, занятых на предприятии и входящих в его списочный состав. В списочный состав включаются все работники, принятые на работу, связанную как с основной, так и с не основной его деятельностью.

Штатное расписание ООО «Туркомплекс Турист» представлено в таблице 2.1.1.

Таблица 2.1.1 Штатное расписание ООО «Туркомплекс Турист» на 1.01.2014 г.

№ п/п

Должность

Кол-во человек (ставок)

З/плата, тыс. руб.

ФОТ, тыс. руб.

I

АУП

8

176

176

1

Директор

1

40

40

2

Помощник директора, руководитель службы контроля и безопасности

1

30

30

3

Главный инженер

1

20

20

4

Главный бухгалтер

1

20

20

5

Бухгалтер-кассир

1

15

15

6

Юрисконсульт

1

18

18

7

Инспектор по кадрам

1

17

17

8

Музыкальный работник

1

16

16

II

Служба маркетинга и продаж

7

88

133

1

Руководитель отдела продаж

1

27

27

2

Руководитель службы маркетинга

1

26

26

3

Менеджер по продажам

1

20

20

4

Администратор

4

15

60

III

Служба номерного фонда

12

71

159

1

Руководитель

1

19

19

2

Суточная горничная

4

12

48

3

Горничная

5

13

65

4

Горничная гостевых зон и служебных помещений

1

14

14

5

Заведующая складом (кастелянша)

1

13

13

IV

Инженерно-техническая служба

7,5

92

84

1

Слесарь-сантехник

1

17

17

2

Слесарь-электрик

1

17

17

3

Рабочий по обслуживанию здания

1

18

18

4

Специалист по обслуживанию лифта

0,5

16

8

5

Оператор гладильного цеха

3

14

42

6

Цветовод

1

10

10

V

Служба контроля и безопасности

4

16,5

66

1

Старший контролер

4

16,5

66

Итого

38,5

443,5

618

Таблица 2.1.1 показывает, что количество сотрудников ООО «Туркомплекс Турист» согласно штатному расписанию составляет 39 человек. Из них наибольшую долю составляет служба номерного фонда (12 человек) и АУП (8 человек). Фонд оплаты труда составляет 7416 тыс. руб. в год. (618 тыс. руб.*12 мес.).

Действующий сегодня порядок начисления ставок и окладов, при котором мера оплаты опережает меру труда (сначала устанавливаем гарантированный размер ставки или оклада, а уж затем «под него» ждем адекватного трудового вклада), допускает возможность их выплаты без достижения работниками соответствующих результатов. Здесь несколько иная логика: стоит ли достигать требуемых результатов, определенных тарифной системой, ведь и без этого получишь, как минимум, гарантированную ставку или оклад. Такой механизм организации н выплаты ставок и окладов, естественно, расслабляет, расхолаживает и, уж конечно, не заинтересовывает работников в высокопроизводительном труде. Более того, думается, что с учетом сказанного, он не во всем соответствует экономическому закону распределения по труду в его классическом понимании и принципу социальной справедливости, поскольку допускает равное вознаграждение за неравный труд.

Современное гостиничное предприятие предоставляет потребителям не только услуги проживания и питания, но и широкий спектр услуг транспорта, связи, развлечений, экскурсионное обслуживание, медицинские, спортивные услуги, услуги салонов красоты и пр. Фактически гостиничные предприятия в структуре индустрии туризма и гостеприимства выполняют ключевые функции, так как формируют и предлагают потребителям комплексный гостиничный продукт, в формировании и продвижении которого принимают участие все секторы и элементы индустрии туризма и гостеприимства. Исходя из этого, правомерно выделить гостиничную индустрию или гостиничный бизнес как крупнейшую комплексную составляющую индустрии туризма и гостеприимства и рассматривать ее самостоятельно, в значительной степени отождествляя с единой индустрией туризма и гостеприимства.

Услуги, предоставляемые в гостиницах, подразделяются на основные и дополнительные. Они могут быть бесплатными и платными.

К основным услугам относятся услуги проживания и питания.

К дополнительным услугам ООО «Туркомплекс Турист» относятся:

- Круглосуточная служба бронирования, размещения и информации

- Конференц-зал

- Wi-Fi - бесплатно на территории всей гостиницы

- Уютное кафе на 30 мест с русской и европейской кухней

- Охраняемая платная автостоянка

- Камера хранения багажа

- Банкомат

- Регистрация иностранных граждан

- Бильярд

Рассмотрим динамику реализации услуг в гостинице ООО «Туркомплекс Турист» (рис. 2.1.2).

Рисунок 1.2.1 - Динамика объема услуг гостиницы ООО «Туркомплекс Турист» за период с 2011 по 2013 год

Объем оказанных услуг ООО «Туркомплекс Турист» имеет положительную динамику. В 2013 году по сравнению с 2011 годом данный показатель вырос почти в три раза.

Коммерческий успех гостиницы зависит также от того, какие услуги она оказывает и насколько качественно все это делается. Успешная гостиница, естественно, стремиться оказать разнообразные услуги как можно большему количеству клиентов. Эта модель коммерческого успеха характерна для большинства гостиниц на рынке гостеприимства. Здесь успех зависит от услуги и объема. В связи с этим подходом многие гостиницы стараются максимально разнообразить свой ассортимент услуг, чтобы удовлетворить как можно больше потребностей клиента.

В связи с этим рассмотрим динамику реализации и оказания услуг ООО «Туркомплекс Турист» (табл. 2.1.2).

Таблица 2.1.2 Анализ выполнения плана реализации услуг ООО «Туркомплекс Турист»

Услуга

2011

2012

2013

Изменение

Тыс. руб.

% к итогу

Тыс. руб.

% к итогу

Тыс. руб.

% к итогу

2011 к 2012

2012 к 2013

(+/-)

%

(+/-)

%

Проживание гостей

4 290

72,84

15 871

89,8

21 598

91,3

+11581

+269,9

+5727

+36,1

Кафе

1 300

22,07

1 500

8,5

1 700

7,2

+200

+15,38

+200

+13,3

Конференц-зал

300

5,09

310

1,7

360

1,5

+10

+3,33

+50

+16,0

Итого

5 890

100

17 681

100

23 658

100

+11791

+200,2

+5977

+33,8

По данным таблицы видно, что план по реализации услуг ООО «Туркомплекс Турист» в 2012 году по сравнению с 2011 годом перевыполнен на 200,2% в основном за счет услуг проживания, объем которых возрос на 269,9%. В 2013 году также наблюдается перевыполнение плана по реализации услуг на 33,8% или на 5977 тыс. рублей также в основном за счет роста услуг проживания гостей на 36,1%.

Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет исключительно важное значение. Он позволяет выявить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости услуг, предоставляемых гостиницей ООО «Туркомплекс Турист»

При определении динамики затрат проводится анализ по экономическим элементам затрат, который позволяет изучить состав затрат, определить удельный вес каждого элемента в общей сумме затрат.

Сопоставлением затрат по экономическим элементам в абсолютной сумме и в процентах к общим затратам за отчетный год с затратами за предшествующий год выявляются направления в изменении отдельных элементов затрат.

Таблица 2.1.3 Структура себестоимости реализации услуг ООО «Туркомплекс Турист», тыс. руб.

Показатель

Период

Изменения

2011

2012

2013

2013 к 2011

%

1. ФОТ

2034

7129

7416

5382

264,6

2. Страховые взносы

691,6

2152,9

2239,6

1548

223,8

3. Амортизация ОФ

776,9

817,3

1955

1178,1

151,6

4. Реклама

37,3

12,1

36,5

-0,8

-2,1

5. Коммунальные услуги

181,3

188,2

196,5

15,2

8,4

6. Коммерческие расходы

130

139

154

24

18,5

7. Прочие затраты

26,1

220,6

3010,3

2984,2

11433,7

Полная себестоимость, в том числе

3877,2

10659,1

15007,9

11130,7

287,1

Постоянные затраты

3683,8

10287,4

11807,1

8123,3

220,5

Переменные затраты

193,4

371,7

3200,8

3007,4

1555,0

Объем себестоимости ООО «Туркомплекс Турист» в 2013 году по сравнению с 2011 годом увеличился на 287,1%, что составило 11130,7 тыс. руб. Такое значительное увеличение произошло в основном за счет роста амортизации на 151,6% и прочих затрат более чем в 100 раза. Наибольшую долю в структуре себестоимости гостиницы как в 2011, так и в 2013 году занимает ФОТ.

Грамотное, эффективное управление формированием прибыли и рентабельности предусматривает построение в организации соответствующих организационно-методических систем обеспечения этого управления, знания основных механизмов формирования прибыли и рентабельности, использования современных методов их анализа и планирования.

Наряду с формированием прибыли и рентабельности в каждой организации должно быть обеспечение и эффективное управление их распределением. Необходимо при этом иметь в виду, что каждый цикл распределения прибыли и рентабельности отчетного периода -- это одновременно и процесс обеспечения эффективных условий их формирования на расширенной основе в предстоящем периоде, реализации целей стратегического развития организации.

Таблица 2.1.4 Основные показатели финансово-экономической деятельности ООО «Туркомплекс Турист»

Показатель

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Отклонения 2013 от 2011 г.

абсол. (+/-)

относ., %

1. Среднесписочная численность персонала, чел

39

39

39

0

0,0

2. Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.

8641,3

8667,0

14045,0

5403,7

62,5

3. Среднегодовой остаток оборотных средств, тыс. руб.

1542

2027

2082

540

35,0

4. Денежная выручка от реализации продукции, тыс. руб.

5890

17681

23298

17408

295,6

5. Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.

3877,2

10659,1

15007,9

11130,7

287,1

6. Прибыль от реализации продукции, тыс. руб.

1852,6

6882,9

8136,1

6283,5

339,2

7. Валовая прибыль, тыс. руб.

2012,8

7021,9

8290,1

6277,3

311,9

8. Чистая прибыль, тыс. руб.

1482,1

5472,7

6483,3

5001,2

337,4

9. Фондоотдача, руб.

0,7

2,0

1,7

1

142,9

10. Фондоемкость, руб.

1,4

0,5

0,6

-0,8

-57,1

11. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств

3,8

8,7

11,2

7,4

194,7

12. Коэффициент загрузки оборотных средств

0,3

0,1

0,09

-0,21

-70,0

13. Продолжительность одного оборота, дней

94,7

41,3

32,1

-62,6

-66,1

14. Выработка на 1 работника, тыс. руб./чел.

151

453

597

446

295,4

15. Рентабельность основного вида деятельности, %

38,2

51,3

43,2

5

х

16. Рентабельность продаж, %

25,2

30,9

27,8

2,6

х

17. Рентабельность предприятия в целом, %

14,5

51,2

40,2

25,7

х

Таблица 2.1.4 показывает, что темп прироста выручки равен темпу роста производительности труда, что свидетельствует об эффективности использования персонала предприятия. Прибыль от реализации в 2013 году возросла на в 3 раза по сравнению с 2011 годом. Показатели рентабельности имеют положительную динамику. Так, на рубль выручки в 2013 году приходится 27,8 копеек прибыли, что на 2,6 копейки превышает показатель 2011 года. В целом за рассматриваемый период в наибольшей степени возрос объем прибыли от реализации продукции - на 339,2%. Снижение показателя фондоотдачи обусловлено резким ростом объема основных фондов гостиницы в 2013 году. Положительным моментом является снижение продолжительности 1 оборота оборотных средств на 62,6 дня по сравнению с 2011 годом.

Делись добром ;)