Разработка мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности ИП Кавецкий А.Ф. на рынке г. Благовещенска

дипломная работа

1.3 Методики по оценке конкурентоспособности предприятия

Различные авторы предлагают разнообразные методики по оценке конкурентоспособности розничного торгового предприятия. Согласно А.В. Васильевой оценку конкурентоспособности проводят поэтапно [9, стр.151]

1) Оценка с позиции сравнительных преимуществ -- сущность данного метода заключается в том, что производство и реализация более предпочтительнее, когда издержки производства ниже, чем у конкурентов. Основным критерием, применяемым в данном методе, являются низкие издержки. Преимуществом метода является простота оценки уровня конкурентоспособности, и отсутствие материальных затрат при проведении сравнения;

2) Оценка с позиции теории равновесия -- в основе данного метода рассматривается положение, при котором каждый фактор производства рассматривается с одинаковой и одновременно наибольшей производительностью. При этом у фирмы отсутствует дополнительная прибыль, обусловленная действием, какого-либо из факторов производства и у фирмы нет стимулов для улучшения использования того или иного фактора. Основным критерием является наличие факторов производства, не используемых в полной мере. Несомненным преимуществом данного метода является возможность определения внутренних резервов.

3) Оценка исходя из теории эффективности конкуренции -- выделяют два подхода при использовании данного метода:

- структурный подход, -- сущность которого, заключается в организации крупномасштабного, эффективного производства и деятельности предприятия. Основным критерием конкурентоспособности при использовании данного подхода является концентрация производства и капитала предприятия;

функциональный подход -- оценка конкурентоспособности согласно данному подходу осуществляется на основе сопоставления экономических показателей деятельности.

4) Оценка на базе качества продукции -- данный метод заключается в сопоставлении ряда параметров продукции, отражающих потребительские свойства [24, стр. 23]. Критерием конкурентоспособности в данном случае является качество продукции. Преимуществом данного метода является возможность учета потребительских предпочтений при обеспечении уровня конкурентоспособности. В связи с тем, что качество товара оценивают определенным набором параметров, оценка конкурентоспособности товара базируется на использовании так называемых «параметрических» индексов, характеризующих степень удовлетворения потребности в рассматриваемом товаре.

5) Профиль требований -- сущность данного метода заключается в том, что с помощью шкалы экспертных оценок определяется степень продвижения организации и наиболее сильный конкурент. В качестве критерия используется сопоставление профилей. Основным преимуществом данного метода оценки конкурентоспособности предприятия является его наглядность.

6) Профиль полярностей -- в основе данного метода лежит определение показателей, по которым фирма опережает или отстает от конкурентов, т. е. ее сильных и слабых сторон. В качестве критерия используется сопоставление параметров опережения или отставания. В таблице 1.2 приведен возможный профиль полярностей.

7) Матричный метод -- при использовании данного метода конкурентоспособность предприятия рассматривается в динамике таблица 1.2. В качестве критерия оценки конкурентоспособности предприятия используется сравнение показателя конкурентоспособности с табличным значением;

8) SWOT-анализ [34, с.186] -- данный метод позволяет проанализировать слабые и сильные стороны внутренней среды предприятия, потенциальные опасности внешней среды и на основе анализа выявить существующие возможности для развития предприятий. Этот метод оценки конкурентоспособности прост в применении, не предполагает длительных расчетов и не требует больших материальных затрат SWOT-анализ конкурентоспособности предприятия можно представить в виде следующей таблицы 1.3

Таблица 1.2 - Возможный профиль полярностей

Позитив

Негатив

У нас имеется четкая организационная структура

У них более рациональная организационная структура

У нас продумана система управления

У них система управления позволяет оперативнее решать вопросы и проблемы

У нас хорошо поставлено планирование

У них информация о состоянии рынка поступает оперативнее

Анализируя данную таблицу, можно сделать следующий вывод, при анализе происходит сравнение негативных и позитивных показателей конкурентоспособности предприятий, влияющих на его деятельность, на потребительском рынке.

Таблица 1.3 - SWOT-анализ конкурентоспособности предприятия

Внутренняя

Внешняя среда

среда

Сильные стороны:

узкая специализация;

малые транспортные расходы

Слабые стороны:

нехватка денежных средств для расширения производства

Возможности:

сохранение старых позиций на завоеванном рынке

Направленность стратегии:

повышение

конкурентоспособности

предприятия

Направленность стратегии:

использовать преимущества узкой специализации

Внешние факторы:

ввоз импортных продуктов

Направленность стратегии:

воздействие внешних факторов возможно нейтрализовать посредством уменьшения затрат на транспортировку

Направленность стратегии:

быстрая доставка продукции до потребителя

Таким образом, можно, сделать следующий вывод, при SWOT-анализе происходит сравнение сильных и слабых сторон, выявление существующих проблем, а так же возможностей и угроз предприятия, принять меры по устранению выявленных недостатков.

9) построение «гипотетического многоугольника конкурентоспособности» - данный метод предполагает оценку конкурентоспособности предприятия по восьми факторам важным для розничных торговых предприятий:

- концепция товара и услуги, на которой базируется деятельность предприятия;

- качество, выражающееся в соответствии продукта высокому уровню товаров рыночных лидеров и выявляемое путем опросов и сравнительных тестов;

- цена товара с возможной наценкой;

- финансы -- как собственные, так и заемные;

- торговля -- с точки зрения коммерческих методов и средств деятельности;

- послепродажное обслуживание, обеспечивающее предприятию постоянную клиентуру;

- внешняя торговля предприятия, позволяющая ему позитивно управлять отношениями с властями, прессой и общественным мнением;

Предпродажная подготовка, которая свидетельствует о его способности не только предвидеть запросы будущих потребителей, но выявить наличие брака перед выкладкой товара в торговом зале предприятия, чтобы некачественный товар не попал в руки потребителей, и убедить их в исключительных возможностях предприятия удовлетворить эти потребности. [17, стр. 16]

Оценка возможностей предприятия по этим факторам позволяет построить «гипотетический многоугольник конкурентоспособности», который показывает отличительные преимущества одного предприятия в отличие от другово предприятия конкурента и выявить тенденцию в определенный период времени (рис. 1.3). Если подойти одинаково к оценке конкурентных возможностей предприятий, то, накладывая схемы друг на друга, можно увидеть слабые и сильные стороны одного предприятия по отношению к другому.

Рисунок 1.3 - Многоугольник конкурентоспособности

Необходимо отметить, что вышерассмотренные методы оценки конкурентоспособности предприятия однонаправлены: один метод учитывает резервы в использовании факторов производства, другой -- стоимость этих факторов, следующий -- качество продукции.

Поэтому, конкурентоспособность предприятия надо оценивать комплексно по всем критериям и направлениям деятельности. Преимуществом данного метода является его низкозатратность и рассмотрения одновременно нескольких факторов конкурентоспособности.

Анализируя ключевые характеристики состояния предприятия и известные подходы к оценке и повышению его конкурентоспособности, можно сформулировать основные принципы концепции обеспечения, конкурентоспособности предприятий, рассматривая различные уровни конкурентоспособности предприятия на определенный период времени и его долгосрочную перспективу как на существующем сегменте рынка, так и на новых сегментах потребительского рынка (рис. 1.4) [4, стр. 208]

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рисунок 1.4 - Обеспечение конкурентоспособности предприятия

Таким образом, можно сделать следующие выводы по рисунку 1.4:

- задача обеспечения конкурентоспособности предприятия включает обеспечение конкурентоспособности продукции и собственно конкурентоспособность предприятия;

- следует выделять разные критерии конкурентоспособности предприятия в зависимости от горизонта планирования и управления на предприятии;

- основным показателем конкурентоспособности предприятия на оперативном уровне является интегральный показатель конкурентоспособности продукции;

- на тактическом уровне конкурентоспособности предприятия обеспечивается его общим финансово-хозяйственным состоянием и характеризуется комплексным показателем его состояния;

- на стратегическом уровне конкурентоспособность предприятия характеризуется инвестиционной привлекательностью, критерием которой является рост стоимости бизнеса и его прибыльность соответственно в долгосрочной перспективе [36, стр. 156].

Целью создания системы обеспечения конкурентоспособности является повышение конкурентоспособности предприятия на стратегическом уровне на основе разработки механизма комплексной оценки обоснованности всех принимаемых управленческих решений с точки зрения их влияния на увеличение стоимости бизнеса.

Внедрение системы обеспечения конкурентоспособности позволяет:

- определить приоритеты и сбалансировать цели операционной, инвестиционной, финансовой, маркетинговой стратегий предприятия;

- системно и комплексно решать задачи разработки и оптимизации производственной, инвестиционной и финансовой политики;

- эффективно использовать материальные, финансовые и человеческие ресурсы;

- обеспечить конкурентоспособность предприятия.

При этом управление стоимостью должно рассматриваться как интегрирующий процесс, направленный на обеспечение конкурентоспособности предприятия за счет концентрации общих усилий на важнейших факторах стоимости.

Стоимостное управление не предполагает никаких революционных изменений -- оно лишь вносит системообразующую идею, кардинально изменяющую точку зрения на уже давно известные управленческие истины. И в конечном итоге позволяет каждому менеджеру утверждать, что зона его ответственности -- не управление затратами или дебиторской задолженностью, а повышение стоимости предприятия с целью обеспечения конкурентоспособности.

Белоусов В.Л. предлагает другой метод анализа конкурентоспособности фирмы. Критерии конкурентоспособности группируются по отдельным элементам комплекса маркетинга:

1) Продукт.

2) Цена.

3) Доведение продукта до потребителя.

4) Продвижение продукта (маркетинговые коммуникации)

Для подсчетов используются количественные показатели. Кроме того, используется система показателей деловой активности и эффективности деятельности фирмы. Применим принципы этих двух подходов к расчету конкурентоспособности фирмы для анализа конкурентоспособности маркетинговой деятельности фирмы.

С учетом изложенного предлагается следующая система показателей:

1. По продукту:

Коэффициент рыночной доли:

КРД = ОП / ООПР , (1) [10, стр.56]

где ОП -- объем продаж продукта фирмой;

ООПР -- общий объем продаж продукта на рынке.

Коэффициент показывает долю, занимаемую фирмой на рынке. Коэффициент предпродажной подготовки:

КПП = ЗПП / ЗПОП , (2) [10, стр.64]

где ЗПП -- сумма затрат на предпродажную подготовку;

ЗПОП -- сумма затрат на производство (приобретение) продукта и организацию его продаж.

Этот показатель характеризует усилие фирмы к росту конкурентоспособности за счет улучшения предпродажной подготовки. Улучшения качества товаров перед их непосредственной продажей, улучшение торгово - технического процесса. В случае если продукт не требовал предпродажной подготовки в отчетный период, то принимается, что КПП = 1.

Коэффициент изменения объема продаж:

КИОП = ОПКОП / ОПНОП , (3) [41, стр. 4]

где ОПКОП -- объем продаж на конец отчетного периода;

ОПНОП -- объем продаж на начало отчетного периода.

Показывает рост или снижение конкурентоспособности фирмы за счет роста объема продаж.

2. По цене:

Коэффициент уровня цен:

КУЦ = (Цmax = Цmin) / 2 Цуф , (4) [19, стр.176]

где Цmax -- максимальная цена товара на рынке;

Цmin-- минимальная цена товара на рынке;

Цуф -- цена товара, установленная фирмой.

Показывает рост или снижение конкурентоспособности фирмы за счет динамики цен на продукт.

3. По доведению продукта до потребителя:

Коэффициент доведения продукта до потребителя:

КСб = (КИОП х ЗСБкоп) / ЗСБноп , (5) [17, стр. 4]

где КИОП -- коэффициент изменения объема продаж;

ЗСБкоп -- сумма затрат на функционирование системы сбыта на конец отчетного периода;

ЗСБноп -- сумма затрат на функционирование системы сбыта на начало отчетного периода.

Показывает стремление фирмы к повышению конкурентоспособности за счет улучшения сбытовой деятельности.

4. По продвижению продукта:

Коэффициент рекламной деятельности:

КрекД = (КИОП х ЗРДкоп) / ЗРДноп, (6) [21, стр.57]

где ЗРДкоп -- затраты на рекламную деятельность на конец отчетного периода;

ЗРДноп -- затраты на рекламную деятельность на начало отчетного периода;

Характеризует стремление фирмы к росту конкурентоспособности за счет улучшения рекламной деятельности.

Коэффициент использования персональных продаж:

КИПП (КИОП х ЗПТАкоп) / ЗПТАноп , (7) [20, стр.3]

где ЗПТАкоп-- сумма затрат на оплату труда торговых агентов на конец отчетного периода;

ЗПТАноп -- сумма затрат на оплату труда торговых агентов на начало отчетного периода.

Показывает стремление фирмы к росту конкурентоспособности за счет роста персональных продаж с привлечением торговых агентов.

Коэффициент использования связей с общественностью:

КИСО = (КИОП х ЗРкоп) / ЗРноп , (8) [24, стр. 3]

где ЗРкоп -- затраты на связи с общественностью на конец отчетного периода;

ЗРноп -- затраты на связи с общественностью на начало отчетного периода.

Показывает стремление фирмы к росту конкурентоспособности за счет улучшения связей с общественностью.

Суммируя вышеперечисленные коэффициенты и находя среднеарифметическую величину, определим итоговый показатель конкурентоспособности маркетинговой деятельности для конкретного продукта. Назовем его коэффициентом маркетингового тестирования конкурентоспособности (КМТК).

КМТК = (КРД+КПП+КИОП+КУЦ+КСБ+КрекД+КИПП+КИСО) / L (9) [40,стр. 4]

где L -- общее число показателей в числителе (в данном случае L = 8).

Следует отметить, что большинство коэффициентов имеют разные величины для разных продуктов. Тогда для расчета конкурентоспособности маркетинговой деятельности фирмы нужно определить сумму коэффициентов (КМТК) для всех ее продуктов:

К?+ ?КМТК / n , (10) [40, стр. 4]

где n -- количество продуктов (услуг) фирмы.

Кроме этого для расчета полной конкурентоспособности фирмы также нужно учитывать общефинансовые коэффициенты, которые рассчитываются на основе анализа баланса фирмы за отчетный период.

Таким образом, полная формула расчета конкурентоспособности фирмы будет следующей:

КФ/С = К? х КТЛ х КОСС , (11) [40, стр. 4]

Для каждого рынка продукта идентифицируются наиболее опасные (приоритетные) конкуренты. Все конкуренты делятся на определенные группы в зависимости от преимуществ, завоеванных фирмами, и таким образом устанавливается их роль в конкурентной борьбе. [40, с. 4]

Для каждой группы конкурентов характерны конкретные концепции поведения на рынке. Для деления конкурентов на группы рассмотрим матрицу группового ранжирования конкурирующих фирм (рис. 1.5).

Матрица представляет собой прямоугольник, разбитый на девять квадрантов (секторов), каждый из которых соответствует определенному коэффициенту от -10 до 10. Сам прямоугольник делится на пять уровней, каждый из которых соответствует определенной группе фирм, различающихся между собой уровнем конкурентоспособности и относящихся к следующим группам участников рынка:

Рисунок 1.5 - Матрица групп фирм, конкурирующих на рынке

Лидеры -- 0,1--10;

Претенденты на роль лидера -- 7,1--9; 3,1--7;

Последователи -- 1,1--3; 1;

Занявшие рыночную нишу -- -0,99--(-2,9); -3 -- (-6,9);

Банкроты -- -7--(-9); -9,1--(-10).

Рыночные лидеры -- фирмы, имеющие максимальный коэффициент конкурентоспособности (КФ). Как правило, эти фирмы имеют максимальную рыночную долю при продажах, являются лидерами в ценовой политике, оптимизации затрат, использовании разнообразных распределительных систем и т.д. Для фирм-лидеров характерным поведением является оборона.

Рыночные претенденты -- фирмы, расчетный коэффициент конкурентоспособности которых лежит в диапазоне от 3,1 до 9.

Рыночные последователи -- фирмы, расчетный коэффициент конкурентоспособности которых лежит в диапазоне от 1 до 3.

Фирмы, действующие в рыночной нише. Расчетный коэффициент конкурентоспособности этой группы лежит в диапазоне от -0,99 до -6,9. Фирмы этой группы обслуживают маленькие рыночные сегменты, которые другие участники конкуренции не видят или не принимают в расчет. Банкроты -- фирмы с коэффициентом конкурентоспособности от -7 до -10. Эти фирмы принимают режим внешнего управления и проводят мероприятия по выходу из банкротства или проводят расчеты с кредиторами и ликвидируются.

Данный метод трудоемкий, требует для расчета коэффициентов много данных, которые фиксируются не в каждом предприятии.

Разные авторы в зависимости от области маркетинговых исследований, и исходя из своих научных взглядов, обосновывают различные группы факторов, которые необходимо включать в совокупный (интегральный, групповой) показатель. Кроме того, предлагаются разные способы осуществления экспертных оценок, а зачастую просто указывается, что «весовые коэффициенты определяются экспертно».

Проанализируем используемые на практике методы, с помощью которых отдельные критерии организации и продукции, выраженные количественно, объединяются в комплексную оценку конкурентоспособности.

Согласно Л.В. Баумгартена рассматриваются факторы, которые определяют отдельно конкурентоспособность предприятия и конкурентоспособность продукции.

Представление комплексного показателя конкурентоспособности организации и продукции (К) суммой вида:

(12) [9, стр.151]

где Кi - единичные показатели конкурентоспособности организации (продукции) общим числом N.

Как отмечают Артур А. Томпсон-мл и А. Дж. Стрикленд, для оценки конкурентоспособности организации (конкурентной силы организации) менеджеры составляют список ключевых факторов успеха данной отрасли и конкурентных преимуществ либо недостатков (6 - 10 показателей). Затем проводится оценка организации по всем показателям (желательно использовать оценки от 1 до 10) и эти оценки суммируются для получения оценки комплексного показателя конкурентоспособности организации. Аналогичная процедура проводится и для наиболее сильных организаций конкурентов. Сравнение полученных оценок комплексных показателей конкурентоспособности организации и конкурентов позволяет выявить преимущество или отставание организации по отношению к конкурентам.

В выражении (12) в качестве единичных показателей конкурентоспособности организации (продукции) могут выступать и относительные значения, полученные путем деления значений конкретных показателей для организации (продукции) на максимальные значения или на соответствующие показатели для наиболее сильной организации конкурента (продукции конкурента). В этом случае рассчитанный по формуле (12) комплексный показатель будет отражать уровень конкурентоспособности организации (продукции) по отношению к организации конкурента (продукции конкурента).

Данный метод отличается простотой, но может искажать общую оценку конкурентоспособности организации, так как единичные показатели конкурентоспособности отдельных показателей не всегда будут одинаково важны для общей оценки.

Представление комплексного показателя конкурентоспособности организации и продукции (К) на основе использования среднего взвешенного арифметического показателя единичных показателей конкурентоспособности:

, (13) [34, стр. 4]

где: Кi - единичные показатели конкурентоспособности организации (продукции) общим числом N;

Wi - показатель значимости (веса) i - го единичного показателя конкурентоспособности.

Чаще всего на практике используют нормированные значения значимостей (весов) единичных показателей конкурентоспособности, т.е. их сумма должна быть равной единице. Тогда комплексный показатель конкурентоспособности будет измеряться в той же шкале измерения, что единичные показатели конкурентоспособности.

Этот подход к определению комплексного показателя конкурентоспособности организации предлагают использовать Артур А. Томпсон-мл и А. Дж. Стрикленд, Голубков Е.П и ряд других авторов.

Максимов И., применяя формулу (13), получает для коэффициента конкурентоспособности организации следующее выражение:

Ккп = 0,15Эп + 0,29Фп + 0,23Эс + 0,33Ат, (14) [24, стр. 3]

где: Ккп - коэффициент конкурентоспособности организации;

Эп - значение критерия эффективности производственной деятельности организации;

Фп - значение критерия финансового положения организации;

Эс - значение критерия эффективности организации сбыта и продвижения товара на рынке;

Ат - значение критерия конкурентоспособности продукции.

Коэффициенты 0,15; 0,29; 0,23; 0,33 определены экспертным способом последовательных сравнений. Отдельные показатели Эп, Фп, Эс, Ат в этом выражении в свою очередь также определяются по взвешенным аддитивным выражениям. Метод позволяет определить оценки комплексных показателей конкурентоспособности для организации и конкурентов и выявить относительную позицию на рынке.

Определение комплексного показателя конкурентоспособности организации через среднее арифметическое показателей конкурентоспособности отдельных видов продукции:

В свою очередь Свирейко Н.Е. предлагает использовать выражение (14) для определения конкурентоспособности организации, предварительно оценив конкурентоспособность каждого i - ого вида продукции, по формуле :

Кi = , (15) [33, стр. 244]

где: Е - полезный эффект от потребления продукции, определяемый отношением числа показателей, по которым продукция является наиболее привлекательной для потребителя, к общему числу оцениваемых показателей;

Р - цена потребления продукции.

Представление комплексного показателя конкурентоспособности организации и продукции на основе использования среднего взвешенного геометрического показателя единичных показателей конкурентоспособности:

конкурентоспособность розничный торговый

, (16) [9, стр.151]

где: Кi - единичные показатели конкурентоспособности организации общим числом N;

Wi - весомость (значимость) единичных показателей конкурентоспособности;

П - произведение аргументов с номерами i = 1, 2, 3,…., N.

Данный подход к определению комплексного показателя конкурентоспособности организации используют Зулькарнаев И.У. и Ильясова Л.Р. Предварительно данные авторы предлагают показатель конкурентоспособности, учитывающий действия факторов внешней среды, назвать комплексным показателем внешней конкурентоспособности, организации и представить в виде функции трех групп переменных

К= К({Кri, i = 1, ..., Nr}, {Wi , i = 1,..., Nr}, {Фi, i = 1, ..., Nф}), (17) [17, стр. 4]

Делись добром ;)